Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ближний Восток



 

Женский след

География матривлияния

 

Мы решили посмотреть, насколько широко было и остается матривлияние в мире. При ознакомлении с этим разделом, следует помнить, что информация о матривлиянии, как минимум, в современных источниках не заостряется, и искать ее по разным народам весьма сложно даже при нынешних информационных системах. Поэтому здесь отражена только та часть сведений о народах, информация о матривлиянии у которых оказалась нам доступна. И все же мы были удивлены масштабами матривлияния даже в наше время.

 

Азия. В различных местах Азии сохранились следы матриуклада.

 

Так, в Японии всегда были женщины-самураи (Онна Бугэйся), наиболее известными из которых были Хангаку Годзен, которая командовала 3000 воинами при обороне от 10000-ной армии. Накано Такэко, которая принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою, а также Ямакава Футаба, Ямамото Яэко.

 

Малаяли — народ в Индии, штат Керала, более 35 млн. чел. До середины XX века (на данный момент произошли изменения в сторону патриархата) основа семьи — материнский род, семьи проживают матрилокально, счет родства — матрилинейный, распространена полиандрия.

 

Ранатхари — народ, проживающий в Индии и Непале. Сохранился матриархат.

 

Кхаси — народ в Индии, штат Мегхалая, около 1 млн. чел. Материнский род. Передача имени и имущества по женской линии, семьи проживают матрилокально. Там же проживает народ гаро, также сохранивший матриархальный уклад.

 

Юан — народ, проживающий в Таиланде и Лаосе. Счет родства ведется и по женской, и по мужской линиям. Наследует младшая дочь с мужем. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

 

Зярай — народность Вьетнама. Развиты матрилинейные роды.

 

Мнонги — народ Вьетнама. Заключаются как патрилокальные, так и матрилокальные браки. Счет родства дочерей ведется по материнской линии, сыновей по отцовской.

 

Раглай — народ Вьетнама. Матрилинейный счет родства.

 

Теро — народ Вьетнама. Семьи проживают матрилокально, затем неолокально. Наследование по женской линии.

 

Тямы (чамы) — народ, проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. Общая численность около 500 тыс. чел. Западные тямы в противовес восточным сохраняют матриархат. Главной в роду считается бабушка, родство считается по матери, наследство передается по женской линии, невеста выбирает жениха.

 

Чуру — народ Вьетнама. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально.

 

Эде — народ Вьетнама, около 230 тыс. чел. Сохранилась матрилинейная организация родов.

 

Коми и удмурты - Остатки матриархата наблюдались еще в XIX веке: роды носили имена женщин - основательниц рода. Матрилинейный счет родства. Впрочем. Ряд авторов указывает на наличие матриархата в прошлом у всех финно-угорских народов.

 

Коряки (кереки) — коренное население полуострова Камчатка. В прошлом — основа общества — большая материнская семья.

 

Эскимосы — народ, составляющий коренное население от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски и восточного края Чукотки. Общая численность около 170 тыс. чел. Матриархат. Счет родства предпочтителен по материнской линии. Материнский род. Семьи проживают матрилокально.

 

Юкагиры — коренное население Восточной Сибири. Вплоть до прихода тунгусов сохранялись материнско-родовая община, семьи, соответственно, проживали матрилокально, счет родства по материнской, свобода девушек вплоть до замужества.

 

Алеуты — проживают на Командорских островах, в Камчатском крае. Вплоть до прихода русских у алеутов был матриархат, остатки которого сохранились и по сей день.

 

Матриархальные отношения были характерны для всех народов Крайнего Севера. Их остатки видны в большей или меньшей мере в зависимости от степени сохранения древних легенд и обычаев. К примеру, у чукчей, камчадалов и юкагиров в шаманизме встречается ритуал «превращения в женщину». Аналогичные ритуалы встречаются и в Индонезии, и в Южной Америке. Но это лишь остатки утраченной религиозной концепции, ведь у этрусков превращение в женщину было частью сложного философски осмысленного ритуала.

 

Казахстан — смена матриархата на патриархат датируется обычно IV веком до н. э. Среднеазиатские племена, массагеты и саки долго сохраняли различные элементы матриархата. Женщины играли важную роль в жизни этих народов, воевали. Были примеры и женщин, возглавляющих войска — Зарина и Томирис (Тамара). В Казахстане обнаружены многочисленные захоронения женщин-воинов, предания о которых сохранились до сих пор, также как и матриуклад в некоторых областях.

 

В эпосе народа каракалпаков, проживающих на территории Узбекистана и Казахстана, сохранилась поэма «Карк кыз» - «Сорок девушек», повествующая об амазонках, проживающих на острове, которые в трудный для родины час становятся на ее защиту. Но такие эпосы не возникают на пустом месте, и, действительно, вплоть до 20 века у каракалпаков сохранялись остатки матриархального уклада.

 

Буряты — народ в РФ, Монголии и Китае. Эпосы бурятов позволяют говорить о наличии в прошлом матриархального устройства, поскольку основная главенствующая роль принадлежит женщине-старейшине Манзан-Гурмэ, наряду с мужчинами воинами присутствуют и женщины-богатырки, и могущественные враги-женщины мангадхайки.

