|
|||
1.Древнерусская культураСтр 1 из 2Следующая ⇒ Образование восточнославянской (древнерусской) народности. " Великокняжеское время" (Х–ХI вв. ). Культура Киевской Руси. Роль Киева в объединении русских земель. Особенности репрезентации великокняжеской власти и персоны правителя. Принятие христианства, его социально-политические, экономические и культурные предпосылки. Соединение византийских мировоззренческих представлений и славянской языческой культуры. Культура Владимирской Руси. Влияние татаро-монгольского нашествия на культурное развитие Руси. Свержение монгольского ига, становление Московской Руси и общерусской культуры. Место древнерусской культуры в мировой культуре. Место древнерусской культуры в мировой культуре. Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VIв. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в концеXII—XIIIв. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг. ) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг. ). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: серединаIXв. - началоXIIв. Во второй половине IXв. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе. Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу. Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство. Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода: 1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя. 2. Период становления и развития феодализма, когда вконце Xв. христианство стало государственной религией. 3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIIIв. была закончена христианизация Руси. Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством. С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом. Во второй половине IXв. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица — логически совершенная система; письма, быстро распространилась на Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся кXIв. ). С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания. В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Микула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого. Русская литература родилась в первой половине XIв. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной. В целом цивилизационное развитие Руси киевского периода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентации. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические и культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси.
|
|||
|