|
|||
Философия позитивизмаВопросы: 1. Основные направления позитивистской философии.
Одним из направлений современной западной философии является позитивизм (от лат. positivus – положительный). Позитивизм возник из философии рационализма с его верой в безграничную силу и исключительные возможности разума. Позитивисты из философии рационализма развили положение о ценности знаний, но отказались от поиска первоначал бытия. Позитивисты в знаниях особо выделяют такие качества как полезность, достоверность, точность, называя их положительным, позитивным знанием. Отсюда и происходит название данного философского течения. Позитивизм приобрел популярность среди естественно научной и технической интеллигенции, так как позитивизм занимается гносеологическими и методологическими проблемами. На основе позитивизма сформировалась современная западная сциентистская культура и философия. Наука рассматривается как кардинальное средство решения социальных задач и главный стимул общественного прогресса. Выделяют 4 исторические формы позитивизма: - классический позитивизм (30-е – 70-е гг. XIX вв); - эмпириокритицизм (махизм) (70-е гг XIX в. – нач. XX в); - неопозитивизм (нач. XX в. – до сер. XX в. ) - постпозитивизм (с сер. XX в. по сегодняшний день). Классический позитивизм. Основателем классического позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 – 1857 гг. ), который считается и основателем науки социологии. В это время (в первой половине XIX в. ) от философии отделялись многие частные науки, параллельно с этим происходила абсолютизация роли научных знаний в культуре и обществе. Конт полагал, что задача науки – не объяснение причин явлений, а описание явлений, т. е. науке нужно искать ответы на вопрос «как? », а не «почему? » Задача же философии – разработка общенаучных методов познания, выявление связей между отдельными науками, систематизация и классификация знаний. Эмпириокритицизм (махизм). Существовал с 70-х годов XIX в. и до нач. XX в. Создателями были австрийский физик Э. Мах и швейцарский философ Р. Авенариус. Слово эмпириокритицизм означает «критика опыта». Активное развитие науки ставило вопросы о природе познания, и о взаимоотношениях познающего субъекта и познаваемого объекта. Эмпириокритики заняли субъективно-идеалистическую позицию и соглашались с Д. Юмом в том, что ощущения лишены материальной или духовной основы. Поэтому изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Задача философии состоит в критическом подходе к «комплексу ощущений» и дальнейшей интеграции с другими науками во всеобщую науку. Неопозитивизм или логический позитивизм. Сформировался в 20-е годы 20 века. Родоначальники – Шлик, Карнап, Витгенштейн и Рассел. В своих положениях неопозитивисты отмечали что язык – это главное средство, через которое человек достоверно (позитивно) воспринимает окружающий мир. Но наш язык заселен пустыми или ошибочными, или бессмысленными утверждениями, которые не подтверждаются никакими фактами (например, «случайность есть форма проявления необходимости»). Философия должна отделять осмысленные научные высказывания от абсурдных, т. е. заниматься логическим анализом языка науки. (Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем). Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог и т. д. ) должны быть исключены из философии, т. к. их нельзя проверить фактами и они не имеют научного разрешения. На вопрос: как определить, является ли некоторое высказывание научным, неопозитивисты в качестве ответа предложили принцип верификации (от лат. verificatio – доказательство, подтверждение) – положение научной теории должно соответствовать экспериментальным данным, фактам опыта. Так, установить осмысленность предложения: «Этот лист бумаги белый» просто – достаточно на него взглянуть. Когда же прямая проверка невозможна, тогда надо свести интересующее положение к другому, в котором уже зафиксирован чувственный опыт человека. Благодаря построению осмысленных научных высказываний были достигнуты успехи в математической логике, в создании искусственных языков, научной терминологии, становлении кибернетики. Однако оказалось, что теоретические знания нельзя полностью свести к опытной проверке. В самом деле, как быть с гипотезами, которые невозможно подтвердить сразу? Невозможно верифицировать явления прошлого и будущего. Однако ученые теоретически восстанавливают события, которые случились давно, и достаточно полно моделируют