Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древнерусская живопись



Икона и фреска составляют важное звено в синтезе древнерусского храма. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Первые мастера-иконописцы, работавшие в стране, были греки. В XIV в Новгороде и в Москве прославился Феофан Грек и оказал заметное влияние на русских художников. Через византийцев русские иконописцы узнали древнегреческую традицию. Византийская икона Владимирская богоматерь в XII в. была вывезена из Константинополя сначала в Киев, затем во Владимир и в Москву. Она определила излюбленный на Руси иконографический тип «Умиление» (Богоматерь держит на руках младенца и прижимается к нему щекой).

Но уже на древнейшем этапе возникают и расхождения между византийской традицией и древнерусской.

В XI – XII веках на Руси преобладала иконопись византийского характера. Иконы преимущественно большого размера, походили на фрески. XIII - XIV века сохраняется и развивается киевская домонгольская традиция. В конце XIV века на Руси поднимается новая волна византийского влияния эпохи Палеологов – самый крупный представитель Феофан Грек. Иконопись Андрея Рублева – высочайший подъем московской школы начала XV века. В XV веке расцветает иконопись в Новгороде. В конце XV века в Москве появляется новый мастер – Дионисий.

Живописный ансамбль ярче всего воплотился в иконостасе. Его корни в небольшом масштабе находятся в Византии. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов). Его буквально значение – моление святых, обращенное к восседающему на троне Христу-Вседержителю. Иконостас был еще и замечательным художественное произведением. Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по бокам в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. Древнерусский иконостас – это одно из проявлений символизма древнерусской иконописи. Но главное в иконостасе, который возник на Руси – это его целостное стройное единство.

Иконопись была по преимуществу искусством анонимным, история сохранила не так много имен выдающихся художников.

Русская живопись XIV века. Феофан Грек (30-е гг. XIV в. – после 1405 г. ).

С XIV ве­ка начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой роди­не. Одной из лучших работ мастера является фрес­ковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице - образ Христа Пантократора (Вседержителя).

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполне­ны в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутрен­нему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением яв­ляется икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазка­ми синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, со­здал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV–XVI веков. Андрей Рублев (около 1370 – 1430).

В конце XIV – начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее яр­ким ее представителем был гениальный русский худож­ник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Дании­лом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Частично сохранились фрески Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), созданные в 1408 г. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Живописную манеру московского мастера отличает мягкость и плавность линий, свет и цвет, одухотворенное смирение и безграничная вера в божественную любовь.

Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и посвящена Сергию Радонежскому. Библейский сюжет о Ветхозаветной Троице (трех ангелах в образе «трех мужей», явившихся старцу Аврааму и его жене Сарре) богословской традицией истолковывался как воплощение одного из главных догматов христианства о единстве трех ипостасей Бога. Изображение на иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, центральный ангел олицетворяет Христа (он облачен в его традиционные одежды), левый – Бога Отца, правй – Святого Духа. Круговая композиция молчаливого диалога ангелов дополняется символическими указаниями на значение каждой фигуры (над головой Бога-Отца – дом, Бога-Сына – дерево, Святого Духа – гора). Для современников образ, созданный Рублевым, являл зримое воплощение идей о возможности гармоничного устройства мира, основанного на христианской любви и единении, которые проповедовал преподобный Сергий Радонежский. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

Характерные для ликов Рублева выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивость и доброта взгляда характеризуют три иконы Звенигородского чина: Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел.

В творчестве Рублева получает свое логическое за­вершение процесс отделения русской живописи от ви­зантийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения рус­ского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий (30-40 гг. XV в. – между 1503-1508 гг. ). Мирянин, видимо, знатного происхождения, он работал с сыновьями – Владимиром и Феодосием. Известна икона Распятие (1500), ее особый колорит и изящная линия фигуры Христа.

Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизо­ды их жизненного пути.

Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502), над которыми Дионисий работал вместе с сыновьями, посвящены Богородице и характеризуются настроением радостного ликования, торжества жизни (роскошные пиршественные столы, узорные одежды, светлый пейзаж), они отмечены повышенной декоративностью и стандартностью ликов по сравнению с живописью Рублева.

На Стоглавом соборе 1551 года были закреплены правила, которым должны были следовать иконописцы. Исторические события, имевшие отношения к деяниям церкви, укреплявшие ее авторитет, не возбранялось изображать наряду с каноническими сюжетами. В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На иконе воинское шествие движется от пылающей в огне крепости, символизирующей Казань, к небесному граду Иерусалиму, олицетворяющему Москву. Впереди процессии в огненном круге архангел Михаил – «грозных сил воевода», покровитель небесного воинства, за ним следует Иван IV и князь Владимир, при котором была крещена Русь. Смысл иконы многосложен: воинство земное уподобляется воинству небесному, первый русский царь сопоставлен с царем небесным. Это – гимн одержавшему победу провославному государству, окрупшему русскому самодержавию, наследующему великолепие Византийской империи и Древнего Рима.

Таким образом, XIV—XVI века — это время воз­рождения и дальнейшего развития русского каменно­го зодчества, формирования национальной живопис­ной школы.

На рубеже XVI-XVII вв. появляется строгановская икона – изящная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Связь иконописания с реальной натурой отстаивал в XVII в. царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626-1686). В иконе Спас Нерукотворный он использует светотень и перспективу, стремится к передаче классической правильности черт и телесного тона лица. Персонажи Ушакова – земные существа, лишенные одухотворенности образов Рублева.

Задание:

- сравните изображение Христа, сюжетов Троицы и Преображения у Феофана Грека и Андрея Рублева.

- сравните образ богоматери в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Рассмотрите другие работы Дионисия.

- сравните изображение Христа у Феофана Грека, Андрея Рублева и Симона Ушакова.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.