|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хвойковское лесничество
Практическая работа №5 Изучение расположения покрытых лесом территорий лесхозов (лесничеств)
1. Привести условную схему заданного лесхоза (лесничества). Нанести на схеме конфигурацию имеющихся лесных массивов и охарактеризовать их форму. Сделать выводы 2. Рассмотреть существующую сеть дорог на территории лесничества. Дать описание схемы примыкания дорог к лесным массивам. Привести основные виды. Составить банк данных по дорогам
Одним из факторов, характеризующим лесфонд и оказывающим существенное влияние на выбор направления при прокладке трасс магистральных лесных дорог, являются размерные параметры кварталов, на которые разбит лесной массив. Так, если лесной квартал лесничества имеет сетку с размерными параметрами 1 км на 1 км, то квартальные просеки, проходящие по его периметру, имеют длину 4 км. В свою очередь, при размерах квартала 0, 5 км на 0, 5 км, протяженность просек на площади в 1 км2 увеличивается в 2 раза, что дает возможность более рационально размещать автомобильные дороги в границах лесных массивов. Кроме того, при формировании сети лесных дорог необходимо максимально принимать во внимание количество и площадь таксационных выделов, находящихся на территории кварталов, а также возрастной состав произрастающих на них лесонасаждений, влияющий на периодичность проведения того или иного вида рубок. Так, в соответствии нормативными требованиями средняя площадь таксационного выдела должна составлять от 3 га до 10 га, а минимально допустимая находится в пределах - от 0, 1 га до 1 га. Следовательно, в квартале, имеющем площадь 100 га (1 км´ 1 км), может быть, согласно усредненным нормативам - от 3 до 30 выделов, а с учетом минимума площади таксационного выдела - более 90 выделов (рис. 3. 5).
Рис. 3. 5. Примеры количественного состава таксационных выделов в кварталах Все это говорит о том, что проектировать сеть лесных дорог, и особенно строить ее, нужно первоначально начиная в тех лесных массивах, где имеется наибольшее количество таксационных выделов. Ведь именно здесь будут, более часто производится различные виды рубок, как главного, так и промежуточного пользования. А это значит, что интенсивность движения по таким дорогам будет достаточно высокой, что приведет к значительной загруженности лесных автомобильных дорог проходящих через такие кварталы. Сложившаяся сеть дорог в пределах лесных массивов в некоторых случаях может полностью удовлетворять потребности лесхозов в перевозках древесных ресурсов. Но, как правило, в своем большинстве ее протяженность недостаточна. Как и не в полной мере удовлетворяет хорошим условиям движения состояние уже существующих лесных дорог. Это относится как к дорогам магистральным, так и второстепенного значения. В этой связи следует также отметить значимость существующих лесных дорог второстепенного значения (особенно грунтовых), так как именно они являются основой для создания развитой лесотранспортной сети автодорог на покрытых лесом территориях. Кроме того, этим целям могут служить достаточно развитая сеть квартальных просек. В современных условиях развития в процессе освоении лесов для вывозки древесного сырья, транспортирования техники к местам ведения лесозаготовок и т. д. в пределах лесных массивов следует использовать следующие транспортные пути: а) автомобильные дороги общего пользования с различными типами покрытий; б) лесные автомобильные дороги - магистральные и второстепенного значения; в) квартальные просеки; г) дороги мелиоративные, колхозов и совхозов (в качестве подъездов) и др. При изучении лесных массивов с точки зрения размещения на их территории дорог и их примыкания необходимо сказать, что дороги общего пользования главным образом: а) пересекают лесные массивы или пересекаются в них, и разделяют их на части с различным соотношением этих частей (рис. 3. 6); б) примыкают к границам лесного массива без дальнейшего прохождения через него (рис. 3. 7); в) проходят с одной либо нескольких сторон лесного массива вдоль либо в непосредственной близости от него (рис. 3. 8).
Рис. 3. 6. Варианты разделения лесного массива на части дорогами общего пользования: 1 - дороги общего пользования; 2 - лесной массив
Рис. 3. 7. Вариант примыкания дороги общего пользования к лесному массиву: 1 - дороги общего пользования; 2 - лесной массив
Рис. 3. 8. Варианты прохождения дорог общего пользования по отношению к лесному массиву: 1 - дороги общего пользования; 2 - лесной массив При рассмотрении сложившейся в республике сети лесных дорог следует различать дороги магистральные (базовые) и второстепенного значения, которые служат для подъезда к магистралям. Магистральные дороги могут: а) пересекать лесной массив с одной его стороны на другую с целью обеспечения подъезда к нему с обеих сторон с примыканием к дорогам общего пользования (рис. 3. 9);
Рис. 3. 9. Вариант пересечения магистральной лесной дорогой лесного массива и примыкания ее к дорогам общего пользования: 1 - дороги общего пользования; 2 - лесной массив; 3 - магистральная лесная дорога
б) разделять лесные массивы на части в соответствии с требуемой густотой лесотранспортной сети и примыкать к дорогам общего пользования с одной стороны, не имея выхода из лесного массива с другой (тупиковая схема) (рис. 3. 10);
Рис. 3. 10. Вариант тупиковой схемы размещения лесных дорог в лесном массиве с примыканием к дороге общего пользования: 1 - дороги общего пользования; 2 - лесной массив; 3 - магистральная лесная дорога В свою очередь лесные автомобильные дороги второстепенного значения (рис. 3. 11) в основном, как правило: а) примыкают к магистральным лесным автомобильным дорогам (дорогам общего пользования), либо их пересекают, проходя через лесные массивы с выходом за его пределы; б) проходят по контуру лесных массивов, по всему периметру или по определенным их сторонам; в) находятся внутри лесных массивов (квартальные просеки).
