Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отечественная школа организационного управления. Н.А. Витке.



 

Вклад А. Смита в науку управления. — это шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Адам Смит исследовал идеи естественного порядка, стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества, при этом видел необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработку рекомендаций для экономической политики. Основным трудом А. Смита стало “Исследование о природе и причинах богатства народов”, который оказал большое влияние на всё последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств.   Классическая школа менеджмента. Д. Муни. Джеймс Муни (1884-1957), исполнительный директор " Дженерал Моторс" в 1931 г. в соавторстве издал книгу " Вперед, промышленность". Детально анализируя функцию организации работы, он сделал вывод, что самым важным принципом организации любого дела является координация, которая позволяет обеспечить единство действий различных групп в достижении общей цели. Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только в таком случае она будет хорошо работать.
Теоретик отечественного организационного управления. А. К. Гастев. А. К. ГАСТЕВ Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) - выдающийся советский теоретик и практик научной организации труда и управления производством, крупный общественный деятель, поэт. В насыщенной событиями биографии А. К. Гастева наиболее яркие страницы связаны с его деятельностью в качестве основателя и руководителя Центрального института труда (ЦИТ). А. К. Гастев исходил из того, что прежде чем изменить те или иные способы работы, их надо тщательно изучить. Исключительный интерес представляют не утратившие актуальности и предвосхитившие ряд идей правила «Как надо работать», предложенные А. К. Гастевым. основные правила для всякого труда. Н-р: 1. надо всю продумать работу. 2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы. 3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного. 4. Во время работы надо обязательно отдыхать. 5. По окончании работы надо все прибрать, и т. п.   Отечественная школа организационного управления. А. А. Богданов.  А. А. Богданова в разработке организационной науки Одним из выдающихся ученых, внесших наиболее весомый вклад в разработку организационной науки, является А. А. Богданов (Малиновский) (1873 - 1928). Добытые и логично выстроенные знания по этим проблемам он изложил в фундаментальном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука». Тектология Богданова - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем, наука, объединяющая организационный опыт человечества, теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между ее частями, а также отношения системы как единого целого с внешней средой.  
Комплексный подход к управлению Г. Ливитта. Гарольд Дж. Ливитт Гарольд Дж. Ливитт — заслуженный профессор, ведет курс организационного поведения и психологии в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета. Профессиональные интересы Ливитта распространяются на функционирование малых групп, сети коммуникации, стили мышления, образование в сфере менеджмента и проблемы быстроразвивающихся технологий. Изначально система административного управления направлена на качественное решение двух основных задач управления. Первая - задача рациональной организации труда на каждом рабочем месте. Вторая - задача мотивации каждого работника организации к производительному и качественному труду. Исходя из необходимости решить две основные задачи управления ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ состоит из двух взаимосвязанных подсистем: Подсистема I - Система административного управления организацией или Организационная система управления. Подсистема II - Система административного управления персоналом или Рациональная модель трудовых отношений, базирующаяся на эффективной системе оплаты труда.   Файоль (Fayol) Анри(1861-1925) - французский горный инженер. Основоположник административной школы. А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г. г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, " администрирования" (отсюда и название " административная школа" ). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и        ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство   направлений. 6. Подчиненность         личных интересов          общим. 7. Вознаграждение       персонала. 8. Централизация.         9. Скалярная  цепь 10. Порядок.      11. Справедливость.        12. Стабильность рабочего           места  для    персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный         дух. Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.

 