 

Башкиры — коренной народ Южного Урала и Приуралья. Во время войны с царской Россией башкордские женщины были в первых рядах воинов. В ходе башкордской войны 1735-1740 гг., были взяты в плен с оружием в руках Шара Касимова, Фатима Биктимирова, Ятбиха и Рабакат Бикбаевы. 2 Остатки матриархального уклада сохранялись у Башкиров, даже несмотря на влияние мусульманства — девушки выбирали себе мужей, никогда не носили паранджи.

 

Женщины в башкордском обществе занимали самое высокое положение, всегда оставались свободными, не знали, что такое затворничество и никогда не носили паранджи.

 

Народы Северного Кавказа — адыги, балкарцы ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетинцы, черкессы, чеченцы и др. В нартском эпосе, распространенном у народов Северного Кавказа, прослеживаются явные черты матривлияния. Это и материнская родовая община, и женщины-богатырки, и «мать нартов» Сатаней. Смена матриархального уклада на патриархальный произошла, по всей видимости, в период мусульманского завоевания Северного Кавказа. Хотя, как указывает Марет Цароева, 4 почитание женщин и Богини-матери у вайнахов5 сохранялось вплоть до 19 века. В. А. Кузнецов6 подчеркивает несомненную связь матриархального мотива нартского эпоса с савромато-сарматским матриархатом.

 

Сарматы — народ, населявший степные районы от южного Урала и западного Казахстана до Дуная примерно с IV века до н. э. до IV века н. э. Присутствовали материнский род, поклонение Богине-матери. Данные древних историков указывают на то, что сарматские женщины были воинами, что подтверждается захоронениями женщин с оружием. Наряду с этим женщины выполняли роль жриц.

 

Данные о скифских и сарматских женщинах-воинах остались не только в письменных источниках, но и подтверждены археологически. Так, в женских захоронениях Северного Причерноморья наряду с чисто женскими предметами — бусами, зеркальцем, обнаруживается и оружие.

 

Аналогичные находки известны и в Воронеже, где в 1998 году было обнаружено несколько могил «амазонок», и в районе Мераге (Иран).

 

В районе городка Спасск-Рязанского расположены остатки села Старая Рязань. У реки Проня, которая является притоком Оки с северной стороны в 2008 г. было обнаружено поселение, принадлежащее древней цивилизации IV - V вв. н. э. до славянского заселения на эти земли. Археологами обнаружены многочисленные захоронения «амазонок».

 

Ближний Восток

 

Выше мы уже указывали сведения о правлении женщин в древности в этом регионе. Также стоит вспомнить и женский институт жречества в древнем Шумере, и ритуал священного брака. Но на Ближнем Востоке следы матриархата сохранились и по сей день.

 

Курды — иранский народ. Этнографическая область — Курдистан, заселенная в основном курдами, поделенная на данный момент между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Общая численность около 25 млн. чел. Курдская женщина по сравнению с другими женщинами Востока пользуется большей свободой и независимостью, большим уважением мужчин. Отметим, что курдские женщины никогда не носили чадры. В истории известны курдские женщины-воины.

 

Этнически к курдам относятся и езиды — народ, проживающий на севере Ирака. Общая численность около 3 млн. чел. У езидов Ирака до сих пор сохраняются остатки матриархата — так уважаемыми в обществе являются женщины-старейшины. Представляет интерес и особая религия езидов, езидизм. В частности и потому, что перекликается с осетинским эпосом. Несмотря на то, что мы привыкли воспринимать слово «сатана, шайтан», как эпитет дьявола, в езидских книгах указано, что слово «шайтан» нельзя произносить, поскольку это имя бога. В осетинском же эпосе сохранился образ Сатаны (Шатаны, Сатаней) как матери богатырей, восходящий, вероятно, к древней богине-прародительницы.

 

Проживающие же в Мордовии езиды сохранили древний уклад — роды возглавляются женщинами-старейшинами, и это подтверждает мнение о бытовавшем ранее матриукладе у всех курдов.

 

Впрочем, представления европейцев о положении женщины на Ближнем Востоке несколько не соответствуют действительности. Путешественники отмечают, что и в Иране очень высока роль женщин в обществе. Как же так? Мы всегда считали, что в мусульманских странах востока женщина находится в угнетенном положении. В действительности это верно лишь для некоторой части Ближнего Востока, но в основном речь идет о среднеазиатском регионе, и опять же лишь некоторой его части.

