|
|||
1.ВВЕДЕНИЕ. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Министерство культуры и туризма Украины Харьковская государственная академия культуры
Реферат По истории кино и ТВ На тему: ««Архаичное кино» в Харькове».
Подготовила: Студентка 1 курса факультета КТИ группы 1-тр Красникова Диана Проверила: преподаватель Истории кино и ТВ Старкова А. В.
Харьков 2014. 1. ВВЕДЕНИЕ Альфред Федецкий был одним из самых известных фотографов России конца XIX – начала XX веков. Его работы удостаивались многочисленных наград на отечественных и международных фотовыставках. Федецкий пользовался большим авторитетом у коллег по профессии. Высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. Федецкий много экспериментировал в области рентгеновской фотографии и звукозаписи. Освоил технологию цветной и рельефной фотографии, а также различные методы нанесения фотоизображения на ткань, кожу и фарфор. Впервые в России произвел кинематографические съемки, а также впервые публично продемонстрировал снятое кино. И все это в Харькове…
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первое упоминание о публичной демонстрации кинематографа в Харькове датируется 7 июля 1896 года: «Сад коммерческого клуба «Сейнематограф», небывалая новость: живая, движущаяся фотография. Громадный успех за границей, а в последнее время в Москве и Петербурге. Только на несколько дней». В летний сезон 1896 года в закрытом летнем театре Коммерческого сада демонстрировалась программа, состоявшая из десяти фильмов («Английские боксеры», «Пожар в Лондоне», «Мост через Темзу», «Танец серпантин» и др. ) По мнению историка кино Вен. Вишневского, в Харьков приехал представитель английской фирмы Роберта Пола со своим аппаратом – «аниматографом». Кинопроектор Р. Пола базировался на «хронофотографе» Марея с использованием 35 мм. целлулоидной пленки. «Аниматограф» имел некоторые недоработки (к примеру, семилопастный скачковый механизм не обеспечивал устойчивое движение кинопленки). Корреспондент газеты «Южный край» сообщал: «…Некоторые фотографические «живые» снимки, воспроизводимые кинематографом, демонстрируемым в коммерческом клубе, бывают крайне туманы, дрожащи и не точны». Публичные сеансы «аниматографа» Р. Пола в Харькове устраивал французский поданный Монне, владелец одной из харьковских гостиниц. Но успех демонстраций «недавно изобретенного аппарата кинематографа» был кратковременен. Интересно отметить, что именно в это же время в харьковской прессе появляются сообщения Альфреда Федецкого о приобретении им съемочного киноаппарата: «Хронофотограф» Демени, который приобрел Федецкий был универсальным: он позволял снимать, печатать и проецировать фильмы. Прерывистое движение пленки обеспечивалось с помощью механизма пальцевого типа. Федецкий во время покупки «хронофотографа» заручился поддержкой французского промышленника Леона Гомона, который изготавливал и продавал киноаппараты Демени. Первые документально подтвержденные киносъемки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинетографическую пленку перенесения иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1, 5 минуты». Перед первой публичной демонстрацией кинематографа Федецкий решил устроить, то, что сегодня именуется пресс-показом. В свое ателье он пригласил корреспондентов харьковских газет и представителей местной власти. Гостям было показано несколько фильмов и объявлено о предстоящей демонстрации кинематографа в оперном театре. За день до премьеры в газетах появились восторженные отзывы. В частности крупнейшая в Харькове газета «Южный край» отмечала: «В этот понедельник в оперном театре состоится чрезвычайно интересный сеанс: известный наш фотограф А. К. Федецкий покажет при помощи имеющегося у него вполне усовершенствованного кинематографа, так называемые движущиеся, или живые, фотографии. Из целой серии таких картин, воспроизводимых на экране в 12 арш. ширины и 10 арш. высоты, выдаются снимки с главных моментов пребывания Их Величеств в Париже и затем местные – крестный ход во время перенесения Озерянской иконы божьей матери их Куряжа в Харьков и джигитовка казаков Оренбургского полка, снятые здесь непосредственно г. Федецким. Все снимки кинематографа г. Федецкого, которые мы видели в его ателье на экране, производят громадный эффект, с которым все бывшие здесь «движущиеся фотографии» сравниться ни в коем случае не могут. Для воспроизведения снимков в оперном театре требуется сила электрического света, сконцентрированная в одном пункте в 60 ампер. Г. Федецкий, живо заинтересованный изобретением кинематографа, даст здесь только один сеанс, затем аппарат его будет отправлен в Киев и Варшаву. До начала сеанса в оперном театре пойдет опера «Севильский цирюльник». Киносеанс Федецкого, устроенный в помещении оперного театра 2 декабря 1896 года, вызвал восторженные отзывы в прессе. Рецензенты отмечали высокое техническое качество съемки, особо выделяя то поразительное впечатление, какое оставила демонстрация фильмов на невиданном по размеру экране. Атмосферу этого просмотра хорошо передает отзыв в газете «Южный край», в котором в частности