Пример заданий.
Спецификация для заключительного (очного) этапа Олимпиады «Я – профессионал»
Название направления
| «География»
| Уровень подготовки
| Задания заключительного (очного) этапа. Категория «Бакалавриат»
| Описание целевой аудитории
| Данный комплект заданий подготовлен в рамках олимпиады «Я – профессионал» и предназначен для оценки знаний и навыков студентов бакалавриата, обучающихся в первую очередь по направлениям:
· " География"
· " Экология и природопользование"
· " Гидрометеорология"
· " Картография и геоинформатика"
· " Туризм"
| Максимальное количество баллов за задания
| 100 баллов
| Время на выполнение заданий
| 180 минут
| Список ресурсов для самостоятельной подготовки
| 1. Берлянт А. М. Картография. – М.: УКД, 2010. – 322 с.
2. Большаник П. В. Туристское страноведение: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА, 2018. – 241 с.
3. Вагнер Г. А. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. М.: Техносфера. 2006. 575 с.
4. Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. Учебное пособие для вузов. - М.: АРКТИ, 2002.
5. Воронов А. Г., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. М.: Академкнига, 2003.
6. География туризма: учебник. / Под ред. А. Ю. Александровой. – М.: КНОРУС, 2018. – 592 с.
7. Кружалин В. И., Мироненко Н. С., Зигерн-Корн Н. В., Шабалина Н. В. География туризма: учебник. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 336 с.
8. Методы палеогеографических реконструкций. Методическое пособие. / Под ред. П. А. Каплина, Т. А. Яниной. М.: Географический ф-т МГУ, 2010. 430 с.
9. Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология. М.: Высшая школа, 2008. 463 с.;
10. Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 752 с.
11. Национальный Атлас России. Том. 3. «Население. Экономика». М.: 2008.
12. Панин А. В. Методы палеогеографических исследований: четвертичная геохронология. Учебное пособие. М.: Географический факультет МГУ. 2014. 116 с.
13. Экономическая и социальная география России: География экономических районов России. Учебник / Под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой. – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 640 с.
14. Lomolino M. V., Riddle B. R., Whittaker R. J. Biogeography. 5th Ed. Sunderland, MA: Sinauer, 2016.
Интернет-источники:
1. Атлас земель сельскохозяйственного назначения http: //atlas. mcx. ru/
2. Информационная база данных Федеральной службы государственной статистики РФ http: //www. gks. ru/
3. Национальный атлас почв https: //soilatlas. ru/
4. Национальный атлас России http: //национальныйатлас. рф
| Формат состязаний. Требования к содержанию и оформлению заданий.
| Формат состязаний: письменный
Каждый участник получает бумажный бланк с условиями задач и бланк ответов. Ответы записываются в специальной форме на бланке ответов. Возможно использование черновика (черновики сдаются, но не проверяются).
| Дополнительная информация/инструкции для участников, которые не вошли в Регламент
| Нет
| Краткое описание структуры задания и его основные характеристики. Система оценивания заданий.
| Задание состоит из 6 вопросов, по 1 вопросу из каждого тематического блока – «Физическая география», «Экономическая и социальная география», «Гидрометеорология», «Картография», «Экология и природопользование», «Туризм».
Все 6 вопросов требуют развернутого ответа.
4 вопроса имеют средний уровень сложности и оцениваются следующим образом: вопрос 1 – 10 баллов, вопрос 2 – 16 баллов, вопрос 3 – 15 баллов, вопрос 6 – 15 баллов. 2 вопроса относятся к высокому уровню сложности и оцениваются также по-разному: вопрос 4 – 24 балла, вопрос 5 – 20 баллов. Указано максимально возможное количество баллов за каждый вопрос.
| Информация об элементах практикоориентированности в заданиях (участие работодателей в составлении заданий)
| Одно из заданий составлено при участии Группы компаний СКАНЭКС.
| Критерии оценивания
| Вопрос 1 предполагает ответ по 5 пунктам, каждый из которых оценивается в 2 балла при полностью верном ответе или в 1 балл при частично верном ответе.
Вопрос 2 содержит 9 пунктов, 2 из которых оцениваются в 1 балл, а остальные 7 - в 2 балла при полностью верном ответе или в 1 балл при частично верном ответе.
В вопросах 3 и 5 оценивание происходит по «регрессивной шкале»: за верный и максимально полно написанный ответ дается максимальное количество баллов, чем больше ошибок и пробелов в знаниях и навыках их применения содержится в ответе, тем меньшее количество баллов дается за ответ.
Вопрос 4 состоит из 4 пунктов, каждый из которых оценивается отдельно, по «регрессивной шкале»: за верный и максимально полно написанный ответ дается максимальное количество баллов (6 баллов за каждый из пунктов), чем больше ошибок и пробелов в знаниях и навыках их применения содержится в ответе, тем меньшее количество баллов дается за ответ.
Вопрос 6 состоит из 5 пунктов, каждый из которых оценивается в 3 балла при полностью верном ответе или в 1 балл при частично верном ответе.
Если ответ демонстрирует полное отсутствие знаний и навыков и/или не содержит ни одного верного ответа / утверждения, то он оценивается в 0 баллов.
|
Пример заданий.
Задания на заключительном этапе будут представлены в соответствии со спецификацией
Время выполнения задания – 180 мин., язык выполнения работы – русский.
Вопрос 1 (21 баллов)
Перечислите все известные Вам генетические типы отложений. Напишите, каким образом в свойствах различных рыхлых отложений могут отражаться климатические и тектонические условия осадконакопления.
Вопрос 2 (12 баллов)
Назовите два метода, использующиеся как критерии атмосферной устойчивости. Охарактеризуйте каждый из них.
Вопрос 3 (16 баллов)
Вам нужно создать карту Галапагосских островов. Какую картографическую проекцию(-ии) Вы можете использовать для этого? Объясните Ваш выбор, проанализировав все факторы, влияющие на выбор той или иной проекции.
Вопрос 4 (18 баллов)
Дайте определение понятия «ареал». Перечислите известные Вам типы ареалов. К какому из них относится ареал сурикатов? Очертите границы ареала этого вида и напишите, какие факторы их обусловливают.
Вопрос 5 (21 балла)
Назовите и охарактеризуйте концепции традиционной геополитики. Напишите, в чем заключаются особенности современной геополитики и мир-системный подход в геополитике.
Вопрос 6 (12 баллов)
Назовите 2 туристских региона мира (типология ЮНВТО), характеризующихся наименьшей величиной доходов от туризма, и опишите их.
|