вероятное развитие определенных систем. Хорошо известно, что научные законы раскрывают существенные, необходимые и общие связи явлений. Между тем, никакая констатация отдельных эмпирических фактов не способна привести к выявлению законов и их окончательному подтверждению. Но разве можно представить современное научное знание без законов? Исчерпание творческих возможностей неопозитивизма к 60-м годам XX века заметно снизило его влияние. Нарастала критика неопозитивизма, и некоторые его сторонники выдвинули новые идеи, которые оформились в постпозитивизм. Постпозитивизм или критический рационализм. Наиболее заметными фигурами в формировании положений постпозитивизма были Карл Поппер (1902 – 1994), Томас Кун (1922), И. Лакатос (1922 – 1974), П. Фейерабенд (1924). Поппер считает, что концепция верификации строится на убеждении, что знание может быть абсолютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая – то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, т. е. философии научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поэтому свою философию Поппер называл критическим рационализмом. Поппер в качестве нового правила для установления достоверности получаемых в науке знаний выдвинул принцип фальсификации вместо принципа верификации. Что это такое? С точки зрения Поппера, теория считается научной, если способна входить в противоречие с эмпирическими фактами. Чем больше неудачных попыток опровержения, тем более устойчивой оказывается теория, тем более она продуктивная и сохраняет временный статус научной истины. Если позитивизму было свойственно неисторическое понимание науки, то постпозитивизм, напротив, стремится раскрыть и историю формирования и эволюции научных знаний. Поппер считает, что ученые делают открытия, идя не от фактов к теориям, а от гипотез к теориям, которые должны подвергаться критической проверке. Если теория успешно прошло этап проверки на фальсифицируемость, то ученые считают ее временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то в науке имеются не законы, а правдоподобные утверждения, говорит Поппер. Английский философ Имре Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Он говорит, что в науке происходит не простая замена одних устаревших теорий более достоверными новыми, как считал Поппер. Лакатос утверждает, что теории, концентрируясь вокруг основополагающей теории, названной «твёрдым ядром», образуют научно-исследовательскую программу. Например, «твердым ядром» научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На это базе было развито множество теорий, относящихся, например, к астрономии и т. д. Только тогда, когда будет разрушено «твердое ядро» программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Лакатос сумел выделить важные моменты в процессе развития знания. Для каждого, кто осваивает разнообразные учения, важно осознавать, в рамках какой научно-исследовательской программы и теории он находится. Если исследователь сведущ только в одной научно-исследовательской программе или, что еще хуже, только в одной теории, то эта программа или теория невольно принимается за абсолютную истину, (так как сравнивать не с чем! ). Это означает, что у ученого отсутствует осознание своего действительного научного статуса, который фактически очень жестко соотнесен с одной научно-исследовательской программой, достоинства же других программ им не осознаются и не понимаются. Томас Кун, американский философ, считает, что основную роль в развитии научного знания играет деятельность научного сообщества. Определяющее значение принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме. Парадигма – это совокупность фундаментальных знаний, теорий и концепций, общепринятых методов исследования, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории и шире научно-исследовательских программ. Если та или иная парадигма господствует в науке безраздельно, то налицо устойчивый период в науке. Смена парадигм происходит через научные революции. Американский философ Пол Фейерабенд сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Он считает, что плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Существует много равноправных типов знания. Фейерабенд отрицает возможность универсального метода познания. Наука, философия, религия и даже магия – все обладает самостоятельной ценностью. Контрольные вопросы: 1. В чем причина возникновения позитивизма? 2. Откуда происходит название позитивизма? 