|
|||
Расскажите о назначении направляющих станков. Как они классифицируются? Расскажите о направляющих скольжения. Какие формы поперечных сечений они могут иметь? Из каких материалов их изготавливают? Какие различают направляющие по виду трения скольжения?. На
Вопрос 17. Направляющие станков. Их назначение и классификация. Расскажите о назначении направляющих станков. Как они классифицируются? Расскажите о направляющих скольжения. Какие формы поперечных сечений они могут иметь? Из каких материалов их изготавливают? Какие различают направляющие по виду трения скольжения?
Требуемое взаимное расположение узлов станка и возможность относительного перемещения инструмента и заготовки обеспечивается направляющими. Для перемещения узла направляющие должны допускать только одну степень свободы движения. Это достигается соответствующей конструкцией направляющих или силовым замыканием (действием сил тяжести, подпружиненных элементов и т. п. ). Для регулирования начальных зазоров или натягов и восстановления начальных показателей в процессе эксплуатации (например, вследствие изнашивания поверхностей скольжения) предусматривают регулировочные элементы: клинья с продольным и поперечным перемещением; подвижные планки; накладные пригоняемые планки и др. устройства. По назначению и конструктивному исполнению направляющие классифицируются по следующим признакам: − по виду движения: направляющие главного движения (например, стол-станина продольно-строгального станка); направляющие движения подачи; − по траектории движения: направляющие прямолинейного и кругового движения; − по направлению траектории перемещения узла в пространстве: горизонтальные, вертикальные, наклонные; − по геометрической форме: призматические, плоские, цилиндрические. - по виду трения: направляющие скольжения и качения. Направляющие скольжения. Обычно изготавливают из серого чугуна. Чугун используется в тех случаях, когда направляющие выполняются как единое целое со станиной или подвижным узлом.
а – плоские б – призматические в – ласточкин хвост
Износостойкость направляющих повышается поверхностной закалкой до твердости 42…56 HRC. Накладные направляющие изготавливают из стали, закаленной до твердости 58…63 HRC. Чаще всего используют сталь 40Х с закалкой токами высокой частоты (ТВЧ), а также стали 15Х и 20Х с последующей цементацией и закалкой. Перспективным материалом для накладных направляющих скольжения являются пластмассы. По виду трения скольжения различают следующие направляющие: – гидростатические – направляющие главного движения и подачи; в этих направляющих смазочный слой создается подачей масла под высоким давлением в специальные карманы необходимых размеров; – со смешанной смазкой – большинство направляющих движения подачи; – с граничной смазкой – направляющие подачи, работающие при очень малых скоростях скольжения; – с воздушной смазкой - аэростатические. При граничной смазке поверхности сопряжения контактируют между собой. Толщина слоя смазки значительно меньше величины шероховатости поверхностей. При смешанном режиме смазки расстояние между поверхностями сравнимо с величиной их шероховатости. При гидростатическом режиме смазки поверхности сопряжения полностью разделены слоем смазочного материала
|
|||
|