|
|||
ВАНЬКА АДМИРАЛСтр 1 из 4Следующая ⇒ Федору Ушакову посвящается…
Это было не просто сочинение. Это был Всероссийскиймолодежный конкурс, на который пригласили самых лучших по всем мылимым и не мыслимым показателям. Чтобы поехать на сочинение, и не просто куда-нибудь, а в Петербург, мало было хорошо учиться, надо было быть лидером, как сейчас модно говорить, но главное приносить пользу своей стране, своему народу. Вот и съехались со всей России те единичные экземпляры, которые соответствовали этим показателям. Кого здесь только не было! Ребята из Курска -спасатели бездомных животных. Катя из Саранска организовала творческие кружки для детей-инвалидов, Руслан из Астраханской области три недели один убирал острова в дельте Волги, пока к нему не подключились другие и теперь это выросло в целое движение. Вот девчонки из Питер поиск помогают поиску пропавших людей. А это Иван Ковалёв из города Рыбинск Ярославской области, и ничем таким, что приносит пользу людям, по мнению самого Ивана он не занимается, и вопрос, как же он сюда попал не покидал Ивана с той самой минуты, как он сел в поезд. Его размышления прервала улыбающаяся кучерявая девушка, которая открыла аудиторию и задорно пригласила всех рассаживаться за столы. На каждом столе лежали тетрадь и ручка, а на доске красивым каллиграфическим подчерком было выведено: Сочинение «Герой Отчизны». Молодые ребята, многие из которых сами уже были героями смотрели на доску открытыми, честными глазами, которые точно знали, о чем писать. Иван раскрыл тетрадь, взял ручку и мысли унесли его во второй «а» класс школы № 14 города Рыбинск, где он впервые произнес имя своего героя. Серафима Игоревна была самой лучшей в мире учительницей по изобразительному искусству. Её уроки были особенными, и она сама была очень особенная- добрая и красивая. Каждый раз она придумывала на своих уроках что-то захватывающее. То они путешествовали по неизведанным планетам, а то покоряли вершины гор. Видя, как её подопечные не решаются рисовать, Серафима Игоревна ихуспокаивала и подбадривала: «У Вас все обязательно получится! И неважно, что вы там не были, и даже никто там не был, ваше воображение может нарисовать все, что угодно. Вам только останется перенести это на бумагу». В этот раз они путешествовали в своё будущее. Заданием было нарисовать себя через 30 лет, а потом рассказать почему каждый выбрал именно эту профессию. Урок подходил к концу, и пора было поведать о своих мечтах о будущем. Серафима Игоревна посмотрела на тянущиеся со всех сторон руки и начала спрашивать. -МаринаСиницина, расскажи нам о своем рисунке. -Я нарисовали себя с собачкой и кошечкой, потому что хочу стать ветеринаром. Я люблю животных и мне нравится их лечить. Марина вышла к доске и поставила свой рисунок. И так каждый вставал, говорил, выходил к доске и выставлял свой рисунок на общее обозрение. -Я буду банкиром, как мой папа, - Глеб говорил быстро, проглатывая буквы, как его папа, - поэтому я нарисовал себя за столом, а вот здесь деньги. - Я буду полицейским, - Вова Шмаков был большим задирой, - потому что мне дадут дубинку и пистолет. -Вова, а разве дубинка и пистолет главное в профессии полицейского? Ребята, какими качествами должен обладать полицейский? – Серафима Игоревна обращалась ко всему классу. Со всех сторон стали доноситься различные предположения: сила, храбрость, умение хорошо стрелять. -Хорошо, - крики были остановлены привычным жестом руки, -только вы совсем забыли, что полицейский в первую очередь должен быть справедливым. И уметь отличать хорошее от плохого. - Это все могут делать, -Вова недоверчиво посмотрел на учительницу Серафима Игоревна улыбнулась и повернулась к Ивану Ковалеву. Она взяла в руки его рисунок на котором был нарисован корабль и наверху человек с подзорной трубой. -Ваня, что же ты молчишь? Ты хочешь быть капитаном дальнего плавания? -Я хочу быть адмиралом. Вовка Шмаков соскочил со своего места, - Ванька адмирал, кошку напугал. Все засмеялись глупой шутке, но Серафима Игоревна быстро пресекла веселье. -Владимир, сядь на место, а вы зря смеётесь. Нет ничего не возможного. Вы знали, что именно в наших краях рос и крестился самый прославленный адмирал. Прославленный не только у нас, но и во всем мире. Могучий воин, не проигравший ни одного сражения, командир, заботящийся о каждом матросе, удивительный человек, причисленный к лику святых. Кто мне назовет его имя? Ваня, резко поднял голову и выкрикнул. Как будто боялся, что его перегонят. -Федор Ушаков!!! Серафима Игоревна смотрела на Ваню, и видела в этом мальчике большое будущее. -Значит вот он, твой герой! А ты знаешь каким был Федор Ушаков? И каким должен быть настоящий адмирал? - Знаю. Самоотверженным, - Ваня уже больше не опускал глаза, а смотрело твердо и прямо, словно само имя Федора Ушакова придавало ему сил. Класс притих, проговаривая про себя это знакомое, но непонятное слово. Серафима Игоревна словно прочитала их мысли. -На следующем уроке обязательно расскажите мне, что же это такое – самоотверженность.
