Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Американская идентичность и современная американская литература



 

В наши дни в американской литературе уже не превалируют белые гетеросексуальные мужчины. Выходит масса антологий для разных этнических и гендерных групп - например, антология афроамериканской женской литературы.

 

Америка придумала мультикультурализм. Мы изучим, как формировалось представление об Америке и как литература реагировала на этот процесс. Начнем с 18 века.

 

В 1776 году Америка появилась на карте мира. Американская литература изначально связана с английской. Центр интеллектуальной жизни организовали пуритане.

Англия начинает осваивать Новый свет значительно позже, чем Испания и Франция. Сначала Европа была представлена двумя романскими странами. В 1803 г. Наполеон продает французские колонии Америке.

В конце 16 в., когда Англия стала ведущей морской державой, она начала обращать внимания на эти земли. Но первые поселения были недееспособны.

 

Первая волна. 1607 - первое поселение, которое оказалось жизнеспособным. Нынешняя Вирджиния. Представители аристократических семей, которые везли слуг, чтобы обрабатывать землю и получать прибыль. Это были потомки богатых семей, у которых не было наследства по праву майората. Плюс - искатели приключений. Первое впечатление оставил о Вирджинии капитан Джон Смит - авантюрный характер. Во втором издании его книги был уже почти вымышленный мир, но именно там появляется образ Покахонтас.

 

Вторная волна связана с религиозными гонениями в Англии. " Мэйфлауэр" (1620 г. ), сбился с курса. Там был подписан договор об основании поселения. " Арабелла" - второй корабль (1630 г. ) Именно на нем произнесли очень важную проповедь. Уинтроп " Образец христианского милосердия" (A Model of Christian Chariry). В ней был выражен концепт избранничества американской нации. Именно там было сказано, что они - Град на холме. Мы, как избранный Богом народ, строем новое образование по христианскому принципу. " Взоры всех народов обращены на нас". Изначально строили модель для подражания.

Пуритане, которые вначале уехали в Голландию, где четко поняли, что их дети не в состоянии придерживаться этой веры. Предпринимают попытки уехать и основать новые колонии - новый Ханаан. Протестанты ассоциировали себя во многом с еврейским избранным народом. Господь указывает путь - в абсолютно девственные земли. Это были люди с четкой религиозной идеей, которые ехали и воспринимали свой путь как сорок лет в пустыне.

Пуритане следовали за Жаком Кальвином. Жесткая и ригористическая группа. Историю воспринимали сквозь призму Ветхого завета. Знак Бога - благосостояние. Для американцев " лузер" - еще и не спасенный. (Вебер. " Протестантская этика и дух капитализма" ). Долго отсутствовало эстетическое начало, потому что надо делать утилитарное. Об этом писал Готорн.

Уильям Брэдфорд. " История поселения в Плимуте. " Мы пересекли пустыню океана". Задача - сплотиться и создать модель государственности по библейским законам. Вся Европа погрязла в сатанинском начале - это католическая церковь. По пути протестанты сбились с курса и оказались там, где образовалась Новая Англия. Там сформировались интеллектуальные центры. Идея избранничества Америки до сих пор есть в американском сознании.

Брэдфорд: Перед отплытием из Лейдена мы воздевали очи к небу и ощущали себя пилигримами, которые отправляются в новые места. Прибыли туда в ноябре. В Новой Англии в ноябре светит яркое солнце и ужасный холод в сочетании с влагой. Поселенцы едва пережили первую зиму. Индейцы показали им маис, птиц, которых можно разводить (индейки) - и в октябре они сняли первый урожай. И после урожая они учредили новый праздник - День благодарения (в 1621 году). Именно поэтому на столе маис и индейка. (До 1860 г. этот праздник не был общенациональным, отмечался только в Новой Англии. Сара Хэйл, первый редактор " Годи Лэдиз Бук", в одном из романов семь страниц посвятила описанию праздника. Ей было очень важно описать это, потому что было уже понятно, что Юг и Север были на пороге войны. И она обратилась к президенту с предложением сделать это национальным праздником).

 

Третья волна - Пенсильвания. Тоже религиозные диссиденты в поисках новых земель - квакеры, которые тоже уезжали из Англии. Самая миролюбивая секта. Семь свидетельств - свидетельство истины, свидетельство мира. Началось в Англии в 1640-х гг. Основатель - Джон Фокс. Уильям Пенн получил земли в будущей Пенсильвании в счет уплаты долга. " Есть капля божественного света в любом из нас". Если пуритане воевали с индейцами, то квакеры с ними договаривались. Эти идеи будут развиты в американском трансцедентализме.

