Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

ОБРАЗЕЦ ЖАЛОБЫ

 

ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КОЛЛЕГИЮ СУДЕЙ

 

 

 

 Председателю квалификационной коллегии судей

 

________________ области

 

от _______________________________________

 

(ф. и. о. гражданина, подающего жалобу, адрес)

 

           

 

 

 

 

 

Жалоба на неправомерные действия (бездействие)

 

судьи __________ районного (городского) суда г. _____________

 

 

 

" ___" ______________ 20___ г. __________________________________________________________

 

                                (указать ф. и. о. судьи, какие действия, нарушающие права

 

__________________________________________________________________________________.

 

     и законные интересы гражданина, подающего жалобу, время их совершения)

 

 

 

Неправомерные действия _____________________________ подтверждаются следующим: _______

 

                  (указать судью)

 

___________________________________________________________________________________

 

(указать мотивы, по которым заявитель считает действия судьи, ущемляющими его интересы)

 

 

 

На основании вышеизложенного в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества», ст. 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей и п. 1 ст. 12. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

 

прошу:

 

1. Провести проверку указанных в настоящей жалобе обстоятельств в отношении судьи _____________ районного (городского) суда г. _____________.

 

   (указать судью)

 

2. Привлечь ______________ к дисциплинарной ответственности за __________________.

 

        (ф. и. о. судьи)                                  (указать вид нарушения)

 

3. О принятом решении по результатам рассмотрения настоящей жалобы сообщить заявителю в установленные законом сроки.

 

Приложение:

 

Имеющиеся письменные доказательства неправомерности действий (бездействия) судьи.

 

 

 

Подпись

 

 

 

Дата

 

 

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2020 года

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего Тимошина Н. В.,

членов коллегии Акулова А. И., Баринова Э. Э., Грачевой Е. Ю., Гуляковой Г. Н., Иванова В. А., Каранкевича Е. А., Кувшинникова Д. В., Мязина А. М., Орлова А. В., Осина В. А., Попова В. В., Потеевой А. В., Романенкова Н. С., Суворовой Е. Н., Тарасова В. Н., Трофимова И. Э.,

при секретаре Камбеговой З. А.,

обсудив вопросы, поступившие из квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 11 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации",

решила:

с целью единообразного применения квалификационными коллегиями судей ряда положений законодательства Российской Федерации утвердить следующие ответы на вопросы, поступившие из квалификационных коллегий судей:

Вопрос 1: С какого момента начинает исчисляться стаж работы, необходимый для назначения на должность судьи, при наличии у претендента дипломов о высшем образовании по направлению подготовки " Юриспруденция" квалификации (степени) " бакалавр" и " магистр"?

Ответ: Пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I " О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" бакалавриат и магистратура являются уровнями высшего образования.

Таким образом, необходимый для назначения на должность судьи стаж работы в области юриспруденции исчисляется с момента получения претендентом высшего юридического образования любого уровня и начала работы на указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" должностях.

Вопрос 2: Должен ли претендент на должность судьи документально подтверждать отсутствие у него гражданства иностранного государства либо вида на жительство? Возможно ли подтверждение отсутствия гражданства другого государства справкой из органов внутренних дел иностранного государства по месту прежнего проживания?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" необходимыми условиями замещения должности судьи являются наличие гражданства Российской Федерации и отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

По сложившейся практике, проверка указанных обстоятельств проводится, прежде всего, в отношении следующих категорий претендентов:

независимо от места рождения не имевших регистрации по месту жительства в Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. (на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 " О гражданстве Российской Федерации" );

документированных паспортом гражданина Российской Федерации в консульских учреждениях и дипломатических представительствах Российской Федерации;

прибывших на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. в несовершеннолетнем возрасте и первично документированных российском паспортом в Российской Федерации;

после 6 февраля 1992 г. выписанных (снятых с регистрационного учета) с территории Российской Федерации и проживавших за ее пределами;

являвшихся военнослужащими, которые по состоянию на 6 февраля 1992 г. проходили службу за пределами Российской Федерации;

являющихся членами семей военнослужащих, проходящих по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу за пределами Российской Федерации, которые были документированы паспортами гражданина Российской Федерации на основании вкладышей о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выдаваемых воинскими частями к паспортам гражданина СССР образца 1974 года и свидетельствам о рождении.

При этом претендент может представить любой имеющийся в его распоряжении либо доступный к получению самостоятельно документ, свидетельствующий об отсутствии у него гражданства иностранного государства.

Если сведения претендентом не представлены либо возникает необходимость в проверке их достоверности, квалификационная коллегия судей на основании статьи 15 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" направляет соответствующие запросы. Круг компетентных органов, в которые вправе обратиться квалификационная коллегия судей, законом не ограничен.