Сочинение Ивану писалось легко. Сколько лет прошло с тех пор, когда его бабушка рассказывала маленькому Ванечке о подвигах его героя, на которого он старался походить всегда и во всем. Он прочитал об Ушакове все книги, пересмотрел все фильмы, и, кажется, был готов написать целую книгу, не то что сочинение. Дверь в аудиторию приоткрылась и в проем просунулась все та же кудрявая радостная голова. - Простите пожалуйста, я только объявлению сделаю. После окончания сочинения не расходитесь пожалуйста, Вас ждут журналисты на пресс -конференцию. Иван опять, в какой раз подумал, что не представляет, о чем будет говорить на этой конференции. Здесь собрались ребята с большими проектами, лидеры. А он в своей жизни ничего героического не делал, гордиться было особо не чем. А один случай надолго запомнился Ивану Ковалеву. Тогда ему было 10 лет и звали его Ванька адмирал.
-Ванюш, посмотришь? -Да, тетя Света. Маленькая худая женщина передала Ване ручку детской коляски, и он привычными движениями стал её качать, стараясь не нарушить прежний ритм. Его мысли были далеко, в бескрайнем океане, где он покорял шторма и бури. Но на землю Ваню вернул шёпот Гришки. Соседа-первоклашки. -Вань, помоги. -Что, опять? - Ага. За домашку пару влепила, отец убьёт, - Гришка уже доставал из портфеля математику и тетрадь. –Тыкогда со мной уроки делаешь у меня одни пятерки. -Это потому, что ты сам их не делаешь, - Ваня одной рукой качал коляску, а другая уже открывала нужную страницу. - Когда начнешь сам заниматься? -Я сам не понимаю. -Ладно, придешь ко мне через час. Последний раз тему разберем вместе, о потом сам решать будешь, понял? Гришка радостно кивнул и пока собирал обратно в портфель вещи подбежала Марина. -Посмотришь почему у меня педали прокручивает? -Покачай пока. Ваня передал коляску Марине и стал со всей серьезностью разбираться в вопросе прокручивания педалей, именно в это время к нему подошла Серафима Игоревна. -Ваня, я хотела поговорить с твоими родителями. Они дома? -Мама дома. Вас проводить? Нет, спасибо. У тебя тут столько дел. Освободишься, тогда приходи. Открывая входную дверь, Ивану уже было понятно, что разговор учительницы и мамы не совсем складывался, хотя бы потому, что говорила одна Серафима Игоревна. -У Вас очень необычный ребенок. Вы посмотрите, как к нему люди относятся. Ко мне за всю жизнь столько с просьбами не подходили, сколько к Ване за один день. - Вот и ездят на нём все кому не лень. Серафима Игоревна продолжала, словно и не слышала реплику Ваниной мамы. -А вы знаете, кто вдохновляет Вашего сына? Федор Ушаков! Это его образ помогает Ване быть лучше и постоянно помогать другим. Вы знали, что он хочет быть похожим на него? Поймите, для Ивана очень важно побывать в этих местах. Я еду в Хопылёво на выходные. Обещаю следить за ним и днем и ночью. Ванька, затаив дыхание, ждал, что ответит мама. И вот они идут по самому красивому полю, которое простирается до самой Волги. Именно сюда, к этим берегам, за четыре километра бегал маленький Федя, так влекла его вода, здесь, в храме Богоявления его крестили. И именно здесь, на берегу возвышается самый лучший памятник, самому лучшему человеку. Ванька был счастлив! Целых два дня можно ходить там же, где ходил он. Серафима Игоревна приехала с этюдником, чтобы писать Храм и его окрестные пейзажи. А Ваня, пока она работает, дал клятвенное обещание наслаждаться всем, что вокруг и не делать ничего не достойного настоящего человека. Около храма, Ваня услышалзаговорческий шепот. В полуразрушенном подвале сидели мальчик, лет восьми и девочка, как и Ваня, лет десяти. -Ты больше не должен туда ходить. -Я пойду! -Они тебя побьют. -Ну и пусть. -Их много, и они старше. -Все равно пойду. Слыша каждое слово, Ваня не мог не вмешаться. - Может быть я помогу укрепить боевые позиции? Девочка вскочила и далеко не шепотом вскрикнула. -Ты кто такой?! -Ваня. Я приехал на выходные. -Тебя наши дела не касаются. - Я просто предлагаю помощь. Может быть втроем что-нибудь сможем придумать. Мальчик подошел к Ивану и протянул руку. -Никита, а это Вика. Вика тоже встала, но продолжала смотреть довольно