Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.Содержание, история и организация спортивной морфологии



 

Орлинская Влада, группа РиСОТ/б-19-1о

1. Содержание, история и организация спортивной морфологии

Развитие спортивной морфологии тесно связано с историей олимпийского движения. Еще в античные времена Флавий- младший (III век до н. э. ) перечислил особенности телосложения, которыми, по его мнению, должен обладать атлет, претендующий на победу в олимпийских играх. Новым стимулом для развития спортивной морфологии послужило возобновление олимпийских игр в нашу историческую эпоху. Однако становление спортивной морфологии в России не было столь уж существенно связано с этим, а определялось запросами физического воспитания.

У колыбели русской спортивной морфологии стоял известный анатом и педагог, пионер физического воспитания в нашей стране Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он разработал теоретическую анатомию с учетом действия на организм физических нагрузок и механических воздействий.

Михаил Федорович Иваницкий (1895-1969) заложил основу курса спортивной морфологии. Его ученики - А. А. Гладышева, Е. И. Шидловская, О. Н. Аксенова, Б. А. Никитюк - вложили много сил в разработку этого курса.

Наконец еще три имени - В. В. Бунак, Д. А. Жданов и М. Г. Привес - эти ученые внесли серьезный вклад в разработку анатомических и антропологических основ спортивной морфологии.

 

2. Факторы, влияющие на физическое развитие человека. Возрастная динамика физического развития человека.  

Физическое развитие является важным показателем состояния растущего организма. Понятие " физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует процесс формирования организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфофункциональные состояния на каждый данный отрезок времени (В. Н. Кардашенко, 1988). В широком смысле под этим термином подразумевается комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих возрастной уровень биологического развития (В. Г. Властовский, 1976). Учение о физическом развитии служит для индивидуальной оценки физиологических свойств организма в связи с его функциональными особенностями. Показатели физического развития служат единственным материалом для характеристики динамических показателей состояния здоровья (Г. И. Покровская, 1989). Показано, что чем хуже физическое развитие, тем выше заболеваемость. Было указано, что здоровье в большой мере определяется физическим развитием.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста. Отмечается неравномерность развития па протяжении всего периода роста (В. Н. Кардашенко, 1988).

Признаки физического развития изменчивы. Они могут зависеть как от унаследованных особенностей (генетических факторов), так и от сложного комплекса социальных условий (количества и качества пищи, климата, жилищных условий и др. ) (П. Н. Башкиров, 1962). Довольно тесно переплетаются два понятия " физического развития" и " состояние здоровья". Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заболевания, связанные с эндокринными расстройствами, нередко сопровождаются значительным нарушением физического развития (гигантизм, акромегалия, инфантилизм и др. ). Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация, также оказывает влияние на физическое развитие.

Изучение закономерностей роста и развития человека и вариаций его физических свойств составляет основу для характеристики групповых и индивидуальных соматических особенностей. Эти закономерности находят практическое применение в медицине, педагогике, психологии. Известно, что развитие - чрезвычайно сложный процесс, включающий как количественные изменения, например накопление массы тела, так и качественные изменения в организме, его органах и системах, являющейся следствием дифференциации клеток и тканей.

Физическое развитие оценивается с учетом морфофункционального состояния организма и его биологического возраста. Признаки, характеризующие физическое развитие человека, поддаются количественному и качественному учету. К основным методам исследования физического развития относят соматоскопию, антропометрию.

Из соматометрических признаков определяют длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину туловища и конечностей. Из физиометрических признаков обычно определяют жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу. Соматоскопия дает представление о морфологических особенностях
тела, о типе телосложения, об особенностях осанки, о состоянии опорно-двигательного аппарата. Основными стоматоскопическими признаками являются: исследование кожных и видимых слизистых покровов, степень развития жироотложения, степень развития мускулатуры, степень развития скелета, особенности осанки (положение головы, плечевой пояс, форма спины, форма грудной клетки, форма живота), подвижность в суставах, форма ног, форма стопы (Т. И. Алексеева, 1989; О. А. Григорович, 1997).

Для анализа данных, полученных в результате физиометрических и соматометрических измерений, используют разнообразные методы оценки. К их числу принадлежит метод индексов (формул), при помощи которого полученные значения индексов сравнивают со стандартными для данного возрастного периода, и таким образом определяют уровень физического развития. Наиболее часто применяют следующие индексы: весо-ростовой индекс, индекс Эрисмана, индекс Рорера, силовые индексы, показатель Пинье.

Другим методом оценки физического развития является метод антропометрических стандартов. Антропометрические стандарты - это региональные возрастно-половые средние величины признаков, которые разрабатываются на основе антропометрических исследований больших групп людей. Ценность этого метода состоит в том, что заключение об уровне физического развития человека делается по совокупности тотальных размеров тела с учетом их коррелятивных отношений. Для получения стандартов проводят массовые обследования здоровых людей. Полученный материал статистически обрабатывается.