Вопрос 3: Можно ли рассматривать как обязательное требование к претенденту обращение в соответствующий совет судей для дачи заключения по вопросу наличия или отсутствия конфликта интересов в случае рассмотрения им дел с участием организаций, в которых работают его родственники?

Ответ: Наличие такого заключения нельзя рассматривать в качестве обязательного требования к претенденту, но оно может быть им представлено в квалификационную коллегию судей.

Если квалификационная коллегия судей располагает заключением совета судей, она не связана выраженным в нем мнением (выводом) по вопросу наличия или отсутствия конфликта интересов, имеющаяся информация обсуждается и оценивается на заседании при рассмотрении заявления претендента, решение принимается с учетом всех обстоятельств.

К таким обстоятельствам, например, могут быть отнесены: вступление в законную силу судебных актов, вынесенных судьей, отсутствие жалоб участников процесса по этому основанию и отмены судебных актов.

Вопрос 4: Требуется ли судье, находящемуся в отставке три года и более, сдавать квалификационный экзамен для привлечения его в соответствии со статьей 7. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I " О статусе судей в Российской Федерации" к осуществлению правосудия на срок до одного года, принимая во внимание, что такой судья длительное время не осуществлял деятельность по отправлению правосудия, повышение квалификации не проходил, законодательство со дня его ухода в отставку существенно изменилось?

Ответ: В соответствии с положениями статьи 7. 1 и пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" судья, находящийся в отставке и привлекаемый к осуществлению правосудия в качестве судьи, не обязан сдавать квалификационный экзамен.

Между тем, указанные в вопросе обстоятельства подлежат оценке наряду с другими данными и могут повлиять на выводы квалификационной коллегии судей о возможности привлечения судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве судьи, в том числе явиться основанием для отказа в даче положительного заключения.

Вопрос 5: Подлежит ли отражению в анкете претендента на должность судьи информация о привлечении к административной и уголовной ответственности умерших близких родственников (свойственников) претендента, бывшего супруга (супруги)? Следует ли указывать сведения о наличии у близких родственников (свойственников) претендента судимостей, которые на момент заполнения анкеты погашены?

Ответ: В пунктах 16 - 19 раздела I " Биографические данные" анкеты претендента содержатся формулировки вопросов, отвечая на которые, претендент должен представить информацию о соответствующих фактах.

В анкете следует отражать все известные претенденту сведения о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности поименованных в вопросе лиц, в том числе о погашенных и снятых судимостях.

Если сведения об этих фактах выявлены в ходе проверочных мероприятий, необходимо запросить у претендента пояснения о причинах неотражения указанных сведений в анкете.

Вопрос 6: Необходимо ли указывать в анкете претендента информацию в отношении лиц, состоящих с ним в фактических брачных отношениях при наличии (отсутствии) совместных детей?

Ответ: Учитывая наличие устойчивой связи между людьми, состоящими в фактических брачных отношениях, и (или) имеющими совместных детей, для объективной оценки имущественного положения претендента и возможного конфликта интересов необходимо отражать в анкете информацию о лицах, состоящих в таких отношениях с претендентом, и их близких родственниках.

Вопрос 7: Подлежит ли рассмотрению заявление судьи, претендующего на аналогичную занимаемой им должность в другой суд того же уровня, с вынесением решения (заключения) квалификационной коллегии судей?

Ответ: Порядок назначения судьи на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня либо в нижестоящий суд, установленный абзацем вторым пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации", не предусматривает необходимости получения заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Если судья обратился в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня, его необходимо проинформировать о наличии иной процедуры назначения на должность судьи, а именно о необходимости обращения с заявлением на имя Президента Российской Федерации через квалификационную коллегию судей в рамках объявленного конкурса.

Судья участвует в конкурсе, объявленном квалификационной коллегией судей, проводятся проверочные мероприятия, однако оснований для вынесения данного вопроса на рассмотрение в заседание квалификационной коллегии судей не имеется.

Вопрос 8: Каким образом следует исчислять 3-летний срок для проведения квалификационной аттестации судьи, имеющего предельный квалификационный класс по замещаемой должности, при назначении его на должность в суд того же уровня (например, судья районного суда назначен заместителем председателя районного суда)?

Ответ: В соответствии со статьей 20. 2 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года.

Назначение судьи на должность судьи (председателя, заместителя председателя суда) в суд того же уровня не влияет на исчисление 3-летнего срока проведения квалификационной аттестации судей, имеющих предельный квалификационный класс (3 года со дня последней аттестации).

