Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Номер раздела, темы, занятия. Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов. Количество аудиторных часов. Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.). Литература. Форма контроля знаний



 

Учебно-методическая карта дисциплины

Педагогика детства: История образования и педагогической мысли

Дневное отделение

1 курс, семестр 1,

экзамен

 

 

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др. )

Литература

Форма контроля знаний

лекции практически (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студента
1. 1. 1. Общая характеристика мирового историко-педагогического процесса. 1. Предмет истории педагогики. 2. Фазы мирового историко-педагогического процесса: сумма идей, концепции, теории. 3. Методологические подходы к изучению педагогического наследия. 4. Принципы и задачи изучения истории педагогики.         Мультимедиа.    Текст лекции на электронном носителе [1]  
  1. 2. Источники изучения историко-педагогического наследия: · произведения выдающихся педагогов прошлого, · архивные материалы по вопросам народного образования, · официальные материалы (законы, проекты, циркуляры, отчеты, доклады и т. п. ), программы, учебники и учебные пособия. · памятники древней письменности, · общая и педагогическая пресса.           Итоговое контрольное задание в конце изучения дисциплины
2. 2. 1. Зарождение и развитие народной педагогики: 1. Концепции происхождения воспитания (биологическая, психологическая, социально-экономическая и антропосоциогенеза). 2. Особенности воспитания в первобытном обществе. 3. Историческое и современное значение этнопедагогики. 4. Главная цель воспитания, принципы, методы народной педагогики. 5. Средства народной педагогики.       Текст лекции на электронном носителе   Методические папки с пословицами и поговорками народов мира [1], [7], [30]   Презентации средств народной педагогики; составление диалога из пословиц и поговорок.  
3. 3. 1. Воспитание, школа и педагогическая мысль Древнего Мира, средневековья и эпохи Возрождения: 1. Системы воспитания в Древней Греции. 2. Возрастная периодизация Аристотеля. 3. Римская система воспитания. 4. Влияние христианской церкви на развитие образования в эпоху средневековья. 5. Типы и виды школ. 6. 7 «свободных искусств» как основное содержание образования. 7. Возникновение первых университетов в Европе.         Мультимедиа.   [1], [2], [3], [4] [10], [16], [22]    
  3. 2. Первые концепции образования 1. Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания. 2. Педагогические воззрения древнегреческих философов. 3. Особенности римской системы воспитания. 4. Воспитание светских феодалов (7 «рыцарских добродетелей»). 5. Монастырское воспитание девушек из дворянских семей.         Схемы, таблицы, иллюстрации (Рафаэль. «Афинская школа»). Перечень произведений искусства на педагогические темы. [1], [2], [3], [4] [10], [16], [22]   Составление схем целеполагания в различных системах воспитания. Подбор иллюстраций к произведениям искусства, отражающих стороны обучения и воспитания в различные исторические периоды.
4. 4. 1. Педагогические идеи в Библии: 1. Понятия «религиозное воспитание» и «религиозное просвещение». 2. Роль религии в развитии образования. 3. Ветхий Завет как основа авторитарной педагогики, Новый Завет как основа личностно-ориентированной педагогики. 4. Наиболее распространенные крылатые слова, выражения, сюжеты из Библии.       Первоисточники. Рембрандт. «Возвращение блудного сына». [1], [13] Анализ глав и стихов из Ветхого и Нового Завета
5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. 5. 1. Педагогическая система Я. А. Коменского: 1. Ян Коменский как основоположник системы традиционного обучения. 2. Принцип природосообразности как методология педагогики Коменского. 3. Возрастная периодизация и система школ. 4. Обоснование классно-урочной системы. 5. Дидактические принципы.  Цель, задачи и основное содержание воспитания. Правила воспитания.        Мультимедиа.   [1], [5], [17], [18] [19], [28]      
