Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Живые уроки истории». Методическая разработка экскурсии. «История завода «Ростсельмаш» и его связь с школой. Оглавление. Карточка объекта



 

 

«Живые уроки истории»

 

 

Методическая разработка экскурсии

«История завода «Ростсельмаш» и его связь с школой

по материалам музея МБОУ «Лицей № 20»

 

 

Выполнила: Морозова Мария

ученица 11 «А» класса

МБОУ «Лицей № 20» имени

В. П. Поляничко

 

Руководитель:

 Учитель истории

Нор-Аревян Наталья Владимировна

 

г. Ростов-на-Дону

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Карточка объекта

3. Индивидуальный текст экскурсии

4. Портфель экскурсовода

5. Список литературы и источников

 

Пояснительная записка

При открытии нового здания в музее МБОУ «Лицей № 20» был создан музей. Одной из экспозиций музея является история завода «Ростсельмаш «В экспозиции присутствуют стенды, в которых содержится история завода и история взаимодействия с школами №20 и № 75. В советское время учащиеся обеих школ проходили производственную практику на заводе, так как школы являлись подшефными заведениями у «Ростсельмаша». Также в экспозиции представлены модели комбайнов ACROC 550, TORUM 750, RSM MH-600R, RSM 161 Power Stream 900, комбайн «Нива», подаренный директору школы № 20 в честь 70-летия завода, модель трактора RSM 3575, кубок победителю социалистических соревнований в честь 50-летия завода, подарочный кубок школе № 20 в социалистических соревнованиях. Все модели новых комбайнов были подарены лицею в честь открытия нового здания, в котором сейчас обучаются дети.

 

Содержание экскурсии:

1. Обзор стендов экспозиции, посвященной истории «Ростсельмаша»

2. Обзор моделей комбайнов  

3. Посещение проходной завода «Ростсельмаш»

 

 

Карточка объекта

Наименование экскурсионного объекта: 1. Музей МБОУ «Лицей № 20»  2. Главная проходная з-да «Ростсельмаш»
Местонахождение: г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, 100 (МБОУ «Лицей № 20»), г. Ростов-на-Дону, ул. Менжинского, 2а (главная проходная)
Время возникновения, открытия сооружения, постройки: апрель 2022 г. (музей МБОУ «Лицей № 20»), 1930 г. (главная проходная)
Авторы: --
Внешние признаки, стиль, характеристика: Главная проходная: кирпичное здание, внешняя штукатурка окрашена в белый, красный и серый цвет.
Краткая история объекта, его современная характеристика: сохранность -новое

 

 

Контрольный текст экскурсии

Одной из страниц  музея МБОУ «Лицей № 20» является история завода «Ростсельмаш», с которым на протяжении многих лет нас связывало очень многое. Кроме того «Ростсельмаш» являлся и является градообразующим предприятием. Также история появления микрорайона «Сельмаш» тесным образом связана с заводом.

Давайте подойдем с вами к стенду, который посвящен послевоенной истории завода (1947-1950 гг. ) Но для начала вспомним, как появился завод. «Ростсельмаш « появился 21 июля 1921 года  после окончания гражданской войны, Главсельмаш, организованный при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ), разработал 10–летний план восстановления производства сельхозмашин. В 1922 г. Главсельмаш начал осуществлять этот план, отобрав 40 наиболее крупных и перспективных предприятий, на которых было сосредоточено основное внимание. С 1921 года по 1926 год шла разработка проекта строительства будущего завода «Ростсельмаш».

С 1926 по 1931 год было осуществлено строительство Ростсельмаша.

Одновременно с разработкой проекта шли поиски места для будущего завода. 22 марта 1926 г. комиссия Главметалла и Гипромеза осмотрела и одобрила участок недалеко от станции «Нахичевань-Донская». В этот же день состоялось заседание Ростово-Нахичеванского Горсовета с участием представителей краевых организаций, на котором было принято решение: «Выделить 239 десятин земли под стройку завода и жилых домов, из них 120 десятин – под завод, а 119 – под жилье».

Во втором квартале 1926 г. начались строительные работы. В то время, когда утверждался проект, строились подъездные пути, временные вспомогательные сооружения. В музее завода была старая фотография, датированная апрелем 1926 г.: на фоне бескрайней степи, недалеко от железной дороги виднеется деревянный домик под толевой крышей. Рядом с ним грубо сколоченные стол и скамьи под треногой для тента. Это были первые «сооружения» будущего гиганта. В домике работали десятники и техники-изыскатели. Сюда прибывали первые землекопы, чтобы получить инструмент и наряд на работу. Сюда же привозили на подводах камень, кирпич и бревна. Именно этот домик стал началом эпопеи замечательной истории завода-гиганта, одного из 518 объектов индустриализации, начавшейся в период реконструкции народного хозяйства.

