3. Молитва об изменениях
Здесь, как и в предыдущем случае, уместна критика с позиций Божьего Промысла, однако я пойду несколько дальше. Люди молятся о том, чтобы что-то изменилось – у них самих, в мире вообще или у других людей (к примеру, многие наверняка молятся за меня и подобных мне безбожников). Молитва за самого себя действует, как плацебо. Если молиться о ниспослании силы воли или самообладания в преодолении какой-нибудь личной проблемы, это вполне может дать положительный результат – но не потому, что бог услышал твою молитву и решил поднять твой уровень самообладания, покрутив ручку на своем божественном пульте управления. В действие приводится косвенный психологический прием, позволяющий обрести уверенность в себе. Сложнее обстоит дело с молитвами об изменениях, касающихся других людей. Верующие не раз говорили мне, что будут молить бога о моем прозрении, чтобы я “увидел свет” и признал ошибочность своих атеистических воззрений. То есть они обращаются к богу с просьбой напрямую вмешаться в жизнь другого человека и изменить ее. Фактически они хотят, чтобы бог временно лишил кого-то свободы воли (которая, по их же утверждению, должна быть неприкосновенной). Они как бы говорят: “Я считаю, что твой образ жизни нуждается в исправлении. С тобой что-то не так. Я попрошу моего бога привести тебя в порядок, чтобы ты стал лучше. Ты мне еще спасибо скажешь”. Вот почему атеисты обижаются, когда им говорят, что за них будут молиться. Аналогична по сути и молитва о наступлении какого-либо события. Если, молясь, ты просишь об исполнении желания – не о деньгах, машине или славе, а, например, о том, чтобы с кем-то встретиться или чтобы то или иное решение было принято в твою пользу -, ты тем самым просишь бога вмешаться в ход событий и отменить (пусть и на короткое время) свободу воли для конкретного человека, принудительно переплетая его жизнь с твоей (чего могло и не быть без такого вмешательства). Когда люди молятся о наступлении желательных для себя событий, они порой очень интересно истолковывают результат. Одна знакомая дама, которая истово веровала в своего бога и очень часто обращала к нему свои молитвы, рассказывала мне, как, выезжая на машине в город, просила его, чтобы он помог ей найти свободное место для парковки. И бог почти никогда не отказывал ей в этой скромной милости (вероятно, и вы могли бы привести немало подобных примеров)! Прежде всего, напрашивается естественный вопрос: с чего это вдруг бог занялся раздачей стояночных мест, когда в Африке дети умирают с голоду? И потом, если колесить по городу достаточно долго, стоянку и так рано или поздно найдешь. Ну, а что, если бог не дал просимого? Можно просто сказать себе: “Значит, не суждено! ”; или: “Бог уготовил мне иное”… Люди склонны отмечать каждый случай “попадания” и забывать о “промахах”. Но даже и отрицательный результат умудряются зачесть как положительный: бог, видите ли, всегда отвечает на наши молитвы, даже если кажется, что они остались без ответа. Вознесем славу создателю! Пример божественного вмешательства в ход событий недавно прозвучал в популярном американском ток-шоу Опры Уинфри (молитвы как таковой не было, но ее в такой ситуации вполне можно было ожидать). В одном американском зоопарке маленький ребенок упал в вольеру с гориллами. Девочку подобрала горилла-самка и стала за ней по-своему ухаживать. В собравшейся толпе оказались врачи из бригады скорой помощи, которые проводили в зоопарке свой выходной день. Услышав о происшествии, они поспешили оказать девочке первую помощь после того, как служащие зоопарка отобрали ее у гориллы. Опра Уинфри, ведущая программы, заключила: оказывается, бог время от времени использует обычных людей в качестве ангелов (имея в виду столь удачное по времени появление врачей). Но из всего этого приходится сделать жутковатые выводы:
- Бог знал обо всем заранее (это понятно, ведь он всеведущ).
- Вместо того, чтобы предотвратить падение малолетнего ребенка в вольеру (что могло привести к смерти или серьезным увечьям), он допустил это падение.
