Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др. )
|
Литература
|
Форма контроля знаний
|
лекции
| практически (семинарские) занятия
| лабораторные занятия
| управляемая самостоятельная работа студента
|
1.
| 1. 1. Общая характеристика мирового историко-педагогического процесса.
1. Предмет истории педагогики.
2. Фазы мирового историко-педагогического процесса: сумма идей, концепции, теории.
3. Методологические подходы к изучению педагогического наследия.
4. Принципы и задачи изучения истории педагогики.
|
|
|
|
| Мультимедиа.
Текст лекции на электронном носителе
| [1]
|
|
| 1. 2. Источники изучения историко-педагогического наследия:
· произведения выдающихся педагогов прошлого,
· архивные материалы по вопросам народного образования,
· официальные материалы (законы, проекты, циркуляры, отчеты, доклады и т. п. ), программы, учебники и учебные пособия.
· памятники древней письменности,
· общая и педагогическая пресса.
|
|
|
|
|
|
| Итоговое контрольное задание в конце изучения дисциплины
|
2.
| 2. 1. Зарождение и развитие народной педагогики:
1. Концепции происхождения воспитания (биологическая, психологическая, социально-экономическая и антропосоциогенеза). 2. Особенности воспитания в первобытном обществе.
3. Историческое и современное значение этнопедагогики.
4. Главная цель воспитания, принципы, методы народной педагогики.
5. Средства народной педагогики.
|
|
|
|
| Текст лекции на электронном носителе
Методические папки с пословицами и поговорками народов мира
| [1], [7], [30]
| Презентации средств народной педагогики;
составление диалога из пословиц и поговорок.
|
3.
| 3. 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль Древнего Мира, средневековья и эпохи Возрождения:
1. Системы воспитания в Древней Греции.
2. Возрастная периодизация Аристотеля.
3. Римская система воспитания.
4. Влияние христианской церкви на развитие образования в эпоху средневековья.
5. Типы и виды школ.
6. 7 «свободных искусств» как основное содержание образования.
7. Возникновение первых университетов в Европе.
|
|
|
|
| Мультимедиа.
| [1], [2], [3], [4]
[10], [16], [22]
|
|
| 3. 2. Первые концепции образования
1. Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания.
2. Педагогические воззрения древнегреческих философов.
3. Особенности римской системы воспитания.
4. Воспитание светских феодалов (7 «рыцарских добродетелей»).
5. Монастырское воспитание девушек из дворянских семей.
|
|
|
|
| Схемы, таблицы, иллюстрации (Рафаэль. «Афинская школа»).
Перечень произведений искусства на педагогические темы.
| [1], [2], [3], [4]
[10], [16], [22]
| Составление схем целеполагания в различных системах воспитания.
Подбор иллюстраций к произведениям искусства, отражающих стороны обучения и воспитания в различные исторические периоды.
|
4.
| 4. 1. Педагогические идеи в Библии:
1. Понятия «религиозное воспитание» и «религиозное просвещение».
2. Роль религии в развитии образования.
3. Ветхий Завет как основа авторитарной педагогики, Новый Завет как основа личностно-ориентированной педагогики.
4. Наиболее распространенные крылатые слова, выражения, сюжеты из Библии.
|
|
|
|
| Первоисточники.
Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
| [1], [13]
| Анализ глав и стихов из Ветхого и Нового Завета
|
5.
| Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв.
5. 1. Педагогическая система Я. А. Коменского:
1. Ян Коменский как основоположник системы традиционного обучения.
2. Принцип природосообразности как методология педагогики Коменского.
3. Возрастная периодизация и система школ.
4. Обоснование классно-урочной системы.
5. Дидактические принципы.
Цель, задачи и основное содержание воспитания. Правила воспитания.
|
|
|
|
| Мультимедиа.
| [1], [5], [17], [18]
[19], [28]
|
|
| 5. 2. Зарождение системы традиционного обучения (педагогика Я. А. Коменского):
1. Характеристика периодов педагогической деятельности Я. А. Коменского.
2. Основные педагогические труды.
3. Анализ произведения «Великая дидактика» с позиции обоснования принципа природосообразности.