 

Как мы уже указывали, патриархат характерен для кочевых племен и народов-завоевателей. Похоже, что именно т. о. патриархат и был принесен, как мы уже указывали, на Ближний Восток войсками монголов в XIII веке. Во-первых, речь идет о полигамии. Относительно наличия полигамии у мусульман в раннем периоде данные есть, по крайней мере, о самом пророке Мухаммаде. Однако, надо понимать, что, с одной стороны, сам Мухаммад вел завоевательную войну и мог просто оберегать некоторых женщин путем брака от опасности войны, с другой же, эта информация не указывает на широкую распространенность полигамии на Ближнем Востоке. Это подтверждает и моногамия, сохранившаяся, к примеру, у тех же курдов и друзов. 8 В то же время полигамия у кочевых монголов была нормальным явлением. Кроме того, привнесенной из Средней Азии является и традиция ношения женщиной различных платков и повязок, закрывающих лицо, которая восходит к древним монгольским обычаям, видимо, связанных с пылью во время перемещения скота и орд по степи. Хотя и у ближневосточных, и у ряда среднеазиатских народов, у которых женщины пользовались свободой в обществе, полигамия не прижилась, как, например, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и горных таджиков.

 

И это подтверждает, что восточный патриархат получил усиление не столько в силу религиозных, мусульманских, устоев, сколько в силу насаживания культуры конкретного народа в период завоевательных войн. К слову, это подтверждается сохранившейся у жителей Ближнего Востока в отношении представителей среднеазиатских народов враждебного отношения (такую ситуацию описывают в отношении иранцев), подоплекой же такой вражды являются, по всей вероятности, более древние исторические события.

 

Островные народы – носители матривлияния

 

На острове Суматра (Суматера), который располагается в Индонезии практически на экваторе, и близлежащих островах до наших дней проживает народ минангкабау. Общая численность более 6 млн. чел. Общественное устройство — матриархат. Род возглавляется женщиной, наследование осуществляется по женской линии. Семьи проживают матрилокально, то есть муж живет в семье жены. Даже само предложение о браке и соответствующий обряд сватовства осуществляется со стороны невесты. Данные о народе минангкабау позволяют сделать вывод о том, что предположения о примитивности матриархальных обществ не верны, так как этот народ является одним из наиболее развитых в регионе.

 

Керинчи - народ в Индонезии, остров Суматра. Численность около 180 тыс. чел. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально, матрилинейное наследование.

 

Мамак - народ в Индонезии, остров Суматра. Матрилинейная организация родов, вождь — мужчина. Семьи проживают матрилокально.

 

Горонтало — народ в Индонезии, остров Сулавеси. Около 500 тыс. чел. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

 

Даяки — аборигены острова Калимантан. Общая численность около 3 млн. чел. Пример равноправия: семьи проживают и матри- и патрилокально, имущество делится между детьми вне зависимости от пола.

 

Народ наси, проживающий в провинциях Китая Юньнань и Сычуань. Также вплоть до наших дней у народа наси действующий матриархат, который выражается в передаче имущества по женской линии. У народа мосо, также принадлежащего наси, во главе рода стоит женщина-матриарх, существует традиция «приходящих мужей». В лексиконе мосо отсустствуют слова «отец» и «муж», но наряду с этим нет и слов «убийство», «насилие», «грабеж», что говорит об отсутствии или редкости таких явлений. Таким образом, несмотря на заниженную роль отцовства, организация общества мосо демонстрирует эффективность в отношении проявления агрессии и воинственности. Хотя традиции и устройство общества мосо опровергают версию о бесправном и угнетенном положении мужчин. Во-первых, мужчины играют в обществе мосо существенную уважаемую роль «хранителей народа», наставников-воспитателей детей. Во-вторых, сама версия о возможности угнетения мужчин представляется довольно абсурдной — в патриархальных обществах фактами бесправного положения женщин могут быть не только отсутствие избирательного права или невозможность выбора мужа при узаконенной полигамии. Важным, и часто умалчиваемым аспектом, является применение насилия по отношению к женщинам. В то же время таких фактов по отношению к мужчинам в матриархальных обществах нет, да и быть не может в силу физического превосходства мужчины над женщиной. Поэтому положение мужчины в матриархальном обществе может регулироваться исключительно с учетом его волеизъявления.

 

В легендах мосо сказано, что они пришли с севера, как полагают исследователи, с Тибета. Действительно, у некоторых народов Тибета, также до сих пор сохранились матриархальные традиции, в частности многомужество (полиандрия). Если рассматривать данные по Шумеру, амазонкам Ливии, для матриархальной культуры было характерно «селекционирование» потомства, и решалась эта задача в частности отбором «пришлых мужей». Многомужество в корне противоречит этому принципу, поэтому полиандрия, распространенная также у северных жителей алеутов и эскимосов, 10 некоторых народов южной Индии, вероятнее всего, указывает на искажение более древней культуры.

 

В той же провинции Юньнань проживает и народ Лы, сохранивший в ряде случаев матрилинейность.

 

Аборигены Тайваня. Общая численность около 407 тыс. чел. В древности матриархат. Сохранили черты матриархата — возглавляют род зачастую избираемые женщины-старейшины. Наследование матрилинейное, семьи проживают матрилокально.

 

Ами — наиболее многочисленная народность тайваньских аборигенов — около 168 тыс. чел.. Матриархат.

 

Сирая — народность тайваньских аборигенов. Матриархат.

