|
|||
Порядок работы4-х тактный ДВС на сегодня наиболее распространенный силовой агрегат. Функционирует он, используя так называемый цикл Отто, состоящий из четырех последовательных тактов. Такт представляет собой один полный ход поршня, во время которого коленвал совершает два оборота в направлении вращения часовой стрелки. Работу 4-х тактного силового агрегата проще всего описывать, обратившись к простейшей конструкции, состоящей из: 1. собственно цилиндра; 2. поршня; 3. двух клапанов (впуск и выпуск); 4. свечи зажигания; 5. коленвала; 6. шатуна. Классический ДВС отличается от такого механизма только большим числом цилиндров, работа которых синхронизирована определенным образом. В простейшем одноцилиндровом ДВС последовательно осуществляются: · 1 такт: впуск или всасывание. Все начинается с того, что поршень находится в самом верхнем положении (верхней мертвой точке). А коленвал совершает половину оборота (0-180 градусов), толкая поршень в нижнее положение (нижнюю мертвую точку). Благодаря этому действию в верхней области цилиндра образуется разрежение и раскрывается впускной клапан. Он становится открытым полностью в то время, когда поршень достигает нижнего уровня. Благодаря возникшему разрежению в цилиндр засасывается порция горючей смеси (воздух+пары бензина). При смешивании горючей смеси с продуктами сгорания от предыдущего цикла в цилиндре образуется рабочая смесь. Примечание: в дизельном двигателе горючая смесь образуется прямо в цилиндре. Сначала происходит всасывание порции воздуха, который в процессе сжатия нагревается до температуры воспламенения, а затем, перед тем как поршень достигнет верхнего положения, происходит впрыск каплеобразного жидкого топлива. Процесс горения происходит только во время впрыска топлива. · 2 такт: сжатия или компрессия Он начинается при перемещении поршня вверх от нижнего уровня к верхнему. В это время коленвал снова поворачивается на ½ оборота (180-360 градусов). При этом впускной и выпускной клапаны закрыты, из-за чего рабочая смесь начинает сжиматься. В этом такте давление и температура в цилиндре повышаются приблизительно до 1, 8 МПа и 600 С° соответственно. · 3 такт: расширения или рабочий ход В момент, когда достигается максимальная величина сжатия, включается свеча зажигания, от искры которой рабочая смесь воспламеняется и сгорает. В этом такте температура и давление в цилиндре доходят до 2500 С° и 5 МПа. Увеличившиеся температура и давление заставляют двигаться поршень вниз. А шатун, связывающий поршень и коленчатый вал, сообщает последнему вращательное действие, и он совершает следующие ½ оборота. Именно в этом такте тепловая энергия переходит в механическую, и осуществляется полезная работа. Далее открывается выпускной клапан благодаря тому, что поршень перемещается вниз, что обеспечивает отвод отработанного газа. Когда поршень доходит до самого нижнего уровня – клапан максимально открыт. Сбросу давления до 0, 65 МПа сопутствует понижение температуры до 1200 С°. · 4 такт: выпуск Поршень находится на нижнем уровне и под влиянием поворота коленчатого вала (180-360 градусов) перемещается вверх, выталкивая отработанный газ через открытый выпускной клапан. В итоге, температура в цилиндре снижается до 500 С°, а поршень находится в верхнем положении. Так как избавиться от отработанных газов совсем не удается, остаточное давление в цилиндре держится на уровне 0, 1 МПа, а оставшийся газ принимает участие в следующем такте. Работа двигателя происходит за счет многократного повторения 4-х тактного цикла.
|
|||
|