|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература. 17.11.2021 лекция 2
Информационная карта части дисциплины с применением дистанционных образовательных технологий
Дорогие мои курсанты, огромная просьба сверху прописывать в тетради дату Тема. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных 1. Как группируется система образов в романе-эпопее? 2. Как посредством портретной характеристики Л. Н. Толстой раскрывает психологию героя и его внутренний мир?
В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, — это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Л. Н. Толстой представляет на наш суд две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай и Марья, — семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах. Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным: умеренность, исполнительность и аккуратность. По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства - мания приобретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей. Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги, — точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера, хотя и принадлежит по рождению к Ростовым, ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу, — материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению. Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ, и бережно сохраняет все традиции аристократии. Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, — расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу: княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного. Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм. Семья Ростовых. На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, всё человечество. «Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие. Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости. Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в XXI в. читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть», — считает А. Яшин. Наше время — особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами придем к единому мнению, что счастливая семья — это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили. Каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям.
Практическое задание (развернутые ответы) • Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Аргументируйте. • Какая же семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»? Аргументируйте.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|