Вопрос 9: Вправе ли квалификационная коллегия судей по результатам рассмотрения представления председателя соответствующего суда с выраженным мнением об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе, не являющимся предельным по занимаемой должности, принять решение о присвоении судье очередного квалификационного класса?

Ответ: Председатель соответствующего суда в установленные законом сроки вносит в квалификационную коллегию судей представление о проведении квалификационной аттестации судьи, в котором вправе высказать мнение по существу вопроса.

Квалификационная коллегия судей оценивает уровень профессиональных знаний судьи и умение применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

При этом квалификационная коллегия судей учитывает мнение председателя суда, но не связана им и принимает решение с учетом всех имеющихся материалов.

Вопрос 10: Вправе ли председатель квалификационной коллегии судей при наличии заместителя делегировать члену коллегии свои полномочия по вопросу образования комиссии для проверки жалобы или обращения?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 13, пункту 6 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей члену коллегии может быть дано поручение изучить поступившую в квалификационную коллегию судей жалобу (обращении) на предмет наличия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка.

При наличии в жалобе (обращении) сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка председатель квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации либо лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о проверке жалобы путем образования комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей председатель квалификационной коллегии судей на период своего отсутствия возлагает исполнение своих обязанностей на одного из своих заместителей, и только в случае их отсутствия - на одного из членов коллегии.

Вопрос 11: Вправе ли квалификационная коллегия судей самостоятельно вопреки заключению комиссии об отсутствии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка принять решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности?

Ответ: Решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть принято лишь в рамках дисциплинарного производства.

Между тем, заключение комиссии об отсутствии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка поводом для возбуждения дисциплинарного производства не является. Оно докладывается председателем комиссии или по его поручению членом комиссии на заседании квалификационной коллегии судей, которая в случае согласия с выводами комиссии утверждает его, а в случае несогласия - поручает провести дополнительную проверку (пункт 8 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).

Вопрос 12: Вправе ли квалификационная коллегия судей при проведении проверки по жалобе или сообщению о совершении судьей дисциплинарного проступка давать оценку связанным с предметом жалобы действиям (бездействию) председателя или заместителя председателя того суда, в котором осуществляет свои полномочия судья, в отношении которого поступила жалоба или обращение? Может ли по результатам такой проверки быть возбуждено дисциплинарное производство в отношении председателя или заместителя председателя суда?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей поводом для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи является обращение органа судейского сообщества о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности либо заключение комиссии о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка, составленное по результатам проверки жалобы в порядке статьи 27 настоящего Положения.

Если в ходе проверки жалобы (сообщения) о совершении судьей дисциплинарного проступка будет выявлена информация в отношении председателя или заместителя председателя этого же суда, квалификационная коллегия судей вправе выделить данные материалы для их проверки и рассмотрения в порядке, установленном статьями 27 и 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Вопрос 13: В какой срок комиссия, образованная квалификационной коллегией судей для проведения проверки сведений, содержащихся в жалобе или обращении, должна принять решение по результатам проверки?

Ответ: Срок проведения проверки законодательно не регламентирован. Комиссия самостоятельно определяет время, необходимое для проведения соответствующих мероприятий и вывода об отсутствии или наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях судьи.

Вместе с тем, ключевым элементом процедуры привлечения к юридической ответственности является соблюдение разумных сроков, направленных как на обеспечение определенности правового положения лица, в отношении которого проводится проверка, так и на соблюдение гарантий справедливости и всесторонности проверочных мероприятий.

Также следует учитывать, что в соответствии с положениями пункта 6 статьи 12. 1 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" время проведения проверки не включается в 6-месячный срок давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности со дня выявления дисциплинарного проступка, однако не приостанавливает течение 2-летнего срока давности со дня его совершения.

Вопрос 14: Возможно ли отнести в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" председателя соответствующего суда к кругу должностных лиц, обладающих правом на обращение в квалификационную коллегию судей с сообщением, содержащим сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка?

Ответ: С 1 сентября 2019 г. председатели судов утратили право обращаться с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, именно председатель суда в силу своего статуса и полномочий несет ответственность за его работу. К полномочиям председателей судов отнесены организация проверок сведений о поведении судей федеральных судов, не соответствующем предъявляемым к ним законом и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти, организация приема граждан и проведения проверок их жалоб на работу нижестоящих судов и судей (пункт 19 части 3 статьи 12 Федерального конституционного закона " О Верховном Суде Российской Федерации", пункты 9 и 10 части 3 статьи 29 Федерального конституционного закона " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" ).