 

Итак, Америка осваивалась не одним махом и не с одной целью. Еще до англичан были голландцы. В Пенсильвании было много немцев и так далее. Америка была населена различными европейскими народами.

Термин " американец" появился, когда они начали борьбу за независимость. Если до войны за независимость слово " американец" не был в широком употреблении (писали, например, " Письма пенсильванского фермера" ), то после этого появились " Письма американского фермера" Сент-Джона де Кревкёра. Поехал в новые земли, потому что Америка воплощала принципы равенства, братства и так далее. Именно там прозвучала мысль о том, что американец - особый тип. " Мы все вместе сплавляемся в единый народ". Создаются разные регионы - Юг, Север, Средний Запад. В восемнадцатом столетии в этом произведении впервые появляется мысль о едином народе. У американца одна цель - быть свободным и быть хозяином на своей земле. В этом же произведении (! ) формируется идеал - новый Адам, фермер, который осваивает землю. Просвещенный фермер, который после дня в поле может читать Горация.

(Трагедия Стейнбека - когда вдруг ломается представление об Америке как о стране, где свободный землевладелец - хозяин собственной жизни).

 

Дальше, на протяжении почти всего 19 века - концепция англоконформизма. Джон Адамс, второй президент, сказал: Америка открыта для вас, но если вы не соблюдаете законы и не говорите на нашем языке, открыт ход назад. Страна протестантская.

Гражданская война (1861 - 1865) между рабовладельческим югом и будущим промышленным Севером. Вторая революция, которая объединила нацию. Американская нация как таковая формируется только к концу 19 столетия. Мысль о том, что американец - особый человек, является главенствующей.

Север - промышленный, юг - аристократический, архаический.

Интроспекция - один из важных аспектов новоанглийского мышления. Весь мир - эмблема, которую нужно прочитать. Юг себя мыслил как продолжатель традиций античной культуры. Параллель между их рабовладением и античным рабовладением! Давали рабам греческие имена!

Дневник северянина: " Что посылает мне Бог? Буду ли я спасен? "

Дневник южанина: " Встал. Выпил чаю. Выпорол Юпитера. Помолился".

 

В конце 19 века были две огромных волны эмиграции - итальянская и русско-еврейская. Создавали анклавы, где не говорили на английском языке. Американские власти отсылали прибывающие семьи в далекие регионы, чтобы те ассимилировались, но не получилось - все равно они тяготели друг к другу.

 

Первая и вторая мировая война - между двумя войнами сформировалась идея плавильного котла. Кто такой американец? Из многих наций выплавляется эта нация. Эта тенденция укрепила американцев, но создала иллюзию абсолютной гомогенности, которая не соответствует дейтсвительности.

Формировался американец, чтобы немцы и итальянцы по происхождению могли воевать с Германией и т. п.

 

С 1960-х - 70-х годов - этническое самоопределение. Афроамериканцы, начиная с гарлемского ренессанса, сыграли в этом огромную роль. Специфичность этой культуры начинает четко воспринимается в 20-е годы - " век джаза". В Гарлем стекаются со всей страны, особенно из южных черных районов. Там образуется анклав, где появляются клубы. Эллингтон, Армстронг и так далее. Впервые во время Гарлемского реннесанса прозвучала мысль о том, что в них " слишком много Африки".

Зора Нил Хёрстон - писатель, который определил специфику афроамериканской литературы сегодняшнего дня.

Уильям Дюбуа: в афроамериканцах живет белое и черное начало. Африканец, привнесенный на белую почву, становится особенным.

ЗНХ одной из первых высказала мысль, что белому человеку никогда полностью не понять черного. Она описала, как заходит в клуб - и сразу джаз уносит ее куда-то, она уже где-то бежит с раскрашенным лицом - и когда ее выбросило на берег, она видит, что ее белый друг сидит и постукивает по столу - неплохая здесь музыка. Ее море эмоций - это для него просто музыка.

 

В шестидесятые годы социальные выступления еще больше углубили эту мысль. И пошел " парад суверенитетов". Феминистки - гендерные исследования. Открыли много новых писательниц. Идея мультикультурализма породила взгляд на американскую культуру как на сосуществование разных культур под одним зонтиком.

Начиная с семидесятых годов " плавильный котел" превратился в " большую салатницу" (salad bowl). Каждая из наций неповторима, имеет собственные традиции и ориентируется на свою национальную традицию. Иногда даже пишется на национальном языке. Суверенитет, но неполный.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.