  5. 2. Зарождение системы традиционного обучения (педагогика Я. А. Коменского): 1. Характеристика периодов педагогической деятельности Я. А. Коменского. 2. Основные педагогические труды. 3. Анализ произведения «Великая дидактика» с позиции обоснования принципа природосообразности. 4. Соотнесение возрастной периодизация Коменского с типами школ. 5. Сравнительный анализ дидактических принципов Коменского и совре­менных принципов обучения.         Портрет Я. А. Коменского.   Иллюстрации к книге Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». [1], [5], [17], [18] [19], [28]   Конспекты первоисточников. Сравнительный анализ дидактических принципов Коменского и совре­менных принципов обучения. Составление рассказа по предложенной картине.
  5. 3. Модель элитарного образования Дж. Локка. 1. Джон Локк как «сын классового компромисса 1688 года» в Англии. 2. Социально-педагогическое значение идеи «чистой доски». 3. Система воспитания джентльмена Локка как всестороннее развитие личности. 4.  Анализ содержания физического, нравственного, умственного и трудового воспитания.       Портрет Дж. Локка [1], [2], [18] [19], [28]    
  5. 4. Модель свободного воспитания Ж. Руссо. 1. Сущность идеи свободного и естественного развития. 2. Реализация выдвинутой идеи на основе предложенной автором возрастной периодизации. 3. Метод естественных последствий в воспитании.       Портрет Ж. Ж. Руссо [1], [2], [5] [26], [27]    
6. 6. 1. Педагогическая система И. Г. Песталоцци: 1. Социально-педагогическая деятельность Песталоцци. 2. Создание приютов по типу семьи. 3.  Идея соединения обучения с производительным трудом. 4.  Анализ теории элементарного образования. 5.  Создание частных методик начального обучения. 6. Идея саморазвития сил. 7. Значение педагогического наследия Песталоцци для современности.         Портрет И. Г. Песталоцци [1], [2], [5] [18], [25]    
  6. 2. Педагогика И. Г. Песталоцци (модель трудовой школы): 1. Основные этапы жизни и педагогической деятельности швейцарского педагога (перечислить учреждения, в которых он работал). 2. Теоретические основы для открытия приютов по типу семьи. 3. Идея развивающего обучения, ее реализация в теории элементарного образования. 4. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методик начального обучения. 5.  Азбуки умений физического, нравственного, трудового воспитания.         Портрет И. Г. Песталоцци [1], [2], [5] [18], [25], [28]     Выборочный опрос и просмотр конспектов студентов. Выполнение упражнений на развитие речи по Песталоцци  
7. 7. 1. Немецкая педагогика XIX века: И. Гербарт, А. Дистервег. Развитие авторитарной педагогики: 1. Вклад Иоганна Гербарта в философию и психологию, развитие педагогики как науки. 2. Идея воспитывающего обучения. 3. Модель обучения Гербарта как основа традиционной дидактики. 4.  Процесс воспитания по Гербарту. 5.  Теория многостороннего интереса. 6. Вклад А. Дистервега в практическую разработку идеи развивающего обучения. 7.  Идея общечеловеческого и культуросообразного воспитания.         [1], [2], [5] [19], [23], [26]      
8. Педагогические теории конца XIX – начала XX вв.: 8. 1. Общая характеристика педагогических теорий. 1. Экономическая и политическая причины возникновения теорий. 2.  Суть и основные положения педагогики гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера. 3.  Экспериментальная педагогика и педагогика действия А. Лая как отражение естественнонаучного направления. 4. Педагогика неотомизма как отражение религиозного направления. 5. Взаимопротиворечия педагогики экзистенциализма и неопозитивизма.           Текст лекции на электронном носителе [1], [4], [12] [21], [23], [24]      
   8. 2. Педагогика прагматизма Дж. Дьюи 1. Суть философии прагматизма. 2. Открытие принципа педоцентризма. 3. Основные положения педагогики прагматизма. 4. Неопрагматизм и модель С. Френэ как основа современной альтернативной педагогики.       Мультимедиа [1], [4], [8], [9], [12] [21], [23], [24]      
