Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования и науки Российской Федерации



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

 

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГЭК МПК НовГУ

___________Л. Г. Старкова

«____»_____________ 2011г.

Технология проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационных систем.

(наименование темы работы)

 

 

Курсовая  работа

по специальности 100201 Туризм

                   Руководитель

                                      Смирнова Е. В. _________________

                                                                                                              (уч. степень и звание)

                                            _______________________________

                                                                                                                                                                    (подпись) (и. о. фамилия)

                                _______________________________

                                                                                                                                                                                                                    (дата)

                                                                           Исполнитель

                                                                                Студент _________________________

(и. о. фамилия)

                                                                           Специальность 100201Группа 81211

                                                                               ________________________________

                                                                                                                                                           (подпись)

                                                                               ________________________________

                                                                                                                                                           (дата)

 

 

Великий Новгород

 

ТЕМА

Технология проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационных систем.

Цель исследования:

Изучить технологию проектирования информационных систем и их жизненный цикл

 

Объект исследования:

Информационные системы

 

Предмет исследования:

Технология проектирования информационных систем

Задачи исследования:

© изучить литературу по проблеме исследования;

© изучить понятия «информационная система», «жизненный цикл информационной системы», рассмотреть классификацию информационных систем

© изучить технологию проектирования ИС;

© изучить этапы жизненного цикла ИС.

 

§ 1. Информационные системы: возможности и перспективы использования.

1. 1 Понятие информационной системы

1. 2 Классификация информационных систем

1. 3 Возможности информационных систем

§2. Технология проектирования информационных систем

2. 1 Этапы проектирования информационных систем

2. 2 Жизненный цикл информационной системы

 

Заключение

 

 

Введение

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы стали необходимым инструментом практически во всех видах деятельности. Практически любая организация имеет компьютеризированную (автоматизированную) информационную систему. Сложность и уровень функциональности систем различается в зависимости от специфики организации (ее целей, стратегии, информации, возможностей) и отрасли, в которой работает организация. Но каждая информационная система имеет свой жизненный цикл, который составляет  примерно около 10 лет, что значительно превышает сроки морального и физического старения технических и системных программных средств, используемых при построении системы. Поэтому в течение жизненного цикла системы проводится модернизация ее базы. Это приводит к тому, что подавляющее большинство проектов информационных систем внедряется с нарушением качества и сроков. А в следствии почти треть проектов информационных систем прекращают свое существование. Поэтому данная тема является актуальной.

Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и т. д.

 

§ 1. Информационные системы: возможности и перспективы использования.

1. 1. Понятие информационной системы

Автоматизированная информационная система – это информационная система, которая использует ЭВМ на этапах ввода информации, ее подготовки и выдачи, то есть является неким развитием ИС, которые занимаются поиском, используя прикладные программные средства. Автоматизированные информационные системы можно смело отнести к классу очень сложных систем и, как правило, не столько с большой физической размерностью, а в связи с многозначностью различных структурных отношений между компонентами системы. Автоматизированная информационная система может быть легко определена как целый комплекс современных автоматизированных информационных технологий, которые предназначены для какого-либо информационного обслуживания. Без внедрения самых современных методов управления, которые базируются на АИС, невозможно и повышение эффективности функционирования предприятий.

Современные АИС позволяют:

1. Повысить производительность работы всего персонала;

2. Улучшить качество обслуживания клиентской базы;

3. Снизить напряженность и трудоемкость труда персонала, а также минимизировать количество ошибок в его действиях;

На сегодняшний день, автоматизированная информационная система, является совокупностью технических (аппаратных), математических, телекоммуникационных, алгоритмических средств, методов описания и поиска объектов программирования и сбора и хранения информации.

ДОПОЛНИТЬ, значимость, необходимость использования ИС

 

1. 2. Классификация информационных систем

Вступление к классификации

      Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.

1. Классификация Информационных систем по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

-одиночные;

-групповые;

-корпоративные.

 

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных. Среди локальных систем управления базами данных наиболее известными являются Microsoft Access, Paradox и Clarion.

Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаше всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, Informix, Microsoft SQL Server.

 Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура «клиент-сервер» со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз данных.