 

Тетумы — народ острова Восточный Тимор в Индонезии. Матрилинейный счет родства.

 

Маори — коренное население Новой Зеландии. Общая численность около 530 тыс. чел. Действующий матриархат. Хотя на самом деле, скорее сбалансированная система — в вопросах семьи главенствует женщина, в вопросах внешней политики — мужчина, который является вождем. Наряду с этим важную роль выполняют женщины-матриархи.

 

Каролинцы — народ, проживающий на востоке Каролинских островов (Микронезия). Матриархат.

 

Косраэ — народ, проживающий на острове Кусаие (Микронезия). Матрилинейные кланы, вождь — мужчина.

 

Маршалльцы — коренное население Маршалловых островов (Микронезия). Матрилинейные кланы, вождь — мужчина.

 

Палау - народ, проживающий на острове Палау (Микронезия). Матрилинейный род. Мужские и женские союзы.

 

Трук - народ, проживающий на острове Трук (Микронезия). Общество состоит из 40 матрилинейных родов.

 

Чаморро — аборигены острова Гуам. Матрилинейный род. Вождь — мужчина, женщины входили в совет.

 

Яп — народ Микронезии. Как матри-, так и патрилинейные роды.

 

Остатки матриархата в той или иной мере сохранились практически у всех народов Океании. Так, на островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат, на островах Фиджи муж является «приходящим», заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны.

 

Африка.

 

Культура амазонок долго сохранялась в северной Африке, и у некоторых народов сохраняется по сей день. Во-первых, это известные амазонки Дагомеи, которые стали известны европейцам с 17 века н. э.. Это была личная армия королей, которая к началу 19 века составляла треть армии. Во-вторых, берберы, самоназвание которых было «амазины», и управляла которыми, по крайней мере, на момент нападения на них арабов, королева Дихья. В древнем Египте власть передавалась по женской линии.

 

Туареги — народ в Африке (Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Марокко, Алжир, Ливия. Общая численность около 5, 2 млн. чел. Несмотря на то, что туареги являются мусульманами, они сохранили матриархальный уклад: матрилинейная родовая организация, матрилокальные брачные поселения, власть передается по женской линии. Многоженство не распространено, девочки с детства учатся, в то время, как для мальчиков это необязательно.

 

Конго — народ Африки (Конго). Общая численность около 10 млн. чел. Сохраняется матрилинейный счет родства.

 

Овамбо (амбо) — народ Африки (юг Анголы, север Намибии). Общая численность около 10 млн. чел. Сохранена матрилинейность при передаче имущества. Племя возглавляет вождь-мужчина.

 

Чокве — народ Африки (с-в Анголы, Конго). Общая численность около 2 млн. чел. Сохранена матрилинейность.

 

Дагари — группа народов Западной Африки. Общая численность около 1 млн. чел. Как матри-, так и патрилинейные роды.

 

Аанта — народ Африки (Гана). Матрилинейные роды. Счет родства матрилинейный.

 

Акваму — народ Африки (Гана). Счет родства матрилинейный.

 

Аквалим — народ Африки (Гана). Общая численность около 650 тыс. чел. Матрилинейные роды. Счет родства матрилинейный.

 

Ачем — народ Африки (Гана). Общая численность около 650 тыс. чел. Матрилинейные роды. Счет родства матрилинейный.

 

Ашанти — народ Африки (Гана). Общая численность около 3, 3 млн. чел. Матрилинейные роды. Счет родства матрилинейный.

 

Нзима — народ Африки (Гана, Кот-д-Ивуар). Матрилинейные роды. Счет родства матрилинейный.

 

Фанти — народ Африки (Гана). Общая численность около 1, 8 млн. чел. Матрилинейные роды.

 

Луба (балуба) — народ Африки (Конго). Общая численность около 11 млн. чел. Матрилинейные роды.

 

Шона, Машона — народ Африки (Зимбабве). Общая численность около 13 млн. чел. У некоторых племен сохранился матрилинейный счет родства.

 

Бамум (шупамен) — народ Африки (Камерун). Общая численность около 140 тыс. чел. Сохранился матрилинейный счет родства.

 

Фанг — народ Африки (Камерун, Экваториальная Гвинея, Габон). Общая численность около 2, 8 млн. чел. Существовала матрилинейная родовая структура.

 

Миджикенда — народ Африки (Кения). Общая численность около 1, 3 млн. чел. Сохранились как матри-, так и патрилинейные роды.

 

Аброн — народ Африки (Гана, Кот-д-Ивуар). Общая численность около 100 тыс. чел. Сохранились как матри-, так и патрилинейные роды, матрилинейный счет родства.

 

Бауле (бауре) — народ Африки (Кот-д-Ивуар). Общая численность около 1, 5 млн. чел. Матрилинейные роды, матрилинейный счет родства.

 

Мерина — народ, проживающий на Мадагаскаре. Сложное социальное устройство. Общество возглавляли царь или царица. Существенным является совпадение самоназвания народа с именем легендарной амазонки Мирины.

