|
|||
Вопросы и задания к § 23
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах. Выделим наиболее характерные признаки таких рядов: 1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом. Например, ряд, записанный с помощью следующих формул: нельзя считать генетическим, так как в последнем звене элемент бром отсутствует, хотя реакция для перехода от NaBr к NaNO 3 легко осуществима: Этот ряд мог бы считаться генетическим рядом элемента брома, если бы его завершили, например, так: 2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, т. е. отражать разные формы его существования. 3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны взаимопревращениями. По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды. Например, приведенный выше генетический ряд брома будет неполным, незавершенным. А вот следующий ряд: уже можно рассматривать как полный: он начинается простым веществом бромом и им же заканчивается. Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение генетического ряда: Генетическая связь — понятие более общее, чем генетический ряд, являющийся пусть и ярким, но частным проявлением этой связи, которая реализуется при любых взаимных превращениях веществ. Тогда, очевидно, под это определение подходит и первый приведенный в тексте параграфа ряд веществ. Для характеристики генетической связи неорганических веществ мы рассмотрим три разновидности генетических рядов: генетический ряд элемента-металла, генетический ряд элемента-неметалла, генетический ряд элемента-металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гидроксид. I. Генетический рад элемента-металла. Наиболее богат веществами ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. В качестве примера рассмотрим генетический ряд железа со степенями окисления +2 и +3: Напомним, что для окисления железа в хлорид железа (II) нужно взять более слабый окислитель, чем для получения хлорида железа (III): II. Генетический ряд элемента-неметалла. Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметалла с разными степенями окисления, например генетический ряд серы со степенями окисления +4 и +6: Затруднение может вызвать лишь последний переход. Если вы выполняете задания такого типа, то руководствуйтесь правилом: чтобы получить простое вещество из окисленного соединения элемента, нужно взять для этой цели самое восстановленное его соединение, например летучее водородное соединение неметалла. В нашем примере: По этой реакции в природе из вулканических газов образуется сера. Аналогично для хлора: III. Генетический ряд элемента-металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гидроксид, очень богат связями, так как они проявляют в зависимости от условий то свойства кислоты, то свойства основания. Например, рассмотрим генетический ряд алюминия: В органической химии также следует различать более общее понятие — «генетическая связь» и более частное понятие — «генетический ряд». Если основу генетического ряда в неорганической химии составляют вещества, образованные одним химическим элементом, то основу генетического ряда в органической химии (химии углеродных соединений) составляют вещества с одинаковым числом атомов углерода в молекуле. Рассмотрим генетический ряд органических веществ, в который включим наибольшее число классов соединений: Каждой цифре соответствует определенное уравнение реакции: Под определение генетического ряда не подходит последний переход — образуется продукт не с двумя, а с множеством углеродных атомов, но зато с его помощью наиболее многообразно представлены генетические связи. И наконец, приведем примеры генетической связи между классами органических и неорганических соединений, которые доказывают единство мира веществ, где нет деления на органические и неорганические вещества. Например, рассмотрим схему получения анилина — органического вещества из известняка — неорганического соединения: Воспользуемся возможностью повторить названия реакций, соответствующих предложенным переходам: 1. Обжиг известняка: 2. Восстановление оксида кальция в карбид: 3. Гидролиз карбида кальция: 4. Тримеризация ацетилена: 5. Нитрование бензола: 6. Восстановление нитробензола в анилин — реакция Н. Н. Зинина: Вопросы и задания к § 23 1. Запишите уравнения реакций, иллюстрирующих следующие переходы: 2. Запишите уравнения реакций, иллюстрирующих следующие превращения: 3. При взаимодействии 12 г предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 2, 24 л водорода (н. у. ). Найдите молекулярную формулу спирта и запишите формулы возможных изомеров. 4. Содержание крахмала в картофеле составляет 22%. Вычислите массу 80% -го этилового спирта, которую можно получить из 250 кг картофеля, если выход спирта составляет 80% от теоретически возможного. Ответ: 31, 28 кг. Домашнее задание п. 34 упр стр. 143
ВЫБЕРИТЕ КНИГУ СО СКИДКОЙ:
|
|||
|