|
|||
УРОК 21. ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА 1930-Х ГОДОВ СЛОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ И ПИСАТЕЛЬСКИХ СУДЕБ В 30-Е ГОДЫ.УРОК 21. ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА 1930-Х ГОДОВ СЛОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ И ПИСАТЕЛЬСКИХ СУДЕБ В 30-Е ГОДЫ.
Дата проведения 03. 11. 2020 г. Группа № 2 Курс: II Цель: знакомство с характеристикой основных этапов литературного процесса 30-40-х годов ХХ века. Список литературы Основная литература: Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. – С. 3 – 15, 89 – 95. Дополнительная литература: Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс. М.: Дрофа, 2006. – С. 228 – 235. Открытые электронные ресурсы: Об издательской работе [Текст]: Постановление ЦК ВКП(б) от 15 авг. 1931 г. по докладу Огиза. Библиотека научной и учебной литературы. http: //sbiblio. com/biblio/content. aspx? dictid=149& wordid=1182837 (дата обращения: 13. 09. 2018). Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 г. Сайт Исторического факультета МГУ. http: //www. hist. msu. ru/ER/Etext/USSR/1932. htm (дата обращения: 13. 09. 2018) Тезаурус Мировоззрение –совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Социалистический реализм – художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Коллективизация – форма обобществления сельского хозяйства; способ и процесс превращения индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные хозяйства, основанные на коллективном труде и коллективной собственности на средства производства и производимую продукцию. Индустриализация – (от лат. industria — усердие, деятельность) процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. План 1. Основные этапы литературного процесса, характеристика XX века в России, особенностями основных этапов литературного процесса развития литературы 30-40-х годов ХХ века. 2. Социалистический реализм, его основные принципы. 3. Основные темы русской литературы 30- 40-х годов Художественные и мировоззренческие особенности творчества писателей и поэтов в 30-е и 40-е годы. Теоретический материал для самостоятельного изучения: Эпоха 30-х – 40-х годов XX века – один из самых драматичных периодов нашей истории, начало эпохи тоталитаризма и массовых репрессий. Объявленный курс на модернизацию в виде индустриализации, коллективизации и культурной революции у советских людей вызывает огромный энтузиазм. Несмотря на лишения, голод, тяжёлые условия жизни и сталинские репрессии, построены несколько тысяч крупных промышленных предприятий, идёт выпуск самолётов и другой техники. 17 апреля 1934 года проходит первый Всесоюзный съезд советских писателей, председателем которого выступает Максим Горький. В докладе классик утверждает: «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, то есть человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружён всей мощью современной техники, – человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства. Мы должны выучиться понимать труд как творчество … Социалистическая индивидуальность… может развиваться только в условиях коллективного труда... ». Мы видим утверждение единого метода современной литературы – социалистического реализма, которому все писатели обязаны следовать. Литература должна изображать не то, что есть на самом деле, а то, что должно быть. Недостатки времени необходимо показывать как пережитки прошлого, которые надо искоренять. Таким образом утверждаются социалистические идеалы, появляются новые люди и новые общественные отношения. Интересы коллектива ставятся выше интересов личности. На первый план выходят литературные герои, которые должны совершать подвиги во имя мировой революции, строить социализм и коммунизм. В обозначенный период в литературе появляется новый жанр – производственный роман. Авторы разворачивают свои сюжеты на стройках крупных заводов или электростанций. В качестве примера можно привести романы «Соть» Леонида Леонова или «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян. В производственных романах нередко повторяются сюжеты и типажи героев. Сделать интересными подобные романы сложно, писателям приходится разъезжать по стройкам. Пафосом таких произведений становится мысль о том, что стройка – это метафора господства человека над природой. В 30-е годы происходит расцвет русского исторического романа. По разнообразию и обилию талантов эпоха 30-ых – 40-х годов не уступает предыдущему десятилетию. В этот период живут и работают такие поэты, как Александр Твардовский, Павел Васильев, Борис Корнилов, Эдуард Багрицкий, Михаил Исаковский, Лев Ошанин и другие. Советский народ объявлен хранителем вековых устоев. Поэты должны писать простым понятным языком, чтобы стихи были доступны для понимания каждого. Становится популярной песенная поэзия, ведь она, как раз, и обладает той простотой и доступностью: в ней нет сложных метафор. Всем известны строчки песни, на стихи Бориса Корнилова из кинофильма «Встречный». Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река. Кудрявая, что ж ты не рада Весёлому пенью гудка? В этих словах все образы понятны простым людям: заводской гудок, бригада, которая разделит с тобой труд и даже жизнь. Борис Корнилов – комсомольский поэт, но и он возвращается к отвергнутым в 20-е годы есенинским и цветаевским фольклорным мотивам. Эта переходность ощущается и у другого поэта – Павла Васильева. Его «Стихи в честь Натальи» 1934-го года считаются одними из лучших в творчестве. Васильев пишет о любви и размышляет о жизни в самых тонких её проявлениях: В наши окна, щурясь, смотрит лето, Только жалко - занавесок нету, Ветреных, весёлых, кружевных. Как бы они весело летали В окнах, приоткрытых у Натальи, В окнах незатворенных твоих! Во второй половине эпохи 30-х – 40-х годов арестованы по ложным доносам, расстреляны или сосланы в лагеря миллионы людей. В стране царит страх и недоверие. Если в 20-е годы происходит литературная борьба, то в 30-е годы всё приходит к единообразию, к идеологическому диктату партии. В начале 30-х годов перестают печатать Осипа Мандельштама. Один из крупнейших русских поэтов XX века в ноябре 1933 года пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны... ». Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища… В итоге поэт обречён на гонения, нищету и мученическую смерть. Но в нашем сознании его произведения становятся образцом человеческого достоинства и писательского мужества. Одним из самых драматичных моментов литературного процесса 30-х – 40-х годов становится тема коллективизации. Людей в колхозы чаще всего загоняют силой, идёт раскулачивание. Оптимистичные рассказы о создании колхозов, такие как «Бруски» Фёдора Панфёрова и «Поднятая целина» Михаила Шолохова сменяются целой серией резко негативных произведений, показывающих картины ограбления и раскулачивания крестьян. Этому посвящены произведения «Страна Муравия» Александра Твардовского, «Котлован» Андрея Платонова.
ЗАДАНИЯ: 1. Ознакомиться с теоретическим материалом, составить конспект. 2. Выполнить задание текущего контроля (тест) https: //docs. google. com/document/d/1d1A4If77wJjQesvekUz2cm4wvJWDRjxEITuTT_syyoY/edit? usp=sharing 3. Прочитать повесть А. П. Платонова «Котлован» https: //ilibrary. ru/text/1010/p. 1/index. html
Сфотографировать работу и прислать на проверку преподавателю ДО СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА на почту по адресу millestya@mail. ru илив ВК
|
|||
|