подчеркивалось, что съемки Федецкого заслуженно вызывают бурные аплодисменты зрителей. Из 18 фильмов, показанных Федецким, минимум три были сняты в Харькове. Данные на фильм «Негры на Марсовом поле, купающиеся в бассейне» ни в упоминаниях историков кино, ни в картотеке сохранившихся фильмов синематеки «Гомон» не обнаружены. Под названием «Приезд президента французской республики Феликса Фора на смотр войск 14 июля», возможно, фигурирует фильм «Прибытие президента республики на скачки» (Большой приз Парижа в 1896 г. ). Картина, изображающая «улицу Большой Оперы в Париже, на которой все движения фигур и экипажей происходили не вперед, а назад», могла в оригинале называться «Движение в Париже». Фильм «Переезд Их Величеств из Парижа в Сен-Клу» демонстрировался во Франции под названием «Царь Николай II во время посещения Парижа». Остановимся на этом фильме более подробно. В середине января 1897 года происходит событие, ставшее в дальнейшем одной из причин, побудивших Федецкого прекратить кинематографическую деятельность - в зале оперного театра состоялась первая в Харькове демонстрация «синематографа» бр. Люмьер. Безусловно, первые показы фильмов Люмьер в Харькове коренным образом не повлияли на решение Федецкого. Фотограф воспринял их как временное явление. Он все еще надеется на реализацию своих сюжетов во Франции и демонстрацию своего «кинетографа» в других городах России. Федецкий снимал, не зная ни чувствительности пленки, ни освещенности объекта. Он не мог определить чувствительность пленки предварительными пробами, не имел возможности установить освещенность с помощью экспонометра. Фотограф самолично проявлял заснятую кинопленку на раме, помещенной в деревянный бак с раствором. Только процесс проявки, который предварялся пробой и велся визуально при красном свете, позволял частично выправить допущенные ошибки экспонирования и «вытянуть» все необходимые детали изображения. Летом 1897 года в Харькове возобновились демонстрации фильмов Люмьер. В наличии у демонстратора находилось около ста картин, что позволяло производить частую смену программ. «Кинематограф г. Люмьера кардинально отличается от тех кинематографов, которые раньше были демонстрированы в Харькове, - отмечала газета «Южный край». - Преимущество его перед предыдущими, главным образом, состоит в том, что в нем почти нет тех колебаний света, которые сильно влияют на зрение и нарушают иллюзию. Демонстрация кинематографа сопровождается аплодисментами публики, по требованию которой, много движущихся картин было повторено». Других сведений о кинематографической деятельности Федецкого пока выявить не удалось. Из небольшой газетной заметки (сентябрь 1897 г. ) о демонстрации им кинематографа «с большим успехом в Оперном театре в прошлом году», можно сделать вывод, что больше публичных сеансов в Харькове Федецкий не проводил. Сеансы в Харькове не окупили затрат на дорогостоящее кинопроизводство. Съемка фильмов не оправдывала ни затраченного труда, ни стоимости пленки и химикатов на ее обработку. К примеру, полутора минутный сюжет «перенесения иконы Озерянской божьей Матери» имел длину 35 метров. Фильм такого метража в 1900 году обходился производителю почти 500 рублей. Однако, в 1896 году стоимость сырой пленки была выше, соответственно и производство фильма обходилось дороже. К тому же, «единственный в России», как рекламировал Федецкий свой «кинетограф», таковым в декабре 1896 года уже не являлся. Леон Гомон через специализированную прессу объявил о продаже «хронофотографа» Демени в России. Нарушение Гомоном договора об «исключительном праве», которое приобрел Федецкий на «изготовление для продажи в России пленок негативно-позитивных с разными видами для хронофотографа Демени» последствий не возымело.
3. ВЫВОД Имя Альфреда Федецкого неразрывно связано с Харьковом и понятием кинематограф. Подводя итог деятельности автора первой в Российской империи киноленты можно предположить, что киносъемки и киносеансы им устраивались, в том числе, и в рекламных целях, для обеспечения конкурентоспособности своего предприятия. Однако, вполне правомерно и утверждение, что кинематограф был воспринят Федецким как замечательное творение человеческого разума. Финансовая прибыль нового зрелища интересовала его несравненно меньше, чем предвидение художественно-изобразительных возможностей киноэкрана. В Харькове увековечили первый кинопоказ и автора первого русского фильма. Об этом напоминает мраморная доска на здании Харьковской филармонии. 2 декабря 1896 года, когда выдающийся в то время фотограф Альфред Федецкий провел первый публичный киносеанс в Харькове, наш город получил определенный статус в истории кинематографа. Именно с этого момента можно отсчитывать время рождения и становления украинского кинематографа. Харьков внес свою весомую лепту в страницы истории кинематографа дореволюционного периода, советской и постсоветской эпохи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. В. Н. Миславский Харьков и кино. Фильмо-биографический справочник. 2. Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс Лекций. »
|
|||
|