К 1 апреля 1927 года было уложено 4, 5 км железных и 4 км мостовых дорог, построены деревообрабатывающая и механическая мастерские, временное паровозное депо, 2 небольших здания строительной конторы, 11 бараков, 7 материальных складов и конюшня. Были построены железобетонные резервуары емкостью в 30 тысяч ведер, канализация сточных вод будущего поселка, осветительная, силовая, электрическая и телефонные сети. Территория была ограждена проволочным забором.

Во второй половине 1927 г. началось промышленное строительство. Были заложены фундаменты будущих цехов: деревообрабатывающего, лесорезки. В следующем году начались работы по сооружению кузнечно-прессового корпуса, цеха серого чугуна, цеха уборочных машин, ремонтно-механического, гаража и здания ФЗУ. В 1929 г. началось строительство модельного цеха, сталелитейного, инструментального, плужного, сеялок, ковкого чугуна, паросушек, газогенераторной и здания заводоуправления.

Строительство было рассчитано на 5 лет, начиная с 1926 г. Но уже в июле 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 из 18 запроектированных цехов. 21 июля 1929 г. завод выдал первую партию крестьянских ходов по государственному акту приемки. Именно этот день считается днем рождения завода.

В конце 1930 г. в цехах были завершены работы по монтажу оборудования.

1 января 1931 г. завод вступил в строй действующего и получил на этот год впервые с начала строительства государственный план выпуска продукции.

 1 апреля 1931 г. приемочная комиссия приняла, а начальник Сельмашстроя Н. П. Глебов-Авилов сдал Ростовский-на-Дону завод сельхозмашиностроения в эксплуатацию. В этом документе (приемочный акт) впервые завод назван «Ростсельмаш». В 30-е годы начал выпускаться комбайн «Сталинец 1»

Но вот наступило 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война.

Во время войны тысячи ростсельмашевцев уходили добровольцами на фронт, их места у станков занимали жены, сестры, дети. Цеха предприятия быстро перестраивались на выпуск военной продукции. Станки устанавливались без фундамента, на «лагах», позволявших производить демонтаж и перестановку оборудования в течение нескольких часов.

Когда немцы были уже на подступах к Ростову, ростсельмашевцы выпускали продукцию для фронта и одновременно возводили оборонительные сооружения и бомбоубежища. 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент. Эвакуация завода стала титанической работой. Вся заводская территория превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которых доставляли с помощью лебедок, катков, авиации. Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации завода. 19 октября 1941 г. с завода выехала последняя группа работников во главе с директором Титаренко М. М.

В Ташкенте тоже люди совершали подвиг. Для размещения завода в Ташкенте были предоставлены площадки в разных частях города. Этого было недостаточно и часть оборудования пришлось отправлять в Узбекистан г. Чирчик в 60 км от Ташкента. Таким образом, в Узбекистане образовалось 4 филиала Ростсельмаша – 3 в Ташкенте и один в Чирчике.

На 33–й день после прибытия оборудования в Ташкент завод снова начал выпускать продукцию для фронта. Монтаж станков и конвейеров шел под открытым небом или в наскоро приспособленных сараях и других помещениях. На 35–й день непрерывной работы был выплавлен первый чугун. За 3 месяца на пустом пространстве площадью 12 тыс. кв. м выросли цеха перебазированного в тыл завода. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг.

14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. Город был разрушен. В руинах были почти все предприятия, в том числе Ростсельмаш и его поселок. Восемь суток перед сдачей немцы планомерно взрывали и жгли завод. В груды развалин превратились все цеха, жилые дома, дворец культуры на ул. Клубная, здание института Сельхозмашиностроения и т. д. Материальный ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 180 млн. рублей.

23 февраля, на 10–й день освобождения стали работать первые 33 станка Ростсельмаша. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей. Люди стали возвращаться в город. В послевоенное время нашей областью руководил Николай Семенович Патоличев. Он является дважды Героем Социалистического труда. Один из двух квалеров одиннадцати орденов Ленина-высшей награды СССР, член КПСС с 1928 года. Являлся чрезвычайным и полномочным послом Советского Соза, превым секретарем ростовского обкома и горкома партии. По его инициативе была построена центральная городская набережная методом народной стройки.