подозрительно. -Поклянись, что никому не скажешь. -А если вдруг нужна будет помощь? -Тогда уходи, -Вика была непреклонна. -Хорошо, я обещаю никому и ничего не говорить, - Ваня смотрел на Вику и видел, что она очень нервничает. -А почему мы должны тебе верить? – Вика продолжала гнуть свою линию, хотя по голосу было понятно, что позиции постепенно сдаются. Иван был как всегда спокоен и сдержан. -Потому что я никогда не вру. Вика немного помолчала, посмотрела на Никиту и рассказала Ивану, что здесь недалеко был детский палаточный лагерь, они давно уехали, но расширили немного ручей и сделали купель. У Никиты мама болеет, и теперь Никите надо таскать воду самому, а купель намного ближе колодца. Только Ленька с дружками объявили это теперь своей территорией и за каждое ведро воды теперь10 рублей требуют. Никита платить отказывается, вот они и сказали, что если он ещё раз придет, они его показательно побьют, чтобы все знали кто хозяин. -А Ленька старше тебя? – Ваня осмотрел на Никиту, который кивнул немного виновато, что вот ведь не дорос, извините. Вика, как всегда вмешалась очень активно. -Конечно старше! Никите восемь, а Леньке уже тринадцать. Вот куда он собрался? Он его покалечит. -А почему вы не хотите никому взрослым сказать? И Вика, и Никита посмотрели на Ивана, как на инопланетянина. -Сразу видно городской. Кому сказать? Отцу Михаилу, или Никитиной маме? Никита весь выпрямился и слова его прозвучали очень по-взрослому. -Мы свои вопросы сами решаем. Ванька взглядом хозяйки осмотрел тощего Никиту. - В драке он тебя одолеет. Вика аж фыркнула. - А я что говорю! Если б они в плавании соревновались, вот тогда бы Никита ему показал. -Ты хорошо плаваешь? – Иван сомнительно посмотрел на худенькие ручки и ножки Никиты. Вика в своей решительной манере развернула Ивана к реке. -Вон, видишь остров? Никита туда и обратно не выходя на берег может. -Но сейчас уже холодно. Вика улыбалась. -Кому холодно!? Никита – морж! Ваня ещё более недоверчиво посмотрел на Никиту. -Ты морж? Никита утвердительно кивнул и тут. И в эту минуту у Ивана созрел план. Но этот план имел один небольшой изъян, потому что мог сработать только в том случае, если у Леньки была совесть. После небольшого совещания ребята пошли проверить наличие у Леньки такого важного элемента человечности, как совесть. Он и его дружки сидели на лестнице, которая спускалась вниз к купели. Получилось, что Иван с ребятами стояли вверху и их позиция выгодно отличалась от Ленькиной, которому пришлось задирать голову, а в результате встать и подойти самому. Начал Никита. - Это мой друг Иван. И не дожидаясь ответа недовольного Леньки сразу со своей речью вступил Ваня. Говорил он уверенно, даже несколько торжественно, представляя, как это мог бы сказать его любимый адмирал. -Ты мужественный пацан и должен признать, что драться с Никитой, это не по-мужски, он вдвое меньше тебя. У вас спор из-за воды, вот пусть вода вас и рассудит. Плывите до острова и обратно, кто первый, тот и устанавливает правила. Ленька к этому времени уже подошел к Ивану и смотрел на него в упор. Воспользовавшись образовавшейся паузой Ванька резюмировал сказанное. -Тебя же ещё больше уважать будут, что ты вопросы, по справедливости решаешь, а не просто бьёшь всех, кто слабее. Скорее всего. Что с Ленькой за его небольшую жизнь никто и никогда так не разговаривал, но что-то подсказывало ему, что просто надавать по ушам обоим будет неправильно. -Ладно. Завтра в пять утра на берегу. И тут Ваня понял, что у Лёньки есть совесть, а значит план удался. Ночью пошёл сильнейший ливень. А к пяти утра он ещё и усилился. Но Ванька понимал, что не идти было нельзя. Он дождался, когда на телефоне показало половина пятого утра и тихонько, чтобы не разбудить Серафиму Игоревну вышел на улицу. Дождь стоял стеной. Он добежал до храма, где уже его ждали Вика и Никита, но глядя на них было совершенно ясно, что что-то случилось. Вика, увидев Ивана, озабоченно выпалила. - Вот, всю ночь его озноб бил, за доктором ходили. Пришёл, а у него жар сильный. Никита стоя весь мокрый то ли от дождя, толи от болезни, но было видно, как его