2. Классификация по сфере применения

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:

- системы обработки транзакций;

- системы принятия решений;

- информационно-справочные системы;

- офисные информационные системы.

 

Системы обработки транзакций по оперативности обработки данных, в свою очередь разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы.

В информационных системах организационного управления преобладает режим оперативной обработки транзакций – для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть. Для систем организационного управления характерен регулярный (возможно, интенсивный) поток довольно простых транзакций, играющих роль заказов, платежей, запросов и т. п. Важными требованиями для них являются:

- высокая производительность обработки транзакций;

- гарантированная доставка информации при удаленном доступе к БД по телекоммуникациям.

Системы поддержки принятия решений – представляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: по временным, географическим и по другим показателям.

Обширный класс информационно – справочных систем основан на гипертекстовых документах мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные системы получили в системе Интернет.

Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.

 

3. Классификация по способу организации

По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:

- системы на основе архитектуры файл-сервер;

- системы на основе архитектуры клиент-сервер;

- системы на основе многоуровневой архитектуры;

- системы на основе интернет, интранет технологий

 

Архитектура файл-сервер

Архитектура файл-сервер не имеет сетевого разделения компонентов и использует клиентский компьютер для выполнения функций диалога и обработки данных, что облегчает построение графического интерфейса. Файл-сервер только извлекает данные из файлов, так что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к вычислительной сети.

Однако такая архитектура имеет существенный недостаток: при выполнении некоторых запросов к базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, которые загружают сеть и приводят к непредсказуемому времени реакции. Значительный сетевой трафик особенно сильно сказывается при организации удаленного доступа к базам данных на файл-сервере через низкоскоростные каналы связи. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файл-серверным приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер приложений, совмещенный с телекоммуникационным сервером (обычно называемым сервером доступа), в среде которого выполняются обычные файл-серверные приложения. Особенность такой организации состоит в том, что диалоговый ввод-вывод поступает от удаленных клиентов через телекоммуникации. Приложения не должны быть слишком сложными, иначе велика вероятность перегрузки сервера, или же нужна очень мощная платформа для сервера приложений.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИС

 

Архитектура клиент-сервер

 

Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверной архитектуры путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации. Отличительная черта серверов БД – наличие справочника данных, в котором записана структура БД, ограничения целостности данных, форматы и даже серверные процедуры обработки данных по вызову или по событиям в программе. Объектами разработки в таких приложениях помимо диалога и логики обработки являются, прежде всего, реляционная модель данных и связанный с ней набор SQL-операторов для типовых запросов к базе данных.

Большинство конфигураций клиент-сервер использует двухуровневую модель, в которой клиент обращается к услугам сервера.

 

Поскольку эта архитектура предъявляет наименьшие требования к серверу, она обладает

Наилучшей масштабируемостью. . Однако сложные приложения, вызывающие большое взаимодействие с БД, могут жестко загрузить как клиента, так и сеть. Результаты SQL-запроса должны вернуться клиенту для обработки, потому что там находится логика принятия решения. Такая схема приводит к дополнительному усложнению администрирования приложений, разбросанных по различным клиентским узлам.

Для сокращения нагрузки на сеть и упрощения администрирования приложений компонент BL можно разместить на сервере. При этом вся логика принятия решений оформляется в виде хранимых процедур и выполняется на сервере БД. Хранимая процедура – процедура с операторами SQL для доступа к БД, вызываемая по имени с передачей требуемых параметров и выполняемая на сервере БД. Хранимые процедуры могут компилироваться, что повышает скорость их выполнения и сокращает нагрузку на сервер.

Хранимые процедуры улучшают целостность приложений и БД, гарантируют актуальность коллективно используемых операций и вычислений. Улучшается сопровождение таких процедур, а также безопасность данных (нет прямого доступа к данным).

Создание архитектуры клиент-сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В этом случае в многозадачной среде сервера приложений выполняются программы пользователей, а клиентские узлы вырождены и представлены терминалами. Подобная схема информационной системы характерна дляUNIX. В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования возможностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.

Двухуровневые схемы архитектуры клиент-сервер могут привести к некоторым проблемам в сложных информационных приложениях с множеством пользователей и запутанной логикой. Решением этих проблем может стать использование многоуровневой архитектуры.