Поведенческая школа У. Оучи. Теория Z Уильяма Оучи В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора, высказанные им в виде теорий «X» и «Y». Изучив японский опыт управления, Оучи пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления персоналом, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек — это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации. Оучи сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих. Школа поведенческих наук. А. Маслоу. американский психолог, выдвинул теорию мотивации, вступившую в противоречие с рядом основных положений традиционной психологии. Маслоу родился в Бруклине 1 апреля 1908. Преподавал психологию в университете. Маслоу подчеркивал роль свободы и способности человека к самоактуализации (непрерывная реализация потенциальных возможностей). Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей, которые имеют генетическое происхождение. Они слабы в том смысле, что многие люди не догадываются о их существовании, и в то же время сильны - их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам и патологии. Потребности нижнего уровня остаются определяющими до тех пор, пока не будут удовлетворены. Затем на смену им приходят потребности следующей ступени. К наиболее глубоким потребностям относятся физиологические - потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Таковы основные потребности. Кроме них, существуют еще потребности высшего уровня: правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. В качестве высшей Маслоу называл потребность в самоактуализации.  
Школа научного управления. Ф. и Л. Гилберты. Гилбрет Фрэнк Гилбрет Фрэнк Банкер (1864-1924) Гилбрет Лилиан Эвелин Молл ер (1878-1972) с 1907 по 1913 гг. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Гантом в разработке «на­учных методов управления», его вклад заключался в создании «науки о дви­жении»; в1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцент­рировать усилия на «технике управления»; скоропостижно скончался 14 июня 1924 г. Гилбрет Лилиан • в 1911 г. завершила работу над докторской диссертаций «Психология ме­неджмента»; • к 1912 г. присоединилась к деятельности консультационной управленче­ской фирмымужа, стала способным к самостоятельной работе сотрудни­ком, занимавшимся поиском «наилучшего способа выполнения работы»; • после внезапной смерти Фрэнка Гилбрета в июне 1924 г. участвовала вмес­то него в работе первого Международного конгресса по проблемам управ­ления, состоявшегося в Праге; • продолжала управлять фирмой своего мужа, писала собственные научные работы, читала лекции и добровольно помогала многим организациям; • получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей от университетов и профессиональных ассоциаций; Фрэнк Гилбрет былпервопроходцем в области «науки о движении» и повсемест­но признается в качестве одного из основателей «научных методов управления». Его непрерывный научный поиск, который после женитьбы стал осуществляться совместно с супругой, был нацелен на устранение потерьрабочего времени за счет определения «наилучшего способа выполнения работы». Лилиан Гилбрет, препо­даватель и специалист по промышленной психологии, была одним из первых уче­ных, оценивших необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. Она оказала глубокое влияние на мужа, обратив его внимание на динами­ческие аспекты менеджмента. Ф. Гилбрет разработалтакже так называемый «циклографический» метод, в соответствии с которым крукам или иным движущимся частям тела рабочего при­креплялись маленькиеэлектрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудо­вые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывалинаправ­ления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом «хроноциклографии», при котором частота, с которой про­ецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, по­зволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего. Лилиан Гилбрет была активной помощницей мужу во всех его творческих на­чинаниях. Вместе они опубликовали три книги — («Исследова­ние усталости) (1916), (« Прикладная наука о движении») (1917), («Наука о движениидля инвалидов») (1920). После замужества фокус ее исследований переместился на проблемы пси­хологии, что позволило ей лучше дополнять работы мужа. В 1911 г, Л. Гилбрет защитила докторскую диссертацию по теме «Психология менеджмента». Сотрудничество супругов трагически оборвалось в 1924 г.   Отечественная школа организационного управления. П. М. Керженцев. П. М. Керженцев (1881—1940) был представителем социального направления, сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта — труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен ее опытом, и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.
Школа научного управления. Ф. Тейлор. Фредерик Тейлор считается основателем школы научного управления. Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности. Основные принципы Тейлора. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Сотрудничество администрации с рабочими. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы. Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования. Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.   Школа научного управления. Г. Л. Гант. Генри Гантт (1861 — 23 ноября 1919) — соратник Фредерика Тейлора (1856—1915). Гантт предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте, работал в честорской сталелитейной компании и был приглашен в 1908 году в компанию «Банкрофт», производившую хлопчатобумажные ткани для консультаций по «трудовым проблемам». Генри Гант быстро уловил и понял сущность системы Тейлора и, несмотря на отдельные разногласия, стал главным учеником Тейлора. Начиная с 1901 года, работал консультантом и развивал теорию. Он имел более 150 публикаций, включая три книги, «запатентовал больше десятка изобретений, читал лекции в университетах, оставаясь одним из наиболее успешных консультантов по управлению. Генри Гант разрабатывал свои оригинальные идеи в области методики премиальной оплаты, составил карты-схемы для производственного планирования (так называемые гант-схемы), а также внес вклад в разработку теории лидерства. Гант разработал методы планирования последовательности производственных операций. Эти методы не потеряли свое значение и в современных условиях. Исследование системы человек-машина позволило Ганту связать организационный и мотивационный аспект производства.  

