|
|||
Область применения методики.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Для того чтобы эффективно выстроить профилактическую деятельность в образовательной организации и понять в каком направлении осуществлять коррекционную работу необходимо организовать диагностику девиантного поведения ребенка. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г., является универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения: -агрессивное поведение; -саморазрушающее и самоповреждающее поведение; - делинквентное поведение. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Тестовые шкалы методики СОП. 1. Шкала установки на социально-желательные ответы. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. 3. Шкала склонности к аддитивному поведению. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. 7. Шкала склонности к деликвентному поведению. 8. Шкала принятия женской социальной роли (только для женского варианта) Область применения методики. Опросник СОП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Опросник предназначен прежде всего для решения практических задач в области психодиагностики, а также для исследовательских целей. Содержательная сторона исследуемых психологических феноменов такова, что, если мы рассчитываем обеспечить выполнение соответствующих психометрических требований, то методику целесообразно в данном ее варианте применять для психодиагностики лиц ограниченного возрастного диапазона: подросткового и младшего юношеского возраста (выборка стандартизации - 14-17 лет). В перспективе возможно расширить возрастной диапазон валидного применения методики " вверх" включив в выборку стандартизации старший юношеский возраст, но не " вниз", так как в более младшем возрасте принципиально меняется структура девиантного поведения и соответственно структура мотивов личности ребенка и младшего подростка. На первоначальном этапе работы был разработан вариант методики СОП, ориентированный на мужскую часть подростковой популяции. Затем была разработана методика, учитывающая особенности структуры и содержания девиантного поведения девушек-подростков. Таким образом, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом.
|
|||
|