Рис. 3. 11. Варианты размещения дорог второстепенного значения: 1 и 3 - соответственно дороги пересекающие и примыкающие к дорогая общего пользования; 2 - лесной массив; 4 - дорога проходящая по контуру лесного массива; 5 - квартальные просеки
Между тем нужно отметить, что в практике транспортного освоения лесов могут встречаться всевозможные случаи различного взаимосочетания и взаимосвязи автомобильных дорог находящихся на покрытых лесом территориях, а это также в определенной степени должно учитываться в процессе формирования будущей структуры лесотранспортных сетей. Все многообразие существующих дорог, используемых для освоения лесных массивов лесфонда лесхоза, должно быть тщательным образом изучено и подвержено инвентаризации. На основе чего должен быть составлен общий банк данных дорожно-транспортной сети ГЛХУ, где по каждой отдельно взятой дороге должна содержаться следующая минимально необходимая информацию: - функциональное назначение, объемы перевозимых по ней грузов и степень использования; - технические параметры дороги, включающие описание ее конструкции и основные размеры (ширина, длина, высота, толщина покрытия и другие); - сроки эксплуатации и характеристику текущего состояния; - перспективные направления использования и другие данные. Оценка современного количественного и качественного состояния существующих дорог в отдельно взятом лесном массиве лесничества должна послужить базисом для выработки подходов к созданию полной оптимальной инфраструктуры, создаваемой на его территории локальной дорожной сети. В каждом конкретном случае, основным критерием при разработке рациональной структуры сети автомобильных дорог на покрытой лесом территории (лесного массива), должен служить, прежде всего, такой показатель, как соотношение сложившейся (находящейся в эксплуатации) или действующей и требуемой густоты дорог. Его можно назвать коэффициентом обеспеченности лесных массивов лесотранспортными путями (Коб): Коб=Гд/Гопт =Lд/L опт (3. 1) где Гд- действительная (существующая) густота автомобильных дорог в лесном массиве, км/км2; Гопт - требуемая (оптимальная) густота автомобильных дорог в лесном массиве, км/км2; Lд - действительная протяженность автомобильных дорог в лесном массиве, км; L опт - требуемая протяженность автомобильных дорог в лесном массиве, км. Как показывает предварительный анализ современного состояния показателя густоты совокупности автомобильных дорог общего пользования и магистральных (круглогодового действия) лесных дорог (см. табл. 3. 1), приведенный коэффициент Коб по величине в основном < 1. К примеру, среднее значение его по республике составляет - 0, 595. За редким исключением, в некоторых малолесных районах и на территории отдельно взятых лесных массивов, его значение может быть больше единицы. Что касается протяженности на покрытых лесом территориях дорог второстепенного значения, то для них данный коэффициент в условиях республики > 1, так как средняя густота лесотранспортной сети таких дорог в современных условиях функционирования лесного комплекса составляет примерно 1, 3 км/км2. Хвойковское лесничество Расположено на северо-востоке Житковичского лесхоза, массивы вытянуты с запада на восток. Хвойское лесничество состоит из 85 кварталов. Общая площадь лесного фонда 8599 га, Покрытая лесом площадь – 7774га. площади занято лесом-90%, а 10% земли не покрыто лесом. В покрытую лесом площадь входят 1 лесной массивов.
Банк данных
Густота определяется по формуле: 2 где L- протяженность дорог, км; S-площадь, Густота дорог покрытых лесом площадей: = 2 Коэффициентом обеспеченности лесных массивов лесотранспортными путями определяется по формуле: Коб=Гд/Гопт =Lд/L опт = Лесной массив занимает большую площадь лесничества. Дорожные сети слабо развиты на востоке и севере лесничества. Через лесничество проходит автомагистраль и грунтовая дороги. Протяженность автомагистрали 17, 4 км. Протяженность грунтовых дорог 3, 5 км. Вывод: В массиве необходимо запроектировать 16, 2 км дорог, т. к. в данном массиве густота меньше чем необходимая, сети дорог отсутствуют на севере и востоке лесничества.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|