 

Поведенческая школа. Ф. Герцберг. Фредерик Герцберг во второй половине 1950-х гг. с помощью метода полуструктурированного интервью смог выявить факторы, влияющие на удовлетворенность трудом, в результате чего создал модель мотивации, в основу которой были положены человеческие потребности. Ф. Герцберг выделил две большие категории факторов, назвав их «гигиеническими факторами» и «мотивацией». К гигиеническим факторам Ф. Герцберг отнес такие, как: 1) политика фирмы и администрации; 2) условия работы; 3) заработок; 4) гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне; 5) межличностные отношения как по горизонтали, так и по вертикали; 6) степень непосредственного контроля за работой. К мотивации по Ф. Герцберг отнес: 1) успех; 2) достижения в работе, продвижение по службе, возможности творческого и делового роста; 3) ответственность как степень контроля за своей работой и проявление власти над другими работниками; 4) признание и одобрение результатов работы. Гигиенические факторы неразрывно связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Мотивация же связана с самим характером и сущностью работы. По утверждению Ф. Герцберга, при недостаточной степени или вообще отсутствии гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение своей работой. Эти факторы соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности. Ф. Герцберг выдвинул теорию о том, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности не являются противоположными процессами, так как при устранении факторов, вызывающих неудовлетворенность, не обязательно наступит удовлетворение. И наоборот, если какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, это совсем не значит, что при отсутствии этого фактора возникнет неудовлетворенность. Отечественная школа организационного управления. О. А. Ерманский О. А. Ерманский Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866—1941). В 1918 г. вышла его книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора». О. А. Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др. Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 г. и переизданная до 1933 г. пять раз. Одним из важнейших законов человеческой работы О. А. Ерманский называл закон накопления упражнений (навыков), который создает возможность при неизменном расходе сил получать больший результат. Условием накопления упражнений является повторение одних и тех же движений.

 

Школа человеческих отношений. Р. Лайкерт. Рэнсис Лайкерт, американский производственный психолог, внес свой вклад в использование возможностей человека. Лайкерт считал, что для достижения максимума прибыльности, хороших трудовых отношений и высокой производительности каждая организация должна оптимально использовать свои человеческие активы. Формой организации, позволяющей достичь этого, является организация высокоэффективных рабочих групп, связанных параллельно с другими аналогичными эффективными группами.   Школа человеческих отношений. Э. Мэйо. Теория Э. Мейо Элтон Мейо (1860 - 1949) — американский социолог и психолог. Работая над теорией " человеческих отношений", Мейо ставил следующие задачи: повысить уровень мотивации человека к труду; психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве; улучшить качество производственных и управленческих решений; развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль; содействовать личностному развитию работников. Теория Э. Мейо сформулирована им в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (1924 - 1936) в городе Хоторне близ Чикаго. В результате проведенного эксперимента путем опытных воздействий Э. Мейо сделал ряд открытий: • определение важности процесса общения в производственных условиях; • определение значимости внимания к рядовому работнику со стороны администрации; • наличие у людей особого чувства — " социобильности", т. е. потребности к принадлежности к группе; • существование формальных и неформальных групп на производстве; • обнаружение внутригрупповой морали и внутригрупповых норм взаимоотношения и поведения.  
Школа человеческих отношений. М. П. Фоллетт. Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) Главный же ее труд «The New State» («Новое государство») увидел свет только в 1918 г., а в 1924 г. появилась еще одна ее работа «Creative Experience» («Творческий опыт»). В двух последних работах она выражала уверенность в преимуществе групповых интересов перед индивидуальными и, тем самым, отрицала соответствующие положения либерализма. Она придерживалась точки зрения, в соответствии с которой «истинное «я»- это «я групповое», а «человек не имеет прав вне общества, помимо общества или вопреки обществу». К 20-м гг., когда коллективизм смог зримо выразить себя в различных формах социализма, подобная позиция для европейских политиков стала едва ли не самоочевидной   Эмпирическая школа менеджмента. П. Друкер. Друкер Питер Ф. (род. 1909) Друкер родился в 1909 г. в Вене, а умер в 2005 г. Его перу принадлежит 31 книга по вопросам менеджмента. Такие книги как «Практика менеджмента», «Менеджмент в 21 веке», «Эффективный управляющий» и «Энциклопедия менеджмента».  
Классическая школа управления. М. Вебер. Большую роль в становлении менеджмента сыграли труды немецкого социолога и философа М. Вебера, посвященные анализу бюрократических систем. Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя Школа человеческих отношений. Д. Мак Клелланд. Дэвид Макклеланд родился 20 мая 1917 года в США. В 1938 году женился на Мери Щарплесс, которая родила ему пятерых детей. В 1941 году он получает степень доктора психологии в Йельском университете. Но уже в 1942 году переезжает в штат Коннектикут и становится профессором Уэслеанского университета. Через четыре года он становит­ся деканом факультета психологии Уэслеанского универси­тета Основные работы: «Достигающее общество» «Пьющий человек: алкоголь и человеческая мотивация»  «Человеческая мотивация» Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Потребность власти. Выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Потребность успеха.. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.    