 

Многоуровневая архитектура

 

Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент- и в классической форме состоит из трех уровней (рис. 1)

 

- нижний уровень представляет собой приложения клиентов, выделенные для выполнения функций и логики представлений

 - средний уровень представляет собой сервер приложений, на котором выполняется прикладная логика BL и с которого логика обработки данных DL вызывает операции с базой данных DS;

- верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных DS и файловых операций FS (без использования хранимых процедур).

 

 

Рис. 1. Классический вариант многоуровневой информационной системы

 

Подобную концепцию обработки данных пропагандируют, в частности, фирмы Oracle, Sun, Borland и др.

Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент-сервер.

Централизация логики приложения упрощает администрирование и сопровождение. Четко разделяются платформы и инструменты для реализации интерфейса и прикладной логики, что позволяет с наибольшей отдачей реализовывать их специалистами узкого профиля. Наконец, изменения прикладной логики не затрагивают интерфейс, и наоборот. Но поскольку границы между компонентами PL, BL и DL размыты, прикладная логика может появиться на всех трех уровнях. Сервер приложений с помощью монитора транзакций обеспечивает интерфейс с клиентами и другими серверами, может управлять транзакциями и гарантировать целостность распределенной базы данных. Средства удаленного вызова процедур наиболее соответствуют идее распределенных вычислений: они обеспечивают из любого узла сети вызов прикладной процедуры, расположенной на другом узле, передачу параметров, удаленную обработку и возврат результатов. С ростом систем клиент-сервер необходимость трех уровней становится все более очевидной. Продукты для трехзвенной архитектуры, так называемые мониторытранзакций, являются относительно новыми. Эти инструменты в основном ориентированы на среду UNIX, однако прикладные серверы можно строить на базеMicrosoft Windows NT с использованием вызова удаленных процедур для организации связи клиентов с сервером приложений. На практике в локальной сети могут использоваться смешанные архитектуры (двухуровневые и трехуровневые) с одним и тем же сервером базы данных. С учетом глобальных связей архитектура может иметь больше трех звеньев. В настоящее время появились новые инструментальные средства для гибкой сегментации приложений клиент-сервер по различным узлам сети.

Таким образом, многоуровневая архитектура распределенных приложений позволяет повысить эффективность работы корпоративной информационной системы и оптимизировать распределение ее программно-аппаратных ресурсов. Но пока на российском рынке по-прежнему доминирует архитектура клиент-сервер.

 

 

1. 3Возможности информационных систем

ДОПОЛНЕНИЯ!!!

Возможности информационных систем появились в связи с интенсивным развитием информационных технологий. С ростом технической мощи информационных технологий компьютеры начали не просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять то, что без информационных технологий было невозможным. Новые возможности информационных систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе. На сегодняшний день достаточно широко применяются разнообразные программные средства при работе с компьютером. В их числе находятся и автоматизированные информационные системы. Информационная система или ИС – это система обработки, хранения и передачи какой-либо информации, которая представлена в определенной форме.

В современной вычислительной технике ИС представляет собой целый программный комплекс, который дает возможность надежно хранить данные в памяти, выполнять преобразования информации и производить вычисления с помощью удобного и легкого для пользователя интерфейса.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных систем позволяет нам:

1. Работать с огромными объемами данных;

2. Хранить какие-либо данные в течение довольно длительного временного периода;

3. Связать несколько компонентов, которые имеют свои определенные локальные цели, задачи и разнообразные приемы функционирования, в одну систему для работы с информацией;

4. Существенно снизить затраты на доступ и хранение к любым необходимым нам данным;

5. Довольно-таки быстро найти всю необходимую нам информацию и т. д.

В качестве классического примера современной информационной системы, стоит упомянуть банковские системы, АС управления предприятиями, системы резервирования железнодорожных или авиационных билетов и т. д.

На сегодняшний день современные СУБД обладают очень широкими возможностями архивации данных и резервного копирования, параллельной обработки различной информации, особенно, если в качестве сервера базы данных используется многопроцессорный компьютер.

ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ТУРИЗМА!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.