 

Макуа (вамакуа) — народ Африки (Мозамбик, Танзания, ЮАР, Зимбабве, Малави). Общая численность около 8, 5 млн. чел. Семьи проживают матрилокально, матрилинейный счет родства.

 

Мбоши — народ Африки (Конго). Общая численность около 270 тыс. чел. Матрилинейный счет родства.

 

Тсанги — народ Африки (Конго, Габон). Общая численность около 95 тыс. чел. Матрилинейный счет родства.

 

Волоф — народ Африки (Сенегал). В прошлом преобладали материнские роды-кланы.

 

Хауса — народ Африки (Нигерия). Общая численность около 35 млн. чел. Сохранились черты матриархата в устройстве системы родов-кланов.

 

Ирамба — народ Африки (Танзания). Семьи проживают матрилокально в материнском роду, матрилинейный счет родства.

 

Ньямвези — народ Африки (Танзания). Общая численность около 1, 5 млн. чел. Сохранились как патри-, так и матрилинейный счет родства

 

Шамбала — народ Африки (Танзания). Общая численность около 840 тыс. чел. Сохранились матрилинейные роды.

 

Болобеду — народ Африки (ЮАР). Власть передается по женской линии. Народ возглавляет королева, имеющая титул «королева дождя», так как по поверьям своими магическими способностями она способна вызывать дождь.

 

Луанго — народ Африки (Ангола). Власть передается по женской линии.

 

Жители островов Бижагош — Африка. Также, как у дагари, существует четыре основных матриклана.

 

Гана — страна Африки. Вплоть до мусульманского завоевания власть передавалась по женской линии.

 

Южная Америка.

 

Аракауны (мапуче) — индейский народ в Чили и Аргентине. Общая численность около 1, 5 млн. чел. До испанского завоевания были матрилинейные роды при выборном вожде.

 

Огнеземельцы (фуэгины) — собирательное название аборигенов Огненной Земли на южной оконечности Южной Америки. Сохранилось поверье, что в древности правили женщины. До сих пор отмечается праздник «освобождения от матриархата».

 

Бороро - индейский народ в Боливии и Бразилии. Матрилинейный род.

 

Же — группа индейских народов в Бразилии. И патри-, и матрилинейность. Семьи проживают матрилокально. Сохранились предания об амазонках.

 

Мундуруку - индейский народ в Южной Америке. Матрилинейный род.

 

Карибы - индейский народ в Южной Америке. Общая численность около 150 тыс. чел. Карибы живут в Колумбии. Венесуэле, Бразилии, Перу, Гайане, Гвиане, Суринаме. Матрилинейный счет родства. Семьи проживают матрилокально. Вождь мужчина.

 

Тукуна - индейский народ в Южной Америке. Проживают в Бразилии. Семьи проживают матрилокально. Основу составляет материнский род.

 

Вайю (гуахира) - индейский народ в Южной Америке. Проживают в Колумбии и Венесуэле. Общая численность около 450 тыс. чел. Действующий матриархат. Немаловажно, что это племя, которое так и не смогли подчинить себе испанские колонизаторы (они первыми из южноамериканских индейцев освоили огнестрельное оружие), благодаря чему они сохранили традиции в менее искаженном виде, нежели остальные индейцы.

 

Куна - индейский народ, проживающий в Панаме и Колумбии. Семьи проживают матрилокально.

 

Хакальтеки - индейский народ в Южной Америке, из группы майя. Проживают в Гватемале. Сохранилась временная матрилокальность.

 

Ацтеки - индейский народ в Мексике. К моменту прихода европейцев ацтеки были патриархальным народом, однако остатки матриархата сохранялись. Власть верховных правителей Теночтитлане передавалась по женской линии прародительницы Илланкуэитль из города Кулуакан. Только женившись на принцессе из этого рода, можно было стать правителем. К этому роду многие исследователи относят и так называемую переводчицу Марину — Малинче, наложницу или жену Эрнана Кортеса. Женитьба на ней обеспечивала Кортесу формальное право на ацтекский престол.

 

Сама Илланкуэитль относилась к племени тольтеков, что заставляет задуматься о наличии матриархата у последних.

 

Мундуруку - индейский народ в Южной Америке. Общая численность около 10 тыс. чел. Семья матрилинейная.

 

Северная Америка.

 

Ирокезы — индейский народ, проживающий в США и Канаде. Общая численность около 125 тыс. чел. Матрилинейные роды, включая передачу имущества по женской линии. Разделение: женщины занимались магией, религией, мужчины — социальные функции. Вождь-мужчина выбирался женским советом, и мог быть лишен своего титула тем же советом. Впрочем, эта модель сохранилась у оставшихся ирокезов. Следует учитывать, что ирокезы были одним из самых многочисленных и влиятельных племен Северной Америки, существовал Союз ирокезских племен, соответственно, «матриархальная зона» в Северной Америке уже только с учетом одних ирокезов получается довольно обширной. Известные американские политические деятели, отцы-основатели независимой страны США, Франклин и Джефферсон не только восхищались общественным устройством ирокезов, но и заимствовали его принципы при создании демократической системы. Упустив, однако же, основополагающий элемент матриархального духовного контроля, они создали патриархальное подобие ирокезской системе.

