Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУРЯТСКИХ ПОДРОСТКОВ



ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУРЯТСКИХ ПОДРОСТКОВ

Скосырская К. В.,

студент ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

пгт. Селенгинск, Республика Бурятия, РФ

Научный руководитель – Ломова И. Ю., педагог-психолог

 

Этнопсихология  как наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям, является сегодня одним из важнейших направлений психологических исследований. В первую очередь она связана с исторической психологией народа, с культурно-исторической обусловленностью психической деятельности этноса как большой социальной группы.

К основным проблемам этнопсихологии относятся:

· особенности психики людей различных народов и культур;

· проблемы национальных особенностей мировосприятия;

· проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

· проблемы национального характера;

· закономерности формирования обществ, национальных общин;

· закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов.

Идея национального самоопределения бурятского этноса прошла в своём развитии ряд этапов. Современный этап бурятского самосознания характеризуется исследователями как «осознание угрозы существования нации, понимание необходимости суверенитета, равноправия, возрождения уникальных этнических традиций и языка».

В особой ситуации оказывается современный подросток с его формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос социального сознания во внутренний план, становление самосознания, актуализация потребности в жизненном самоопределении. Указанные особенности сказываются на характере развития самосознания, делают его чувствительным к этническим проблемам. В этой связи особую значимость приобретает исследование этнического самосознания подростков бурят для принятия профилактических мер снятия межэтнической напряжённости.

Согласно В. С. Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (осознание прав и обязанностей).

Нами были проведены исследования в группах первого курса ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ». Для их проведения мы использовали проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), который направлен на изучение особенностей структуры самосознания подростков разных этносов; выявление специфики типов реакций в ситуациях на депривацию структурного звена самосознания со стороны представителей «своего» и «другого» этносов.

Исследование проводилось в четырех группах, сформированных с учётом этнической и половой принадлежности. В исследовании участвовали студенты бурятского и русского этносов 15-17 лет, всего 80 человек (40бурят и 40 русских).

Как оказалось, бурятские и русские подростки демонстрируют различные способы реагирования на проективную ситуацию фрустрации педагогом своего и другого этноса и родителями.

При депривации педагогом своего этноса подростки буряты проявляют неадекватно-лояльный тип реакции. Это свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия с педагогом подростки буряты ориентированы на поведение, опирающееся на усвоенные конвенциональные нормы и этические эталоны. Они не осмеливаются возражать и прибегают к пассивной психологической защите.

При депривации со стороны педагога «другого» этноса, как у бурятских, так и у русских подростков проявляется более выраженная агрессия. Нелояльность, некорректность со стороны взрослых в период межэтнической напряжённости могут вызвать у подростков агрессию на «другой» этнос.

При депривации со стороны родителей у подростков обоих этносов обнаруживается высокая степень лояльных типов реакций, что обусловлено особенностями воспитания в традиционной семье через почитание родителей.

Бурятские подростки в условиях депривации со стороны родителей более склонны проявлять пассивность, неадаптированность. У русских подростков при депривации со стороны родителей проявляются агрессивные типы реакций в два раза чаще, чем у бурятских.

При депривации сверстниками доминируют агрессивные реакции, особенно на представителей «другого» этноса.

При этом при депривации сверстниками другого этноса фрустрация с агрессией проявляется чаще, чем при депривации сверстниками своего этноса.

Результаты проведённого исследования дали основания для следующих выводов:

1. Особенностью самосознания подростков бурят является отражение традиционных ценностных ориентаций, слитых с ценностными ориентациями европейской культуры.

2. Самосознание бурятских подростков несёт в себе тенденции традиционности. Имя для бурятских подростков выполняет функцию - символ преемственной связи поколений. Носитель конкретного имени осознаёт собственную сущность, идентифицируя себя со всеми родовыми предками.

Притязание на признание также традиционно выражается в соблюдении норм и порядка социального поведения. Притязают на самоценность, семью, род, родственников, ценностные отношения к полу, статус, соблюдение традиционных норм гостеприимства и уважения к старшим, межличностные отношения, а также на ценность образования. Выявлена усиливающаяся активизация религиозных ценностных ориентаций молодёжи (буддийских, шаманистских и христианских), что вызвано прежде всего тягой молодёжи к традиционным религиозным установкам и духовным ценностям своих предков.

Половая идентификация в самосознании молодого поколения традиционна: представления о роли и месте мужчины и женщины в семье и обществе формируются в рамках менталитета предков.

Психологическое время личности. Соотнесение себя настоящего с собой в прошлом и будущем через родословные связи позволяет подростку ощущать себя продолжателем рода, связывающей нитью поколений, воспитывает чувство ответственности.

Бытие в социальном пространстве, которое предопределено системой традиционных принципов общения и норм, государственными и религиозными законами ориентирует бурятских подростков на усвоение обязанностей в системе традиционных отношений и на усвоение обязанностей и прав в системе официальных общественных отношений. Актуализированность в сознании подростков сущностных характеристик этноса свидетельствует об ориентированности молодого поколения на традиционные нормативы поведения.

3. Особенности отражения европейских влияний в самосознании подростков бурят находят выражение в следующем: 1 - высоко притязание своего «я» вопреки традиции ориентирования на родовые ожидания; 2 - в половой идентификации современных подростков представлены как традиционные полоролевые стереотипы, так и требования современной жизни - ценятся образованность и самостоятельность; 3 - в социальном пространстве подростки ориентированы и на усвоение обязанностей в системе традиционных отношений, и на усвоение обязанностей и прав в системе официальных общественных отношений.

4. Выраженность специфики самосознания подростков бурят зависит от места проживания. Этническое самосознание городских подростков является маргинальным, у сельских бурят более выражена традиционная родовая идентификация.

5. Особенности самосознания бурятских подростков находят выражение в рефлексии относительно таких структурных звеньев как имя, притязание на признание, половая идентификация. Подростки выражают ценностное отношение к своему национальному имени; притязания на признание ориентированы прежде всего на традиционные предписания; половая идентификация носит традиционные ориентации.

6. Особенностью самосознания и поведения бурятских подростков является усиление межэтнического обособления, проявляющееся в увеличении количества агрессивных реакций по отношению к «другим».

7. Исследование фрустрированности структурных звеньев самосознания бурятских подростков показало зависимость их социальных реакций от традиционного стиля общения и воспитания.

Литература:

1. Мандель Б. Р. Этнопсихология: учебное пособие. -М.: Флинта, 2014. -320с.

2. Мухина В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. 1994. № 3. С. 42-49.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

4. Санжаева Р. Д. «Этнопсихология бурят». Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 54-61.

5. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 287 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.