Теперь давайте мы перейдем к стенду истории завода 1957-1958 гг.

Вы можете увидеть фотографию главного сборочного конвейера. На нем в 1957 году собирали прицепной комбайн Ростсельмаш-8. Если вы сейчас попадете на экскурсию по заводу, то этот цех вам представят как Цех сборки комбайнов №2. В нем собираются серии самых последних разработок сельскохозяйственной техники. Сборочные конвейеры в те времена были «тянущими». То есть, под полом цеха шла цепь, которая тянула прицепленные к ней машины. При выполнении длительных операций сборки рабочий должен был семенить рядом. Сейчас конвейеры в основном «несущие». Рабочий и машина стоят на одной движущейся ленте.

А теперь давайте подойдем к стенду, на котором информация о знаменитом директоре завода Пескове Юрии Александровиче. Юрий Песков, родился 30 ноября 1936 года. В 1962 году пришел на «Ростсельмаш», с 1970-го занимал руководящие должности, был генеральным директором завода с 1978-го по 1996 год. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Кандидат технических наук, профессор. Действительный член Российской инженерной академии, член Международной инженерной академии. В его подчинении было порядка 150 тысяч человек. В 1983—1984 годах являлся заместителем  министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Комбайн «Дон», который при нем выпускался потребовал 1460 наименований комплектующих, которые или не производились в стране вообще, или опытными партнерами изготавливались в институте. Нужно было сориентировать 33 министерства в стране на выполнение программы «Дон-1500». Меньше чем за год все решения были приняты, руководители завода знали всю страну от Архангельска до Кушки и от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Налаживали связи и поставки. И в 1986 году с конвейера Ростсельмаша сошел первый «Дон».

А теперь давайте подойдем к стенду, который рассказывает нам о связи школы и завода. Школа № 20 вскоре стала своеобразной лабораторией передового педагогического опыта. В конце пятидесятых годов здесь одними из первых в стране освоили производственное обучение. Бывшие выпускники вспоминают: «Хорошо помню, как мы, тогда ещё «первачки» завидовали страшим ребятам, которые раз в неделю ходили на настоящий завод – Ростсельмаш и своими руками выпускали детали для настоящих комбайнов. Зоя Николаевна докладывала об опыте трудового обучения в Академии педагогических наук РСФСР и опыт ростовчан был всецело одобрен.

В школу зачастили делегации из разных городов страны. И по сей день действует созданный тогда учебный участок, а связь с заводом давно уже стала делом, само собой разумеющимся. Школа № 20 была одной из подшефных школ Ростсельмаша. Многие выпускники школы после экзаменов сразу же приходили на «свой» завод или же становились студентами ВТУЗа, знатные люди завода становились частыми гостями школы».

Старшеклассники школ №20 и №75, с удовольствием проходили производственное обучение на заводе «Ростсельмаш». Учащиеся это называли практикой. Практика вызывала неподдельный интерес. На нее отводился целый учебный день в неделю, а по окончании школы сдавался экзамен по производственному обучению и присваивался первый профессиональный разряд. Мало кто из учащихся мечтал стать токарем, слесарем или фрезеровщиком, нацелившись на ВУЗы, но знакомство со станками было делом интересным. Бывшие учащиеся вспоминают: «Извели в брак, пожалуй, мы большое количество всяких заготовок, да и сломанных станочных резцов было тоже немало».

Чтобы пройти на территорию завода дети вместе со своим классным руководителем собирались на проходной завода «Ростсельмаш» и организованно шли через всю его территорию, пока не приходили в учебный цех. Опоздать на сбор - значит пропустить практику, своих пропусков у учащихся не было, а пропускной контроль на главной проходной был строгим. В 1980-е годы шло обучение по нескольким направлениям токари, фрезеровщики и слесари. Каждому из детей выдавалась рабочая форма и

учётная книжка 1964 года выпуска, это был своего рода дневник практики, мастера заносили туда различные записи, касающиеся прохождения практики.

В конце прохождения практики каждый учащийся сдавал экзамен, получая рабочий разряд. Во время прохождения практики дети за выполненный труд получали небольшую заработную плату.

Практика давала хорошее представление о рабочих специальностях, можно было пощупать станки и, научившись, поработать на них.