 

Матриархат был, и кое-где остается, у таких ирокезских племен, как гуроны, чероки, саскуеханнок (исчезнувшее племя). А также у племен, входивших в так называемую Ирокезскую конфедерацию: мохоки, сенека, онондага, каюги, онайда, тускарора. Например:

 

Сенека — индейский народ, проживающий в США. Ирокезская система матриархата.

 

Навахо — индейский народ, проживающий в США. Общая численность около 300 тыс. чел. Матрилинейный род, матрилокальность, наследование имущества по материнской линии. Сохранились следы матриархата.

 

Апачи — индейский народ, проживающий в США. Общая численность около 60 тыс. чел. Матрилинейный род, матрилокальность, наследование имущества по материнской линии.

 

Оттава — индейский народ, проживающий в США. В основе общества тотемные матрилинейные роды.

 

Пуэбло — индейский народ, проживающий в США. Общая численность около 32 тыс. чел. У западных индейцев сохранились род матрилинейный, семьи проживают матрилокально. К пуэбло с матриукладом относятся хопи, зуни.

 

Пима (самоназвание акимель-оодхам) — индейский народ, проживающий в США. Семьи проживают матрилокально.

 

Шайенны — индейский народ, проживающий в США. Семьи проживают матрилокально. Счет родства билинейный.

 

Модоки — индейский народ, проживающий в США. Семьи проживают матрилокально.

 

Лакота — индейский народ, проживающий в США (центральные штаты). Устои матриархата сохранились до сих пор.

 

Тлинкиты — индейский народ, проживающий на Аляске. Матрилинейный род.

 

Хайда — индейский народ, проживающий в США и Канаде. В основе общества тотемные матрилинейные роды.

 

Эскимосов также можно отнести к народам, сохранившим в огромной степени. матриархальный уклад: у эскимосов сохранился и материнский род, и матрилокальность, при этом имущества мужа и жены раздельно. Среди народов севера к таковым относятся также и чукчи, и манси.

 

Цимшианы - группа индейских народов в Канаде. Общая численность около 12 тыс. чел. Матрилинейные тотемные роды.

 

Хакальтеки - индейский народ, один из группы народов майя. Населяет северо-запад Гватемалы по границе с Мексикой. Общая численность около 40 тыс. чел. Сохранилась временная матрилокальность.

 

Европа.

 

Баски — народ, проживающий в Испании. Общая численность около 2, 5 млн. чел. Наследование по женской линии у басков сохранялось вплоть до 20 века. Сохранились черты матриархального уклада в семьях. Фамилии у басков двойные, также как у испанцев вообще, наряду с отцовской, присутствует и материнская. Например, Федерико Гарсия Лорка (Гарсия — по отцу, Лорка — по матери). У басков сохранилась симуляция отцом родового акта.

 

Испанцы. Общая численность около 135 млн. чел., проживающих в Испании — 40 млн. чел. В Испании действует кастильская (английская) система престолонаследия, согласно которой женщины получают права на престол по одной из линий. Фактически же в истории правление женщин у испанцев встречалось неоднократно, например правительницами Арагона были Андрегота Галиндес (922-943), Петронила (1137-1162), Иоланда Арагонская (1379-1442) — королева (номинальная) Арагона, Иерусалима, Сицилии и Неаполя, Хуана I — также королева Ксатилии, Леона и Валенсии, а Наварры: Жанна (Хуанна) I Наваррская (1271-1305), Жанна (Иоанна, Хуанна) II Французская (1312-1349), Бланка I Наваррская (1387-1441), Бланка II Наварская (1424—1464), Элеонора I (1464-1479), Екатерина I (1483-1518), Жанна д’Альбре (1555-1572). Семейное право Испании довольно жестко стоит на стороне женщин, разводы были разрешены только в 1981 году. Остатки матриуклада наиболее ярко сохранились в сельской местности. Стоит отметить, что на этом фоне по уровню преступности Испания относится к наиболее безопасным странам мира.

 

Узаконенная возможность женского правления указывает на остатки матриархата, поскольку определяет степень патриархата, в обществах исключительно патриархального типа престолонаследие женщин и/или по женской линии принципиально невозможно.

 

Такой же принцип престолонаследия был и в Британии, благодаря чему нам стали известны такие королевы, как Елизавета и Виктория. Из шотландских королев известны Мария II и Мария Стюарт.

 

Латвия — Переход от матриархата к патриархату датируется II-I тыс. до н. э. и связывается с приходом балтов. С остатками матриархата связан культ матери — хранительницы рода.

 

У всех финно-угорских народов в той или иной мере сохранились следы матриархата. Финно-угорская мифология даже в позднем варианте сохранила устройство мира с женщиной-демиургом. Первоначально в прафинно-угорском пантеоне это была богиня Ма, а также богиня солнца Кече, богиня вод Вюд, богиня природы Пюр и др.