3. Почему позитивизм стал популярным философским направлением? 4. Перечислите 4 исторические формы позитивизма 5. Кто был основателем классического позитивизма? Какую науку он еще основал? 6. Что Конт считал задачей науки и задачей философии? 7. Кто был создателями эмпириокритицизма? Что означает это слово? 8. Какую позицию заняли Э. Мах и Р. Авенариус? В чем, по их мнению, состоит задача философии? 9. Когда сформировался неопозитивизм и кто был его основателями? 10. Что говорили неопозитивисты о языке? 11. Что является задачей философии по мнению неопозитивистов и какие проблемы должны быть исключены? 12. Что такое принцип «верификации»? 13. Какие успехи были достигнуты благодаря неопозитивизму? 14. Перечислите недостатки неопозитивизма 15. Перечислите основных представителей постпозитивизма 16. Что думал Поппер о принципе верификации и что по его мнению должно быть задачей эпистемологии? 17. Как Поппер называл свою философию? В чем смысл предложенного им принципа фальсификации? 18. Как по мнению Поппера ученые делают свои открытия и что существует в науке вместо законов? 19. В чем смысл предложенной Имре Лакатосом методологии научно-исследовательских программ? 20. Какие важные моменты в процессе развития знания выдвинул Лакатос? 21. Кто играет основную роль в развитии научного знания по мнению Томаса Куна? Что такое парадигма, почему происходит смена парадигм? 22. Кто такой Пол Фейерабент, расскажите о его философии. Вопросы: 1. В чем причина возникновения позитивизма? 2. Откуда происходит название позитивизма? 3. Почему позитивизм стал популярным философским направлением? 4. Перечислите 4 исторические формы позитивизма 5. Кто был основателем классического позитивизма? Какую науку он еще основал? 6. Что Конт считал задачей науки и задачей философии? 7. Кто был создателями эмпириокритицизма? Что означает это слово? 8. Какую позицию заняли Э. Мах и Р. Авенариус? В чем, по их мнению, состоит задача философии? 9. Когда сформировался неопозитивизм и кто был его основателями? 10. Что говорили неопозитивисты о языке? 11. Что является задачей философии по мнению неопозитивистов и какие проблемы должны быть исключены? 12. Что такое принцип «верификации»? 13. Какие успехи были достигнуты благодаря неопозитивизму? 14. Перечислите недостатки неопозитивизма 15. Перечислите основных представителей постпозитивизма 16. Что думал Поппер о принципе верификации и что по его мнению должно быть задачей эпистемологии? 17. Как Поппер называл свою философию? В чем смысл предложенного им принципа фальсификации? 18. Как по мнению Поппера ученые делают свои открытия и что существует в науке вместо законов? 19. В чем смысл предложенной Имре Лакатосом методологии научно-исследовательских программ? 20. Какие важные моменты в процессе развития знания выдвинул Лакатос? 21. Кто играет основную роль в развитии научного знания по мнению Томаса Куна? Что такое парадигма, почему происходит смена парадигм? 22. Кто такой Пол Фейерабент, расскажите о его философии.
Задачи для самостоятельной работы по учебным вопросам: У. Джемс писал, что «иметь истинные идеи – это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия». «Вы можете сказать о ней – «она полезна, поскольку она истинна», или же «она истинна, поскольку она полезна». Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать… «Истинная» вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, «полезная» – о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта». Прокомментируйте эти выводы американского мыслителя. 1. Что значит верифицировать идею? 2. Какие идеи У. Джемс считает истинными? 3. Каково значение знаний (истинных идей) в жизнедеятельности людей? 4. Как связаны между собой истина, знание и вера? В чем полезность, по мнению У. Джемса, религиозной веры? 5. В чем, на ваш взгляд, преимущества и опасность прагматической концепции истины? Интересные факты: · Существует пять значений позитивного: 1. позитивное – положительное – означает реальное в противоположность химерическому. 