  8. 3. Третья фаза мирового историко-педагогического процесса (теории). Причины кризиса школьной системы и появления многочисленных педагогических теорий. Недостатки традиционной школы. Особенности реформаторских концепций (альтернативной школы). Сравнение модели обучения Дж. Дьюи с моделью И. Гербарта.         Текст лекции на электронном носителе [1], [4], [8], [9], [12] [21], [23], [24]     Краткие письменные аннотации основных теорий. Составление и разгадывание загадок по истории педагогики.
9. 9. 1. Воспитание и просвещение в Беларуси в различные периоды государственности: 1. Обзор временных рамок периодов государственности на ленте времени. 2. Воспитательный опыт племен, населяющих белорусские земли, до возникновения государственного объединения. 3. Культурно-педагогическое значение принятия христианства. 4. Развитие просвещения и образования в · Киевской Руси · Великом княжестве Литовском, · Речи Посполитой.         Мультимедиа Лента времени   Хронология   Текст лекции на электронном носителе [1], [14], [21] [31] Тестовое задание Историческая разноголосица
  9. 2. Особенности развития образования, ведущие идеи и деятели просвещения в различные периоды государственности: Киевская Русь (Полоцкий период), Великое княжество Литовское, Речь Посполитая.         Портретная галерея деятелей просвещения Беларуси [1], [14], [21] [31]   Тестовое задание  
10. 10. 1. Система образования в Российской империи: 1. Характеристика Уставов 1786, 1804, 1828, 1864 и 1871 гг. 2.  Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и его течения: буржуазно-либеральное, буржуазно-демократическое, революционно-демократическое. 3. Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. Идея народности в воспитании. Учебные книги Ушинского.         Хронология [1], [15], [19] [20]    
11. 11. 1. Становление и развитие советской школы и педагогики: 1. Принципиальные основы становления советской школы. 2.  Новые типы учебных заведений и формы организации учебного процесса в 1920-1930 гг. 3.  Подходы к построению содержания образования в довоенный период. 4. Введение обязательного обучения и постепенное повышение его сроков.         Мультимедиа [1], [6], [26] [29]    
  11. 2. Педагогические системы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. 1. Цель и задачи воспитания. 2. Средства воспитания. 3. Методы и приемы. 4. Педагогика сотрудничества.       Портреты педагогов [1], [6], [26] [29]  
  11. 3. Советская школа и педагогика: основные этапы развития. 1. Первые документы советского правительства в области образования. 2. «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Декларация. 3. Декрет о ликвидации безграмотности. 4. Творческие формы работы учителей. 5. Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу. 6. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса».           [1], [6], [26] [29] Составить схему советских учебных заведений и органов управления.   Хронология сроков введения обязательного обучения.  
12. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX в. –начале XXI в.: 12. 1. Сущность и основные направления реформ на Западе во второй половине XX в. 1. Принципы обновления содержания образования. 2. Актуальные требования к созданию современных систем воспитания. 3. Примеры современных систем воспитания.         Мультимедиа   [1], [3], [5], [11], [21], [24],   Подготовка сообщений (рефератов) о системе образования в различных геополитических пространствах.
  12. 2. Международные приоритеты в образовании 1. Расширение образовательного пространства. 2.  Болонский процесс. 3. Основные тенденции         Текст лекции на электронном носителе [1], [3], [5], [11], [21], [24],  
  12. 3. Состояние школы и педагогики за рубежом. 1. Причины, условия и особенности проведения образовательных реформ в США и Евросоюзе. 2. Принцип открытой школы. 3. Суть концепция воспитательной среды.       Видео Интернет-ресурсы. Периодическая печать [1], [3], [5], [11], [21], [24],   Дайджест периодической печати по вопросам образования за рубежом (устные аннотации).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.