 

Саамы — коренной народ Северной Европы. Общая численность 60-80 тыс. чел. Взаимоотношения с древности до наших дней строятся по принципу: женщина — хранительница дома, рода, мужчина — работник. Вопрос о наличии у саамов матриархата остается дискуссионным.

 

У манси погребальный обряд до сих пор выполняют женщины.

 

Норвегия. Общая численность около 3 млн. чел. На данный момент, как признают многие авторы, в Норвегии царствует матриархат, который выражается как в главенствующем положении женщины в семье, так и равных возможностях при выборе профессии. Аналогичная ситуация имеет место и в Финляндии.

 

Есть основания полагать, что и в древности не имело места угнетенное положение женщин, поскольку в германо-скандинавском эпосе присутствуют и валькирии — девы-воительницы. А такие эпосы, как, например, «Старшая Эдда», позволяют сделать вывод о высокой роли женщин в религиозно-духовной жизни древних скандинавов. В скандинавском фольклоре сохранился и образ Ледяной Девы, Феи льдов, известной нам в образе сказочной Снежной королевы, отражающей одну из ипостасей богини-матери — контроль над смертью.

 

Немецкий историк Герман Вирт в середине XX века выдвинул теорию, согласно которой нордическая раса в период своего расцвета была матриархальной и управлялась орденом жриц.

 

Острова амазонок географ XII века ал-Идриси располагает в северной части Атлантики, также как и его предшественники. И в хронике «История Норвегии» автор располагает «Страну Дев» неподалеку от Норвегии

 

В Европе в различных народных мифах и преданиях сохранился образ женщины-воительницы. У кельтов есть предания и о королеве Медб, которая, в отличие от остальных, воевала не только с помощью магии, но и с оружием в руках; и об учителях воинского искусства: Скатах, которая обучила воинскому мастерству ирландского героя Кухулина, и ее противница Айфэ.

 

Кельтские женщины славились своей доблестью и готовностью сражаться. Центурион Секхт Юний Брут, который преследовал Виратия, отмечал, что кельтские женщины защищали лузитанские города вместе с мужчинами. Женщины «сражались и гибли вместе с мужчинами с необыкновенной доблестью и мужеством - они никогда не убегали, никогда не обращали спины неприятелю и не издавали жалоб и стонов».

 

Название же одного из галльских племен – медиоматрики - непосредственно указывает на связь с матриукладом, поскольку содержит в своем составе наряду с «medio» - средний, корень «matric», восходящий к «mater» - мать.

 

Тевтонские женщины, которые свирепо сражались в битвах с римлянами в начале II века до н. э. плечом к плечу с мужчинами. Плутарх пишет: «Женщины сражались не менее яростно, чем мужчины... с дикими воплями женщины атаковали противника мечами и боевыми топорами и буквально кидались на врагов».

 

В битве при Бравалле, датируемой VIII веком, согласно хроникам наряду с русами принимали участие девы-воительницы.

 

В германо-скандинавском эпосе валькирии — девы-воительницы, сопровождавшие погибших воинов в Валгаллу. В русском — это богатырки, память о которых сохранилась даже спустя столетия патриархата, ведь русская женщина «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». В чешских легендах фигурирует мудрая Либуше, королева-основательница рода чешских королей. В Римской империи вплоть до императора Александра Севера, который в 3 веке запретил женщинам сражаться на аренах, были женщины-гладиаторы.

 

В Йоркшире было обнаружено женское захоронение с боевой колесницей, датированное 4 веком до н. э., к более древним можно отнести женскую кирасу Бронзового Века, датированную между 11 и 8 веком до н. э., которая была обнаружена в Верхней Марне в Голландии.

 

В древней Италии, по крайней мере, в эпоху царей, царская власть передавалась по женской линии. Это просматривается еще с легендарного Энея, который получил царскую власть, женившись на Лавинии, дочери царя латинов. И второй царь древнего Рима, Нума Помпилий, получил власть, женившись на дочери царя Тация, Тации. Также получали власть и цари династии Тарквиниев, по мнению большинства исследователей этрусской династии. У самих же этрусков равноправие полов сохранялось практически до падения их цивилизации. Также и шестой царь Рима, Сервий Туллий, был сыном царицы.

 

Передача власти по женской линии просматривается и у древних греков — достаточно вспомнить жену Одиссея Пенелопу, только женившись на которой можно было получить царскую власть, или Менелая и Агамемнона, получивших власть благодаря женитьбе на царевнах Елене Прекрасной и Клитемнестре соответственно. Царь Электрион женился на царевне Анаксо, и других многочисленных героев, вступивших на престол, лишь благодаря женитьбе на царевнах — например Пелоп, женившийся на Гипподамии. В спорных же случаях вопрос о престолонаследии решался Пифией, то есть жрицей, как это было в случае с сыновьями царя Кодра.