4. Соотнесение возрастной периодизация Коменского с типами школ.
5. Сравнительный анализ дидактических принципов Коменского и современных принципов обучения.
|
|
|
|
| Портрет Я. А. Коменского.
Иллюстрации к книге Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».
| [1], [5], [17], [18]
[19], [28]
| Конспекты первоисточников. Сравнительный анализ дидактических принципов Коменского и современных принципов обучения.
Составление рассказа по предложенной картине.
|
| 5. 3. Модель элитарного образования Дж. Локка.
1. Джон Локк как «сын классового компромисса 1688 года» в Англии.
2. Социально-педагогическое значение идеи «чистой доски».
3. Система воспитания джентльмена Локка как всестороннее развитие личности.
4. Анализ содержания физического, нравственного, умственного и трудового воспитания.
|
|
|
|
| Портрет Дж. Локка
| [1], [2], [18]
[19], [28]
|
|
| 5. 4. Модель свободного воспитания Ж. Руссо.
1. Сущность идеи свободного и естественного развития.
2. Реализация выдвинутой идеи на основе предложенной автором возрастной периодизации.
3. Метод естественных последствий в воспитании.
|
|
|
|
| Портрет Ж. Ж. Руссо
| [1], [2], [5]
[26], [27]
|
|
6.
| 6. 1. Педагогическая система И. Г. Песталоцци:
1. Социально-педагогическая деятельность Песталоцци.
2. Создание приютов по типу семьи.
3. Идея соединения обучения с производительным трудом.
4. Анализ теории элементарного образования.
5. Создание частных методик начального обучения.
6. Идея саморазвития сил.
7. Значение педагогического наследия Песталоцци для современности.
|
|
|
|
| Портрет
И. Г. Песталоцци
| [1], [2], [5]
[18], [25]
|
|
| 6. 2. Педагогика И. Г. Песталоцци (модель трудовой школы):
1. Основные этапы жизни и педагогической деятельности швейцарского педагога (перечислить учреждения, в которых он работал).
2. Теоретические основы для открытия приютов по типу семьи.
3. Идея развивающего обучения, ее реализация в теории элементарного образования.
4. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методик начального обучения.
5. Азбуки умений физического, нравственного, трудового воспитания.
|
|
|
|
| Портрет
И. Г. Песталоцци
| [1], [2], [5]
[18], [25], [28]
| Выборочный опрос и просмотр конспектов студентов.
Выполнение упражнений на развитие речи по Песталоцци
|
7.
| 7. 1. Немецкая педагогика XIX века: И. Гербарт, А. Дистервег. Развитие авторитарной педагогики:
1. Вклад Иоганна Гербарта в философию и психологию, развитие педагогики как науки.
2. Идея воспитывающего обучения.
3. Модель обучения Гербарта как основа традиционной дидактики.
4. Процесс воспитания по Гербарту.
5. Теория многостороннего интереса.
6. Вклад А. Дистервега в практическую разработку идеи развивающего обучения.
7. Идея общечеловеческого и культуросообразного воспитания.
|
|
|
|
| | [1], [2], [5]
[19], [23], [26]
|
|
8.
| Педагогические теории конца XIX – начала XX вв.:
8. 1. Общая характеристика педагогических теорий.
1. Экономическая и политическая причины возникновения теорий.
2. Суть и основные положения педагогики гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера.
3. Экспериментальная педагогика и педагогика действия А. Лая как отражение естественнонаучного направления.
4. Педагогика неотомизма как отражение религиозного направления.
5. Взаимопротиворечия педагогики экзистенциализма и неопозитивизма.
|
|
|
|
| Текст лекции на электронном носителе
| [1], [4], [12]
[21], [23], [24]
| |
| 8. 2. Педагогика прагматизма Дж. Дьюи
1. Суть философии прагматизма.
2. Открытие принципа педоцентризма.
3. Основные положения педагогики прагматизма.
4. Неопрагматизм и модель С. Френэ как основа современной альтернативной педагогики.
|
|
|
|
| Мультимедиа
| [1], [4], [8], [9], [12]
[21], [23], [24]
| |
| 8. 3. Третья фаза мирового историко-педагогического процесса (теории).
