|
|||
Лабораторная работа № (февраль 2020).Лабораторная работа № (февраль 2020). Свойства спиртов Цель работы: Изучить физические и химические свойства некоторых представителей гомологических рядов предельных одноатомных и многоатомных спиртов Задание: Изучить растворимость этилового, изоамилового, бутилового спиртов и растворимость глицерина. Провести окисление этанола несколькими способами: окисление оксидом меди (II), подкисленным раствором дихромата калия. Провести йодоформную реакцию для пропанола-1 и пропанола-2, сравнить результаты; провести качественную реакцию на многоатомные спирты. Оборудование и реактивы: Спирты: этанол, изоамиловый, бутиловый, пропанол-1, пропанол-2, глицерин; серная кислота (конц), медная проволока, дихромат калия, раствор Люголя, гидроксид калия, сульфат меди (II), «охлаждающая смесь» Опыт 1. ОКИСЛЕНИЕ ЭТАНОЛА ОКСИДОМ МЕДИ В пробирку поместите 1 мл этанола. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в пробирку с этанолом. Исследуйте запах содержимого пробирки. Запишите уравнение проведенной реакции. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Опыт 2. ОКИСЛЕНИЕ ЭТАНОЛА ДИХРОМАТОМ КАЛИЯ В пробирку поместите 10 капель этанола (или другого спирта), добавьте 5 капель подкисленного серной кислотой раствора дихромата калия. Пробирку поместите в стакан с горячей водой. Наблюдайте изменение окраски раствора в пробирке. Отметьте запах получившегося вещества. Проведите такую же реакцию с 5 каплями подкисленного перманганата калия. Запишите уравнение проведенных реакций и уравняйте с помощью метода электронного баланса. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Какой продукт получится если продолжить окисление подкисленным раствором перманганатом калия? Напишите уравнение химической реакции и уравняйте с помощью метода электронного баланса. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ В чем заключается разница в окислении этанола при комнатной температуре и при нагревании? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Какие продукты образуются при окислении бутанола-1 и бутанола-2? Напишите уравнения реакций _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опыт 3. ИОДОФОРМНАЯ ПРОБА В две пробирки поместите по 2 капли раствора иода в иодиде калия (раствор Люголя), затем в обе пробирки по каплям добавьте раствор КОН до полного обесцвечивания. В одну пробирку добавьте 4 капли пропанола-1, в другую – 4 капли пропанола-2. Через 1-2 минуты сравните содержимое пробирок. Запишите уравнения проведенных реакций. Отметьте запах получившегося вещества. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Опыт 4. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ К 2 мл раствора щелочи в пробирке прилейте несколько капель раствора сульфата меди (II). К полученному осадку прибавьте по каплям глицерин и смесь взболтайте. Наблюдайте за изменением окраски раствора. Запишите уравнения получения гидроксида меди (II) и его взаимодействия с глицерином. Проведите аналогичную реакцию взяв этиленгликоль и пропиленгликоль. Что получится если использовать гидроксид железа (II) вместо гидроксида меди? Что будет если на образовавшийся комплекс подействовать раствором соляной кислоты? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Можно ли с помощью описанной реакции различить этанол и этиленгликоль; этиленгликоль и глицерин; пропанол и глицерин? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Опыт 5. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ В две пробирки поместите по 2-3 мл воды, предварительно немного подкрашенной красителем (эозин, метиленовый синий или др. ). В первую пробирку добавьте 1 мл этанола, а во вторую – 1 мл изоамилового или бутилового спирта. Энергично встряхните содержимое обеих пробирок, предварительно закрыв их пробками, и поставьте в штатив. Через 1-2 минуты запишите наблюдения. Сделайте выводы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Опыт 6. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛИЦЕРИНА В пробирке смешайте по 1 мл глицерина и воды. Во вторую пробирку поместите 2 мл воды. Приготовьте «охлаждающую смесь»: в химическом стакане смещайте равные объемы льда и твердого хлорида натрия. В стакан с охлаждающей смесью внесите обе пробирки (необходимо, чтобы раствор был полностью погружен в смесь) и оставьте на несколько минут. Извлеките пробирки из охлаждающей смеси и запишите наблюдения. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опыт 7. Образование этилата натрия. Поместите в сухую пробирку маленький кусочек натрия, добавьте 3 капли обезвоженного этилового спирта (из предыдущего опыта) и закройте отверстие пробирки пальцем. Тут же начинается выделение водорода. По окончании реакции, не отрывая пальца от отверстия пробирки, поднесите ее к пламени горелки. При открытии пробирки водород воспламеняется с характерным звуком, образуя колечко голубоватого цвета. На дне пробирки остается беловатый осадок этилата натрия или его раствор. При добавлении в пробирку 1 капли спиртового раствора фенолфталеина появляется красное окрашивание. Напишите уравнения протекающих реакций. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опыт 8. Получение этилацетата. В сухую пробирку поместите немного порошка обезвоженного ацетата натрия (высота слоя около 2мм) и 3 капли этилового спирта. Добавьте 2 капли концентрированной серной кислоты и нагрейте осторожно над пламенем горелки. Через несколько секунд появляется характерный запах уксусноэтилового эфира. Напишите уравнения протекающих реакций. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опыт 9. Образование акролеина из глицерина. Поместите в пробирку 3-4 кристалла бисульфата калия и 1 каплю глицерина. Нагрейте на пламени горелки. Признаком начавшегося разложения глицерина служит побурение жидкости в пробирке и появление тяжелых паров образующегося акролеина, обладающего очень резким запахом. Напишите уравнения протекающих реакций. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опыт № 10. Синтез этилацетата. Налейте в колбу 10-12 мл выданной вам смеси этилового спирта, уксусной кислоты 1: 1 и несколько капель серной кислоты. Присоедините к колбе водяной или воздушный холодильник. Нагревайте смесь в колбе на водяной бане или через сетку. Через 5 минут опыт прекратите. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
|
|||
|