С первых лет учёбы в школе учащимся внушалось, что крупнейший в стране производитель зерноуборочных комбайнов завод «Ростсельмаш» - главнейший в городе завод-гигант, а наши чудо–комбайны – это венец технической мысли. Детям рассказывали и показывали, как люди труда делают большое дело во благо любимой родины. В школьном музее заметное место в экспозиции отводилось заводу и выпускникам, работавшим на нём. Среди экспонатов музея был макет комбайна «Нива», специально подаренный школе заводом в 1981 году.

Учащихся регулярно водили на экскурсии на завод, показывали различные цехи и конечно же рассказывали…В 1983 году детей водили на экскурсию по заводу, где они встречались с передовиком с Героем Социалистического труда Колесниковым Петром Кондратьевичем, обязательно показывали главный конвейер.

И на сегодняшний день в рамках профориентационной работы дети регулярно посещают завод «Ростсельмаш», знакомясь с процессом изготовления сельскохозяйственной техники.

Теперь же давайте познакомимся с моделями комбайнов, которые есть в нашем музее.

-комбайн «Нива», подаренный директору школы № 20 Вдовцовой Зое Николаевне. Комбайн является глубокой модернизацией комбайна СК-4, который производился в 1960-х годах.

В 1979 году был начат выпуск приставки ПКП-4 к комбайнам СК-5 " Нива" для уборки кукурузы полной спелости

В настоящее время у этого комбайна появилась новая, более комфортная кабина с установленным кондиционером. Изменился и цвет комбайна: вместо традиционного красного используется зелёный.

В 2005 году зерноуборочный комбайн «Нива-Эффект» получил золотую медаль на международной выставке «УзАгроЭкспо-2005» (Ташкент)

С 2017 года комбайн «Нива-Эффект» был полностью снят с производства

Acros 550 считается одной из наиболее удачных моделей компании «Ростсельмаш». Он предлагается не только российским потребителям, но и клиентам из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Выпуск комбайна налажен на 13 предприятиях, расположенных в России, Казахстане, Канаде и США. Acros 550 присущи все достоинства, отличающие технику «Ростсельмаш». Модель адаптирована к топливу низкого качества, бездорожью и плохим условиям работы. Возможности техники позволяет обрабатывать поля, имеющие площадь до 1000 гектар.

-Torum785—специальный транспорт для уборки самых разных с/х культур: бобы, зерно, рис и прочие. Выделяется уникальной производительностью и способностью сборки до 45 т урожая ежечасно, а также обработки до 2 тыс. га площади. Продуманная конструкция и комплектация позволяют технике занимать одну из лидирующих позиций. Комбайн Ростсельмаш Torum 785 успешно справляется с работой на мокрой и загрязненной земле. Даже в таких условиях он легко убирает урожай, а вращающиеся деки гарантируют очистку и защиту от появления «мертвых» участков ротора в рабочей области. Зерно в процессе обмолота остается целым вне зависимости от условий.

- Зерноуборочный комбайн RSM-161 используется для уборки таких зерновых культур как: пропашных, бобовых, колосовых, крупяных и масленичных. Конструкция комбайна позволяет выполнять сразу три функции: жатки, то есть позволяет срезать колосья различных культур,

молотилки – к молотильному аппарату подаются срезанные колосья, и происходит обмолот зерен, веялки – струей воздуха происходит очистка зерна от соломы и шелухи.

А теперь я бы хотела, чтобы мы продолжили экскурсию на улице. И мы сейчас пойдем к проходной завода «Ростсельмаш». И мы поговорим как не странно про историю часов на проходной.

Куранты на проходной предприятия уже почти 90 лет отбивают время для сотрудников Ростсельмаша, хотя когда закладывался первый кирпич завода  в 1926 году, никаких часов там не было. Была простая проходная для рабочих. Первая фотография с проходной датируется 1927 годом. На ней видны проходная, домик с инструментами и сплошной пустырь.

Первый проект производственного предприятия был создан в 1926 году, и башня с часами должна была быть в здании управления, но позже было решено, что две башни по проекту смотрятся некрасиво. И тогда приняли решение, что часы должны быть на той башне, где они сейчас.

1929 год можно считать рождением крупнейшего в наши дни на юге России предприятия. Работа в цехах уже кипела, и руководство предприятия решило, что на проходной нужны часы. Их заказали на Московском часовом заводе, и уже в январе 1930 года они украшали проходную Ростсельмаша.

Часы были механические, а специальная служба, которая за ними следила, называясь «лаборатория точной механики», время от времени они чистили механизм, приводили его в порядок, и он, конечно, работал безукоризненно.