Причины кризиса школьной системы и появления многочисленных педагогических теорий.
Недостатки традиционной школы.
Особенности реформаторских концепций (альтернативной школы).
Сравнение модели обучения Дж. Дьюи с моделью И. Гербарта.
|
|
|
|
| Текст лекции на электронном носителе
| [1], [4], [8], [9], [12]
[21], [23], [24]
| Краткие письменные аннотации основных теорий.
Составление и разгадывание загадок по истории педагогики.
|
9.
| 9. 1. Воспитание и просвещение в Беларуси в различные периоды государственности:
1. Обзор временных рамок периодов государственности на ленте времени.
2. Воспитательный опыт племен, населяющих белорусские земли, до возникновения государственного объединения.
3. Культурно-педагогическое значение принятия христианства.
4. Развитие просвещения и образования в
· Киевской Руси
· Великом княжестве Литовском,
· Речи Посполитой.
|
|
|
|
| Мультимедиа
Лента времени
Хронология
Текст лекции на электронном носителе
| [1], [14], [21]
[31]
| Тестовое задание
Историческая разноголосица
|
| 9. 2. Особенности развития образования, ведущие идеи и деятели просвещения в различные периоды государственности: Киевская Русь (Полоцкий период), Великое княжество Литовское, Речь Посполитая.
|
|
|
|
| Портретная галерея
деятелей просвещения Беларуси
| [1], [14], [21]
[31]
| Тестовое задание
|
10.
| 10. 1. Система образования в Российской империи:
1. Характеристика Уставов 1786, 1804, 1828, 1864 и 1871 гг.
2. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и его течения: буржуазно-либеральное, буржуазно-демократическое, революционно-демократическое.
3. Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. Идея народности в воспитании. Учебные книги Ушинского.
|
|
|
|
| Хронология
| [1], [15], [19]
[20]
|
|
11.
| 11. 1. Становление и развитие советской школы и педагогики:
1. Принципиальные основы становления советской школы.
2. Новые типы учебных заведений и формы организации учебного процесса в 1920-1930 гг.
3. Подходы к построению содержания образования в довоенный период.
4. Введение обязательного обучения и постепенное повышение его сроков.
|
|
|
|
| Мультимедиа
| [1], [6], [26]
[29]
| |
| 11. 2. Педагогические системы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
1. Цель и задачи воспитания.
2. Средства воспитания.
3. Методы и приемы.
4. Педагогика сотрудничества.
|
|
|
|
| Портреты педагогов
| [1], [6], [26]
[29]
| |
| 11. 3. Советская школа и педагогика: основные этапы развития.
1. Первые документы советского правительства в области образования.
2. «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Декларация.
3. Декрет о ликвидации безграмотности.
4. Творческие формы работы учителей.
5. Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу.
6. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса».
|
|
|
|
| | [1], [6], [26]
[29]
| Составить схему советских учебных заведений и органов управления.
Хронология сроков введения обязательного обучения.
|
12.
| Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX в. –начале XXI в.:
12. 1. Сущность и основные направления реформ на Западе во второй половине XX в.
1. Принципы обновления содержания образования.
2. Актуальные требования к созданию современных систем воспитания.
3. Примеры современных систем воспитания.
|
|
|
|
| Мультимедиа
| [1], [3], [5], [11],
[21], [24],
| Подготовка сообщений (рефератов) о системе образования в различных геополитических пространствах.
|
| 12. 2. Международные приоритеты в образовании
1. Расширение образовательного пространства.
2. Болонский процесс.
3. Основные тенденции
|
|
|
|
| Текст лекции на электронном носителе
| [1], [3], [5], [11],
[21], [24],
|
|
| 12. 3. Состояние школы и педагогики за рубежом.
1. Причины, условия и особенности проведения образовательных реформ в США и Евросоюзе.
2. Принцип открытой школы.
3. Суть концепция воспитательной среды.
|
|
|
|
| Видео
Интернет-ресурсы.
Периодическая печать
| [1], [3], [5], [11],
[21], [24],
| Дайджест периодической печати по вопросам образования за рубежом (устные аннотации).
|