Для оценки физического развития важное значение имеет такой функциональный показатель, как мышечная сила, определяемая по силе сжатия кистью динамометра. Величина силы его сжатия для правой руки должна колебаться в пределах 60-70% веса тела. Большое значение имеет показатель ЖЕЛ. Его оценивают по жизненному индексу, в пересчете на 1 кг веса тела. Определяют частоту дыхательных движений (ЧДД). У тренированных людей ЧДД меньше, чем у нетренированных (А. Г. Хрипкова, 1990). Для изучения состояния сердечно-сосудистой системы измеряют артериальное давление и подсчитывают пульс. У людей с достаточной двигательной активностью частота сердечных сокращений меньше, чем у их сверстников с гиподинамией (А. Г. Мурский, 1972).

Для оценки функционального состояния сердца решающее значение имеет определение минутного объема и ударного объема крови. По мере роста человека ударный и минутный объемы крови увеличиваются. Их величина подвергается большим индивидуальным колебаниям, зависит от различных условий (Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова, 1976).

За последние годы значительно ухудшились показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости подрастающего поколения (M. И. Степанова, 2000). Так, установлено достоверное снижение темпов продольного роста, уменьшение широтных и обхватных размеров (А. Г. Ильин и др., 2000). За прошедшее десятилетие в 1, 5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней возросла на 20 %, более чем у 25 % подростков отмечается задержка полового созревания, снижается доля детей с нормальным физическим развитием (В. П. Осотова, 1998). Произошло увеличение доли лиц астенического телосложения среди юношей с 43, 8 до 47, 7 % (Ю. А. Ямпольская, 2000).

Различия в уровне физического развития современных школьников и их сверстников прошлого десятилетия обнаруживаются и в менее выраженном приросте мышечной силы с возрастом. Так, с 12 лет темпы этого прироста резко снижаются. В результате современные юноши имеют показатели мышечной силы на 18, 5 % (на 10 кг) ниже, чем школьники 80-х годов (А. Г. Ильин и др., 2000; В. П. Осотова, 1998).

Результаты комплексной оценки состояния здоровья за последние 10 лет, свидетельствуют о снижении количества здоровых школьников до 8, 6%. В настоящее время число подростков, имеющих функциональные отклонения, составляет 36, 0 %, страдающих хронической патологией разной степени тяжести - 55. 4 % (Ю. А. Ямпольская, 2000).

В Курганской области растет показатель «часто и длительно болеющих детей» - в 1998 году их было 11, 4 %, в 1999 - 12, 9 %, число здоровых школьников (I, II группы здоровья) сократилось с 84, 0 до 79, 5 %, а количество детей с задержкой физического развития увеличилось в 2 раза (1, 6 % от общего числа) (М. Пономарева, 2000).

Серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, в пребывании на свежем воздухе, двигательной активности создает большая, несоответствующая возрастным особенностям учебная нагрузка (М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи, 2000).

Снижение двигательной активности приводит организм к гипокинезии, которая не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школе и далее в ВУЗе. Установлено, что уровень фактических суточных энергозатрат у школьников ниже должного уровня на 10-15 % (Н. Н. Ананьева и др., 1993; М. И. Чурьянова и др., 1993). 33% мальчиков и 42 % девочек не занимаются физической культурой и спортом. Это связано с низкой мотивацией учащихся к здоровому образу жизни и недостатками существующей программы физического воспитания (Н. А. Матвеева и др., 1997; Н. В. Саввина и др., 1996).

 

3. Классификации периодов роста и развития ребенка. Педагогическая классификация постнатального периода развития.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов, или периодов развития.

Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма.

Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.

Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижении зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный – 1-10 дней;

II грудной возраст – 10 дней – 1 год;

III раннее детство – 1-3 года;

IV первое детство – 4-7 лет;

V второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

VI подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Критерии такой возрастной периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек.

Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

В постнатальном развитии организма человека условно выделяют нерезко очерченные периоды со своими специфическими особенностями роста, развития и формирования органов. Это разделение получило название возрастной периодизации. Существует несколько классификаций этого периода. Наиболее распространённой является предложенная Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков РАМН:

1. Новорожденные — от рождения до 10 дней

2. Грудной возраст — от 10 дней дней до 1 года

3. Ранее детство — от 1 года до 3 лет

4. Первое детство — от 4 до 7 лет

5. Второе детство — 8—12 лет (мальчики), 8—11 лет (девочки )

6. Подростковый возраст — 13—16 лет (мальчики), 12—15 лет (девочки)

7. Юношеский возраст — 17—18 лет (юноши), 16—18 (девушки)

8. Зрелый возраст — 1-й период 19—35 лет

9. Зрелый возраст — 2-й период 36—60 (мужчины), 36—55 (женщины)

10. Пожилой возраст — 61—74 (мужчины), 56—74 (женщины)

11. Старческий возраст — 75—90

12. Долгожители — 90 и старше

 

 4 Биологический, паспортный возраст

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте - вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте.

Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально.

Биологический возраст, или возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.