|
|||
Древнерусская живописьСтр 1 из 2Следующая ⇒ Икона и фреска составляют важное звено в синтезе древнерусского храма. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Первые мастера-иконописцы, работавшие в стране, были греки. В XIV в Новгороде и в Москве прославился Феофан Грек и оказал заметное влияние на русских художников. Через византийцев русские иконописцы узнали древнегреческую традицию. Византийская икона Владимирская богоматерь в XII в. была вывезена из Константинополя сначала в Киев, затем во Владимир и в Москву. Она определила излюбленный на Руси иконографический тип «Умиление» (Богоматерь держит на руках младенца и прижимается к нему щекой). Но уже на древнейшем этапе возникают и расхождения между византийской традицией и древнерусской. В XI – XII веках на Руси преобладала иконопись византийского характера. Иконы преимущественно большого размера, походили на фрески. XIII - XIV века сохраняется и развивается киевская домонгольская традиция. В конце XIV века на Руси поднимается новая волна византийского влияния эпохи Палеологов – самый крупный представитель Феофан Грек. Иконопись Андрея Рублева – высочайший подъем московской школы начала XV века. В XV веке расцветает иконопись в Новгороде. В конце XV века в Москве появляется новый мастер – Дионисий. Живописный ансамбль ярче всего воплотился в иконостасе. Его корни в небольшом масштабе находятся в Византии. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов). Его буквально значение – моление святых, обращенное к восседающему на троне Христу-Вседержителю. Иконостас был еще и замечательным художественное произведением. Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по бокам в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. Древнерусский иконостас – это одно из проявлений символизма древнерусской иконописи. Но главное в иконостасе, который возник на Руси – это его целостное стройное единство. Иконопись была по преимуществу искусством анонимным, история сохранила не так много имен выдающихся художников. Русская живопись XIV века. Феофан Грек (30-е гг. XIV в. – после 1405 г. ). С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице - образ Христа Пантократора (Вседержителя). Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана. Русская живопись XV–XVI веков. Андрей Рублев (около 1370 – 1430). В конце XIV – начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким ее представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Частично сохранились фрески Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), созданные в 1408 г. Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Живописную манеру московского мастера отличает мягкость и плавность линий, свет и цвет, одухотворенное смирение и безграничная вера в божественную любовь. Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и посвящена Сергию Радонежскому. Библейский сюжет о Ветхозаветной Троице (трех ангелах в образе «трех мужей», явившихся старцу Аврааму и его жене Сарре) богословской традицией истолковывался как воплощение одного из главных догматов христианства о единстве трех ипостасей Бога. Изображение на иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, центральный ангел олицетворяет Христа (он облачен в его традиционные одежды), левый – Бога Отца, правй – Святого Духа. Круговая композиция молчаливого диалога ангелов дополняется символическими указаниями на значение каждой фигуры (над головой Бога-Отца – дом, Бога-Сына – дерево, Святого Духа – гора). Для современников образ, созданный Рублевым, являл зримое воплощение идей о возможности гармоничного устройства мира, основанного на христианской любви и единении, которые проповедовал преподобный Сергий Радонежский. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Характерные для ликов Рублева выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивость и доброта взгляда характеризуют три иконы Звенигородского чина: Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени. Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий (30-40 гг. XV в. – между 1503-1508 гг. ). Мирянин, видимо, знатного происхождения, он работал с сыновьями – Владимиром и Феодосием. Известна икона Распятие (1500), ее особый колорит и изящная линия фигуры Христа. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502), над которыми Дионисий работал вместе с сыновьями, посвящены Богородице и характеризуются настроением радостного ликования, торжества жизни (роскошные пиршественные столы, узорные одежды, светлый пейзаж), они отмечены повышенной декоративностью и стандартностью ликов по сравнению с живописью Рублева. На Стоглавом соборе 1551 года были закреплены правила, которым должны были следовать иконописцы. Исторические события, имевшие отношения к деяниям церкви, укреплявшие ее авторитет, не возбранялось изображать наряду с каноническими сюжетами. В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На иконе воинское шествие движется от пылающей в огне крепости, символизирующей Казань, к небесному граду Иерусалиму, олицетворяющему Москву. Впереди процессии в огненном круге архангел Михаил – «грозных сил воевода», покровитель небесного воинства, за ним следует Иван IV и князь Владимир, при котором была крещена Русь. Смысл иконы многосложен: воинство земное уподобляется воинству небесному, первый русский царь сопоставлен с царем небесным. Это – гимн одержавшему победу провославному государству, окрупшему русскому самодержавию, наследующему великолепие Византийской империи и Древнего Рима. Таким образом, XIV—XVI века — это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества, формирования национальной живописной школы. На рубеже XVI-XVII вв. появляется строгановская икона – изящная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Связь иконописания с реальной натурой отстаивал в XVII в. царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626-1686). В иконе Спас Нерукотворный он использует светотень и перспективу, стремится к передаче классической правильности черт и телесного тона лица. Персонажи Ушакова – земные существа, лишенные одухотворенности образов Рублева. Задание: - сравните изображение Христа, сюжетов Троицы и Преображения у Феофана Грека и Андрея Рублева. - сравните образ богоматери в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Рассмотрите другие работы Дионисия. - сравните изображение Христа у Феофана Грека, Андрея Рублева и Симона Ушакова.
|
|||
|