заметно трясло. -Ничего со мной не случится, доплыву. -Куда доплывешь? Ты сюда еле дошёл. Ваня смотрел на Никиту и понимал, что плыть он не сможет, а перенести состязание с Лёнькой было невозможно. -Я поплыву вместо Никиты. -Ты?! А ты плавать хотя бы умеешь? - Вика посмотрела на Ивана с нескрываемым удивлением. -Умел вроде. Но вариантов же все равно нет. Даже если проиграю, хотя бы не опозоримся, что не пришли. Они стояли на берегу реки под проливным дождем, а Севка, друг Лёньки, объяснял правила состязания. -Плывёте до острова. Рвете по веточке и сразу обратно. Кто сюда, он показал на пенек, ветку первый положит, тот выиграл. Он устанавливает правила сроком на один год. Приготовились… Пошли! Севка махнул рукой и Лёнька, с Иваном кинулись в воду. Из-за сильного ливня остров было совсем не видно, а Волга стала намного шире и беспокойнее. Ваня отставал от Лёньки и уже понимал, что совсем не рассчитал свои силы. Руки механически загребали воду, голова перестала соображать, сколько осталось плыть, где Лёнька Ваня уже не понимал и ничего не видел, и только одну единственную мысль он повторял с каждым новым вздохом: «Я доплыву. Я доплыву». Но вот ноги нащупали спасительное дно. Ванька выполз на скользкий берег и побежал к ближайшему дереву. И тут он увидел сидящего на мокрой траве стонущего Лёньку. Его правая рука была неестественно вывернута, что означало только одно – плыть обратно он не сможет. Ванька кинулся к нему. Помог ему встать и довел его до воды. Кричать было бесполезно, дождь и ветер полностью заглушали их крики. Надо было плыть. И Ванька поплыл. Лёнька здоровой рукой держался за его плечо и казалось, что время остановилось, и эти минуты никогда не кончатся, а река превратилась в океан, который переплыть невозможно. И вот оно, второй раз спасительное дно. Перед тем, как отключиться, Ваня видел, что пока ребята помогали их вытаскивать на берег, к ним уже бежали Вика, Серафима Игоревна и отец Михаил. Дождь прошел уже давно. Они стояли около памятника Федору Ушакову. Серафима Игоревна была с дорожной сумкой и этюдником, а Ваня с рюкзаком, который брал с собой в дорогу. -Ты правильно говорил, что Федор Ушаков был самоотверженным. Только это ещё и огромная ответственность за всех кто в тебя верит. -Я не мог поступить по-другому. Ваня увидел Никиту и Вику, которые бежали к ним прощаться и хотел уже пойти к навстречу, когда Серафима Игоревна взяла его за плечи и пристально заглянула ему в глаза. -А раз так, тогда верь в свои идеалы и никогда их не предавай. И сколько хватит сил помогай другим становиться лучше. А теперь беги, прощайся со своими друзьями. Серафима Игоревна смотрела далеко, словно пыталась увидеть, что там, за горизонтом?
Пресс-конференция подходила к концу, и Иван тихонько радовался, что смог укрыться где-то далеко в углу и кажется, про него забыли. Но этот позитивный голос кудрявой девчушки вернул его к действительности. -Друзья! И в конце нашей встречи мне бы хотелось вас познакомить с человеком очень скромным, которого на этот конкурс выдвинули не органы власти, администрация, школьный, или студенческий совет. Его сюда выдвинули его воспитанники. Знакомьтесь -Иван Ковалёв. Когда ему было всего 11 лет он сам организовал «Клуб юных адмиралов имени Федора Ушакова». И вот уже 6 лет он учит всех желающих мальчишек и девчонок морскому и речному делу, а главное он стал для них примером, другом, учителем, который старается помочь им стать настоящими людьми! И сегодня некоторые из его воспитанников приехали сегодня сюда, чтобы поддержать своего наставника. Ребята, заходите! Открылась дверь и в аудиторию стали заходить дети 8-10 лет. Все они были в тельняшках и со счастливыми, радостными лицами. Кудрявая девчушка подбежала к Ивануи вывела его к ребятам. Итут все увидели сколько силы духа и смелости было в этом молодом парне. А где-то у выхода стояла Серафима Игоревна и думала: «Вот они – наши дерзкие, смелые, честные, добрые, самоотверженные молодые люди. Но даже они были бы обычными людьми и не знали, на что способны, не будь в сердце у каждого из них истинного героя, образца для подражания».
|
|||
|