 

  Отечественная школа организационного управления. Я. С. Улицкий. Главную суть проблемы научного управления ученый усматривал в исследовании самого труда руководителя, стоящего во главе того или иного коллектива, разложении его деятельности на составные части и выявлении на этой основе повторяющихся элементов — «основных законов правильного управления». Я. Улицкий сравнивал теорию управления с логикой, или наукой о правильности или ошибочности мышления. Ученый считал, что на каждом шагу можно встретить людей, которые никогда не изучали ни теории управления, ни научной организации труда, однако являются, тем не менее, прекрасными администраторами. Таким образом, теория управления может принести большую пользу именно хорошему администратору, у которого есть врожденное управленческое дарование. При этом характерными чертами административного дарования Улицкий называл способность к абстрактному мышлению, теоретический склад ума; Мотивация на основании потребности в причастности. Люди с развитой потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.  

Отечественная школа организационного управления. Н. А. Витке.

Своеобразной параллелью зарубежной " школы человеческих отношений" в России считается институт Николая Андреевича Витке. Школа Витке справедливо выделяет 2 направления НОТ: рационализацию труда (процесса осуществляемого человеком во взаимодействии с вещественными факторами производства); и НОУ - научная организация управления или связь с другими работниками. " Управление, по его мнению, это целесообразное сочетание " воль" (отнюдь не интеллектов) и использование различных орудий для достижения определенных, свойственных данной организации целей". Витке предвосхитил Файоля, признавая 5 функций управления: предвидение, организацию, распоряжение, координирование, контроль. При этом, его сторонники выступали против. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими, тем более важную роль административная функция играет.

 

Школа научного управления. Г. Форд.

Генри Форд – основатель конвейера Генри Форд родился 30. 07. 1863 года, штат Мичиган. С 1879 года был учеником механика в Детройте, работал в электротехнической компании. Все свободное время он тратил на изготовление автомобиля. 1893 году Форд построил автомобиль с маломощным двигателем внутреннего сгорания, напоминающим скорее четырехколесный велосипед. В 1903 году основал компанию “Форд мотор”, которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах Форд широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Свои представления об организации труда изложил в произведениях “Моя жизнь и работа”, “Сегодня и завтра”, “Движение вперед”. Компания росла, богатела. К 1939 году корпорация “Форд” произвела уже 27 млн. автомобилей, во многом за счёт поглощения других, мелких фирм. А вскоре выпуск легковых автомобилей в стране был запрещён: началась вторая мировая война. помогло Генри Форду добиться таких успехов? Внедрение в производство сборочного конвейера. Конвейер (от английского перевозить) транспортёр, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Генри Форд решил снизить цены на автомобили, чтобы сделать его доступным для большинства людей. Ключом к достижению этой цели, по мнению Форда, было повышением производительности труда. Ему необходимо было найти способы: 1) ограничить количество операций, выполняемых каждым рабочим; 2) приблизить работу к тем, кто ее выполнял, а не наоборот; 3) предусмотреть наиболее рациональную последовательность операций из всех возможных вариантов. Все это он воплотил в своем изобретение - сборочной линии

Поведенческая школа. Р. Оуэн.

Роберт Оуэн - выдающийся британский социалист-утопист. С десятилетнего возраста независимо зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам был директором фабрики. Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность. Оуэн ввел на фабрике относительно недлинный для того времени рабочий день, в 10, 5 часов, создал ясли, ребяческий садик и образцовую школу для детей и рабочих, провел строй мер для улучшения условий труда и быта рабочих. Выступил с проектом закона, тот, что ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение.

Оуэн пропагандировал обширно задуманную утопичную реорганизацию производства, кроме того в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут схватить в свои руки соответственные отрасли промышленности и создать в них фабрика на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам.

Школа человеческих отношений. Д. МакГрегор.

Дуглас Мак-Грегор — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y, которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу. Получил степень доктора философии, работал преподавателем. Перешёл в Массачусетский технологический институт, где стал одним из организаторов отделения производственных отношений.

В начале 50-х годов Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде Человеческая сторона предприятия. Д. Мак-Грегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй — на «теории Y». Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жёстким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации Понимая, что полностью реализовать его теории в практике невозможно, Мак-Грегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что служащие могут сделать для организации гораздо больше, если с ними обращаться            как            с         ценными            и         ответственными сотрудникам

       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.