|
|||
Важность валеологического образования и воспитанияВажность валеологического образования и воспитания младших школьников в сельской школе А. В. Москвина учитель начальных классов А. А. Чернова учитель начальных классов МОУ «Невонская СОШ №1 им. Родькина Н. Д. » Усть-Илимский район
Состоянию детского здоровья в Усть_илимской районе Невонской школе №1 уделяется много внимания. У младших школьников базовая учебная нагрузка удачно сочетается с внеурочной деятельностью. Основными компонентами которой и является валеологическое образование. Большинству детей в нашей школе свойственно нарушение процессов возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, гиперактивность. Вопросы охраны здоровья детей становятся актуальными, а знание валеологии педагогами и родителями – необходимостью, велением времени. Практически все родительские собрания, начиная с 1 класса, обсуждают вопросы о здоровье, закаливании, режиме дня, профилактике заболеваний, межличностных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, переутомлении детей и т. д. Сложившаяся система воспитания детей в сельской школе, формирует мотивацию к здоровому образу жизни, который и положен в основу валеологии. Обучение здоровому образу жизни или валеологии начинается уже с младшего школьного возраста и целенаправленно осуществляется на протяжении всего обучения в школе, а затем в других образовательных учреждениях. Разработанные программы внеурочной деятельности позволяют это делать дифференцированно, с учетом индивидуальности и социального положения каждого ребенка. Исследовав уровень физического, нравственного, психического здоровья детей МОУ «Невонская СОШ №1», учителя начальных классов разработали курс внеурочной деятельности «Здоровячок». Цель программы курса «Здоровячок» состоит в формировании мотивации на здоровье и развитии поведенческих навыков здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. Исходя из цели программы, определена система задач: · выработка адекватных представлений о сущности здорового образа жизни; · формирование у школьников ответственности за собственное здоровье; · ознакомление с органами человека и их функциями, правилами гигиены и безопасной жизни; · обеспечение физического и психического саморазвития; · обучение хорошим манерам.
Представленный курс ориентирован на младшего школьника и рассчитан на 34 часа в год с 1 по 4 класс. В первую очередь, он знакомит учащихся начальных классов с самим собой, со способами как помочь самому себе в различных ситуациях. Факультативный курс «Здоровячок» рассматривается как важный компонент начального общего образования. Он помогает раскрыть младшему школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических ощущений. Он учит методам конструктивного переживания. Ведение занятий дает положительный выход из конфликтных ситуаций, дает конкретные способы и действия школьнику для торможения своих негативных психических «атак» на окружающих. (6 ) Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда здоровый образ жизни становится нормой гигиенического поведения. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия. (1 ) Ребята в игровой и практической деятельности на протяжении четырех лет познают свой организм, его способности. Знания по анатомии, физиологии, психологии, окружающему миру, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности и многим другим предметам служит самосознанию и самоуважению. Затем, привитие здорового образа жизни, а именно валеологических навыков развиваются в различных видах спорта. Занятие плаванию проходят осенью и весной в бассеине «Олимпиец», лыжные тренировки в зимнее время на спортивной площадке школы, а также в спортивно-молодежном комплексе «Молодежный», занятия на тренажерах, настольных играх – шашках, теннису также регулярно проводятся в спортивном комплексе. Весной и осенью организуются Дни здоровья на спортивной площадке МДОУ «Журавушка» совместно с подготовительной группой. Ежегодная и систематическая работа в этой области дает положительные результаты по ведению здорового образа жизни. Ученики нашей школы регулярно участвуют и побеждают в районных соревнованиях «Мама, папа и я – спортивная семья. », в спортивных мероприятиях профсоюза группы «Илим». Ребята чаще выбирают спортивные секции по боксу, плаванию, лыжам, самбо, хореографии. Активное участие ребят в спорте способствует повышению иммунитета, профилактике заболеваний и пропаганде и ведению здорового образа жизни. Литература 1. Баль Л. В., Ветров В. В. Букварь здоровья: учебное пособие для младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2000. 2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: Вако, 2004. 3. Динейка К. В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. 4. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999. 5. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. М., 2015. 6. Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья: учебное пособие по валеологии для начальной школы. СПб, 1998 7. Мельничук В. М. Дневничок – здоровячок. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. Новосибирск, 2003. 8. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994. 9. Татарникова Л. Г, Захаревич Н. Б. Валеология. Основы безопасности ребенка. Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени. СПб, 1997. 10. Valeologiya_kak_nauka. doc
|
|||
|