О результатах такой проверки председатель суда вправе сообщить в совет судей или квалификационную коллегию судей. При этом он вправе высказать мнение о том, что собранные материалы указывают на признаки дисциплинарного проступка в действиях судьи.

Таким образом, право председателя суда на обращение в органы судейского сообщества с материалами, содержащими сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, обусловлено осуществлением возложенных на него законодательством полномочий и функций, в том числе по организации проверок жалоб граждан, и является одной из форм его реагирования на выявленные нарушения.

В свою очередь, органы судейского сообщества самостоятельно проводят проверку сведений, содержащихся в обращении, не связаны мнением председателя суда и принимают решение независимо и самостоятельно.

Вопрос 15: К компетенции какой квалификационной коллегии судей относится принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде понижения судьи в квалификационной классе при условии, что первый квалификационный класс присвоен решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а рассмотрение вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности отнесено к компетенции квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации?

Ответ: Присвоение первого квалификационного класса судьи отнесено к исключительной компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (подпункт 7 пункта 2 статьи 17 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ).

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения (пункт 7 статьи 12. 1 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" ).

Поскольку понижение в квалификационном классе является видом дисциплинарного взыскания, принятие такого решения в отношении имеющих первый квалификационный класс судей верховных, краевых, областных и равных им судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации относится к компетенции соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

В дальнейшем квалификационная аттестация на присвоение первого квалификационного класса осуществляется Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Вопрос 16: Возможно ли досрочное снятие дисциплинарного взыскания с судьи в виде замечания, предупреждения и понижения в квалификационном классе? Распространяются ли в данном случае на судей положения трудового законодательства?

Ответ: Статья 22 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной данным законом.

Вопросы дисциплинарной ответственности урегулированы положениями статьи 12. 1 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания не предусмотрено.

Вопрос 17: Может ли квалификационная коллегия судей в случае изменения ее состава после перерыва или отложения заседания (выбытие или назначение новых членов квалификационной коллегии судей, нахождение в отпуске, временная нетрудоспособность члена квалификационной коллегии судей и т. д. ) не повторять действия, совершенные при рассмотрении вопроса в предыдущем заседании? Достаточно ли огласить эти действия?

Ответ: В силу пункта 3 статьи 18 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей член квалификационной коллегии судей вправе принять участие в голосовании в случае, если с момента начала рассмотрения материала он постоянно присутствовал на заседании.

После перерыва или отложения рассмотрения вопроса заседание может быть продолжено в прежнем составе членов коллегии либо без выбывших членов коллегии, но при наличии кворума.

В случае участия в заседании члена коллегии, не участвовавшего в заседании до перерыва или отложения, рассмотрение вопроса начинается сначала. Изученные в предыдущем заседании обстоятельства и документы, в том числе протокол заседания, могут быть исследованы наравне с другими материалами.

Вопрос 18: Какое решение вправе принять квалификационная коллегия судей при наличии информации о несоблюдении судьей, пребывающим в отставке, запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации", если на момент проведения заседания судья представил документы, подтверждающие, что он прекратил заниматься несовместимой со статусом судьи деятельностью?

Ответ: Согласно подпункту 2 пункта 6, пункту 7 статьи 15 Закона Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" отставка судьи прекращается в случае несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 этого закона, по решению соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке.

Устанавливая основания прекращения отставки судьи и признавая не совместимым со статусом судьи в отставке факт осуществления запрещенной деятельности, закон не предусматривает, чтобы невыполнение предъявляемых к судьям требований продолжалось на время рассмотрения квалификационной коллегией судей вопроса о прекращении отставки. Более того, прекращение деятельности, не совместимой со статусом судьи, на день принятия решения квалификационной коллегией судей, не устраняет допущенного нарушения и не свидетельствует о соблюдении требований закона после ухода в отставку.

Также следует иметь в виду, что прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности, поэтому квалификационная коллегия судей вправе прекратить отставку судьи не только по представлению председателя суда или обращению органа судейского сообщества, но и при получении сообщения от других органов, должностных лиц и граждан.

Вопрос 19: Обязана ли квалификационная коллегия судей извещать представителя судьи, в отношении которого рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности (либо иной вопрос), о времени и месте заседания коллегии?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судья, в отношении которого начато производство, извещается о времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание.

Пунктом 4 статьи 16 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей предусмотрено, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос, вправе иметь представителя, неявка которого независимо от причин не является препятствием к рассмотрению поступившего материала.

Право судьи иметь представителя обеспечивается квалификационной коллегией судей путем его извещения (если известны данные о нем) о месте и времени рассмотрения вопроса.

Председательствующий

Н. В. ТИМОШИН

Секретарь

З. А. КАМБЕГОВА

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.