Во время войны часы продолжали работать. Когда фашисты оккупировали Ростов, в одном из цехов был концлагерь для пленных красноармейцев.

По рассказам очевидцев, немцы, будучи людьми пунктуальными, берегли эти часы, куранты уцелели, хотя всё остальное было разрушено и уничтожено. Время на фотографии в 16: 10 — это окончание рабочей смены. Изначально часы были без боя. В 1962 году специалисты из лаборатории точной механизации решили снабдить их колокольным боем.

— Семь колоколов разной величины, каждый — со своей нотой, вызванивали мелодию. В 90-х колокола убрали, потому что их звон мешал больнице, находящейся рядом с предприятием. Когда-то они вызванивали гимн донской столицы — мелодию песни «Ростов-город. Ростов-Дон». А еще они были единственными в Ростове часами с подсветкой. В то время это было большой редкостью. Подсвечивали куранты Ростсельмаша специальными лампами, чтобы в темное время суток рабочие могли видеть их. До появления часов рабочие сверялись по заводскому гудку, который старожилы Ростова помнят хорошо. Этот гудок есть и сейчас — рабочие слышат его в 07: 00 и в 16: 00.

Исправно проработав 70 лет, часы остановились.

 Они перестали работать в январе 2002 года. Механизм начал давать сбой, и стало понятно, что нужно его менять, Летом 2003 года м заказали новый, в Московском институте часовых промышленностей. Этот институт следит за часами на Спасской башне. В январе 2004 года часы привезли в Ростов. Решили, что надо отремонтировать башню, ротонду и самое здание.

Новые часы поставили в здание с современным красным декором. В мае 2004 года на главной проходной вновь заработали часы. На торжественную церемонию пригласили и школьников. Дети олицетворяли новое время и новое поколение. Символический ключ от часов поручили принять Веронике Ерешко, ученице школы № 75. Ее дедушка многие годы трудился на Ростсельмаше. Сегодня эти часы являются скорее городской достопримечательностью.

 

 

Портфель экскурсовода

Комбайн ACROC 550

Комбайн TORUM 750

Комбайн RSM MH-600R

Комбайн RSM 161 Power Stream 900

 

Трактор RSM 3575

Комбайн «Нива»

 

Первое строение на пустыре — 1927 год

1943 год. Проходная в военные годы

 

Рабочие сверяли время именно по этим часам на протяжении 70 лет

 

Современный вид проходной

 

 

Список литературы и источников

Книги:

1. Песков, Ю. Жизнь моя – «Ростсельмаш» / Ю. Песков. - Ростов - на - Дону: «МП КНИГА», 2001. – 256 с.

2. Андреенкова, Т. Ростсельмаш – 85. Историческая повесть / Т. Андреенкова. - Ростов - на – Дону: ООО «Омега-Принт», 2014. – 280 с.

Периодические издания:

 3. Гавриленко, А. Ростсельмаш: главный по технике / А. Гавриленко // Молот. – 2013. –6 марта. – С. 16

4. Маслова, В. Работать и жить вместе с Ростсельмаш / В. Маслова. // Аргументы и факты на Дону. – 2013. - №9. – С. 7

5. Нарсеева, Н. Комбайн-«факелоносец» / Н. Нарсеева // Наше время. – 2014. – 22 марта. – С. 1

6. Хлеб России начинается с донских комбайнов // Молот. – 2012. – 131-132. – С. 2

Электронные документы:

7. Бессонова, М. Завод «Ростсельмаш» — главный строитель Ростова [Электронный ресурс] / М. Бессонова //Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура – Режим доступа: http: //www. вестник-строительства. рф/archive/articles/1166. html

8. Индустриальный Ростов. Завод Ростсельмаш [Электронный ресурс] // urban3p. – Режим доступа: http: //www. urban3p. com/blogs/30465/

9. Константин Бабкин: «О судьбе «Ростсельмаша» говорить рано» [Электронный ресурс] // Городской репортер. - Режим доступа: http: //cityreporter. ru/content/konstantin-babkin-«o-sudbe-«rostselmasha»-govorit-rano»

10. Левченко, В. В буднях великих строек [Электронный ресурс] / В. Левченко // Ростоврегион. - Режим доступа: http: //rostov-region. ru/books/item/f00/s00/z0000007/st024. shtml

11. Ростсельмаш [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http: //ru. wikipedia. org/wiki/Ростсельмаш_(завод)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.