 

Кроме того, в древнегреческой, как и древнеиталийской мифологии во множестве присутствуют богини и героини-воины, как то Артемида, Афина, Минерва и другие, и, собственно, амазонки, с которыми сталкиваются герои мифов. В обществе огромную роль играли жрицы, в частности, пифии у греков и сибиллы у итальянцев. Римское общество, тем не менее, в отличие от этрусского, с периода введения императорской власти и ведения завоевательных войн, изменялось в сторону патриархата. Хотя позже были и Фульвия, жена Марка Антония, с 8 легионами захватившая на время Рим и реально влиявшая на политику. Был и так называемый период порнократии 9-10 века нашей эры, когда папством управляли матроны семьи Теофилактов. Возглавляла римскую церковь и папесса Иоанна в 9 веке. Ее историчность стала оспариваться в средние века, в период борьбы инквизиции с остатками матрикультуры, хотя в Медиоланской хронике значится: «В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой». И автор хроники, в отличие от средневековых «историков» даже не считает нужным обсудить этот факт, считая, по всей вероятности, что в этом не было ничего удивительного. Действительно, что же удивительного, если в древней Италии были жрицы и сибиллы? И, может быть, Иоанна была не первой женщиной, занимавшей папский престол.

 

Впрочем, переработка средневековой церковью древних сюжетов, не удивительна. Можно встретить поражающую воображение историю о святой Урсуле, дочери английского короля. По поздней версии Урсула со спутницами в 4-5 веках, избегая ненавистного замужества, приняла обет девства и отправилась в паломничество во славу Христа. Но на них напали гунны, убив саму Урсулу и уничтожив ее спутниц. Все гладко, за исключением одного — числа сопровождавших ее девушек, а их было одиннадцать тысяч! Многовато для паломников, а вот для войска очень даже подходящее число, что вполне объясняет военный конфликт с гуннами. Тем паче, что история о том, как непонятным образом гунны оказавшиеся на дороге девиц из Рима, повели себя столь необоснованно жестоко, не вызывает особого доверия. К тому же данные о существовании в тот период страны амазонок на севере западной Европы сохранились.

 

Так, Павел Диакон упоминает народ женщин-воительниц, и описывает предание, относящееся к IV веку, и располагает их в центре западной Европы. Хотя Диакон и говорит, что амазонки к тому моменту уже должны были исчезнуть, тем не менее, сам говорит далее, что в его время, то есть в VIII веке: «в отдаленнейших областях Германии еще народ этих женщин существует».

 

Более поздняя информация Адама Бременского датируется уже XI веком: «где-то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь раем женщин». 18 Отчасти эти сведения неточны в плане географии, хотя далее он все же конкретизирует местоположение страны амазонок в Швеции. Как географ Адам Бременский не вызывает особенного доверия, располагая, к примеру, Рифейские горы в Норвегии. Но, с другой стороны, автор констатирует факт существования страны амазонок в его время, и общеизвестность того, что она является «раем для женщин».

 

Позже в X веке примерно в той же области располагает амазонок путешественник Ибрагим ибн Якуб: «На запад от русов город женщин», ссылаясь при этом на сведения римского правителя.

 

В отношении амазонок Чехии приведем слова Козьмы Пражского, чешского историка XI века: «В ту пору чешские девушки росли на свободе, владели оружием и выбирали своих предводительниц. Не их мужчины, а сами они когда и кого хотели брали себе в мужья. Смелость женщин дошла до того, что они соорудили недалеко от города Праги на скале неприступную крепость, которую назвали Девин». Цитата Козьмы Пражского довольно очевидно указывает на издревле существовавшую традицию.

 

***(Если нанести на карту страны, где в той или иной форме сохранились остатки матриархата, и страны, где есть данные о наличии матриархата в то или иное время, то карта мира будет покрыта почти наполовину. Зеленым цветом выделены области, где сохранились остатки матриархата, красным — где сохранились надежные подтверждения его наличия в прошлом. Надо понимать, что на выделенных зеленым цветом областях проживают и патриархальные народы, - выделенные же народы могут составлять совсем небольшую часть. Однако мы выделили именно территории, учитывая также, что указанные народы являются коренными для данных земель. Соответственно, речь идет о преемственности традиций во взятом регионе).

Кроме того, даже в случаях сохранения матриархальных традиций, мы имеем дело именно с их остатками. Уничтожение матриархальных устройства и традиций в средние века привело к исчезновению главной составляющей — духовной власти женщин на фоне социальной мужской. Без этого же сохранение принципа передачи имущества и имени или иные социальные черты матриархата не столь существенны.

Каков был социальный уклад древних обществ, где было матривлияние, однозначно сказать нельзя. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее распространенной была модель, описанная у ирокезов: женский духовный совет избирал вождя-мужчину, но доминирующим был материнский род. Такая система довольно рациональна и обоснована, также как и неизбежность формирования в обществе с высоким статусом женщин приоритетов в духовно-религиозной сфере.

 

И древняя мифология в полной мере подтверждает то, что жизнь и мировоззрения древних людей были неразрывно связаны с богами, различными мифологическими существами будь то эльфы, феи или гномы; с силами природы. С тем, что мы называем религией и магией, и что более свойственно женскому, интуитивному, типу мышления.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.