2. указывает на контраст между полезным и негодным 3. употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным. 4. противопоставление точного смутному 5. «положительное» употребляется как противоположное отрицательному, как назначенное «по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать». · Лозунг позитивистского движения звучал так: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь! » · В контовскую классификацию наук, входили лишь следующие науки: · Тезис Джеймса: «Истина - это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях» заставил по-новому увидеть многие философские традиции и заново переоценить их. · В статье «Обучение философии в наших колледжах » Уильям Джеймс указывает, что «если мы хотим, чтобы лучшее использование наших колледжей состояло в том, чтобы давать молодежи широкую открытость ума и большую гибкость мышления, чем может породить специальное техническое обучение, то мы должны исходить из того, что... философия является наиболее важным из всего того, что изучается в колледже. Сколь бы скептически мы не относились к достижению универсальных истин... мы никогда не сможем отрицать того, что изучение философии означает привычку всегда видеть альтернативу, никогда не принимать привычное за само собой разумеющееся..., уметь воображать чужие состояния ума, иными словами, обладать духовной перспективой... И если мы хотим, чтобы наши колледжи создавали людей, а не машины, то они превыше всего должны заботиться об этом аспекте их влияния». · В книге «Школа и общество» Д. Дьюи разрабатывает новую педагогическую теорию, которая подчеркивает необходимость «прогрессирующего образования» и обучения «посредством деланья». Задача школы, по его мнению, не в том, чтобы заполнить голову ребенка самыми разными сведениями, а в том, чтобы пробудить и развить в нем те способности и задатки, которыми располагает всякий человек. Тесты: 1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ПРИЗНАЕТ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТРЕБУЕТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ? 1) интеллектуализм 2) позитивизм 3) трансцендентализм 4) фикционализм 2. КТО ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОЗИТИВИЗМА? 1) Кант 2) Коген 3) Конт 4) Милль 3. НА ЧТО ДОЛЖНЫ ОПИРАТЬСЯ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ О. КОНТА, МОГЛИ БЫ ОЦЕНИВАТЬСЯ КАК ИСТИННЫЕ? 1) на здравый смысл 2) на интуицию 3) на логику 4) на наблюдения 4. О. КОНТ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОН ОТКРЫЛ ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». В КАКОМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПУНКТОВ ПРИПИСАНА ЛИШНЯЯ «СТАДИЯ»? 1) метафизическая 2) научная 3) теологическая 4) эзотерическая 5. ЧТО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ О. КОНТА, ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПОЗИТИВНОЙ НАУКИ? 1) накопление и описание фактов 2) познание априорных законов разума 3) познание сущности явлений 4) предвидение явлений на основе познанных законов 6. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Г. СПЕНСЕРА? 1) наука о методах научного познания 2) наука о мире в целом 3) объединенное знание 4) учение о бытии сущего 7. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ, ПО ДЖ. С. МИЛЛЮ? 1) комплекс ощущений 2) объективная реальность, данная нам в ощущении 3) постоянная возможность впечатлений/ощущений 4) протяженная субстанция 8. КАК ПО-ДРУГОМУ НАЗЫВАЕТСЯ МАХИЗМ? 1) концептуализм 2) сенсуализм 3) эмпириокритицизм 4) эмпириосимволизм 9. ЧТО, НА ВЗГЛЯД Р. АВЕНАРИУСА, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ ФИЛОСОФИИ? 1) обобщение данных наук 2) очищение опыта от внеопытных компонентов 3) постижение сущностей 4) самопознание духа 10. ЧТО ТАКОЕ «Я», СОГЛАСНО УЧЕНИЮ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА? 1) мыслящая субстанция 2) свобода 3) совокупность индивидуального опыта 4) трансцендентальное единство апперцепции 11. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРЕДЛОЖИЛ Э. МАХ? 1) принцип историзма 2) принцип системности 3) принцип тождества мышления и бытия 4) принцип экономии мышления 12. КАКОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА СВЯЗАН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С ПРОБЛЕМАМИ АНАЛИЗА ЯЗЫКА? 1) ранний позитивизм 2) эмпириокритицизм 3) неопозитивизм 4) постпозитивизм 13. ЧТО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Б. РАССЕЛА, ДОЛЖНО БЫТЬ ФУНДАМЕНТОМ ФИЛОСОФИИ? 1) логика 2) метафизика 3) наука 4) обыденное сознание 14. КТО НАЗЫВАЛ СВОЮ ФИЛОСОФСКУЮ ПОЗИЦИЮ КРИТИЧЕСКИМ РАЦИОНАЛИЗМОМ? 1) Витгенштейн 2) Мах 3) Поппер 4) Рассел 15. ЧТО ТАКОЕ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ПО Т. КУНУ? 1) новое решение вечных проблем 2) открытие подлинной сущности явлений 3) открытие, ведущее к изменению технологий 4) смена парадигм, понятийной сетки
|
|||
|