- Затем он либо сделал так, что девочка упала возле добросердечной гориллы, либо заставил гориллу взять ребенка под защиту.
- Он вмешался в жизнь врачей, причем заранее, заставив их пойти в зоопарк, чтобы вовремя попасть к месту происшествия.
- Налицо дефицит настоящих ангелов (или все они были в отлучке по случаю выходного дня).
Итак, он предпочел не вмешиваться в жизнь младенца, дабы исключить саму возможность несчастного случая, а повлиять на свободную волю врачей и тем самым обеспечить девочке надлежащую медицинскую помощь уже после падения. Что после этого можно сказать о боге? Но я отвлекся. Вернемся к молитве.
4. Как разбудить спящего великана
Довольно часто бог, по всей видимости, не способен или не желает что-то предпринять, если ему не помолиться. Молитва в этом случае действует как некое гигантское стимулирующее устройство, эдакий генератор электрического разряда, без которого бог попросту впадает в дремоту и вообще ничего не делает. Было бы естественно ожидать, что всеведущий бог сам знает, когда и что должно быть сделано. Но у богов, похоже, есть одна особенность: они не склонны переходить к практическим действиям без настойчивых увещеваний со стороны простых смертных. (А может, боги питаются молитвами и без регулярной подпитки попросту слабеют, потому и бездействуют? < ужас какой! > ) Вы поймете, что я имею в виду, если когда-нибудь наблюдали по телевидению публичные “исцеления верой”, организованные евангелистами. На сцену выводится некто, страдающий неким заболеванием, либо слепой, либо глухой, либо увечный. Несмотря на то, что человеку приходилось жить и мириться со своей болезнью или физическим недостатком двадцать-тридцать лет, бог, надо понимать, не смог с этим ничего поделать до тех пор, пока сей человек не поднялся на сцену и за него не помолилась многомиллионная аудитория (благодаря которой телестудия имеет немалые деньги). Бог разве не знал о том, что человек нуждается в исцелении? Или он так испытывает нашу веру, заставляя болеть и страдать десяток лет, пока наконец не избавит нас от недуга? А может, ему нравится демонстрировать свою силу по телевидению? Как получается, что он может исцелять людей только по одному – почему не всех разом? Почему человек должен мучиться в течение десяти лет, чтобы бог имел случай даровать ему здоровье в своем Эксклюзивном Шоу В Прямом Эфире – да еще по сигналу верующих? А видели вы когда-нибудь такое шоу-с-исцелением, когда чуда не происходило? – “Мне очень жаль, малыш, но, похоже, бог сегодня очень занят. Давай-ка мы посадим тебя обратно в инвалидную коляску. А через неделю попробуем еще раз”. Немного странно, что Создатель Вселенной так озабочен рейтингами телепрограмм…
5. Молитвы за усопших
Когда кто-то умирает, молитвы часто произносятся за скорбящих родных и друзей покойного – чтобы бог дал им силы пережить утрату. (Интересно знать, откуда берутся эти силы у атеистов и у тех, кто верит в “ложных” богов? ) Однако молятся обычно и за самого усопшего; бога просят присмотреть за ним, принять его в царствие небесное, упокоить его душу и т. д. Странно: неужели они всерьез полагают, что бог проигнорирует новопреставленного, положит его душу куда-нибудь на полку и позабудет о ней? У бога, надо думать, опыт в этом деле немалый, он сам разберется, что делать. Может быть, именно сила молитвы отворяет райские врата: за кого не молились, тех держат снаружи, а вот с молитвой, как с билетом – милости просим. (Впрочем, к атеистам это не относится: умер, значит умер. ) Если вдуматься, молитва за умерших не имеет смысла. Если вы признаете, что человек умирает по Божьей Воле и что день и час его смерти богом предрешен, то почему вы считаете, что бог не окажет ему внимания за порогом смерти? На самом деле такая молитва служит как:
- разновидность молитвы о личном, помогая человеку пережить тяжелую утрату.
- публичное выражение любви и уважения к усопшему (а также скорбящим родственникам). Лично я не вижу в этом ничего плохого, только зачем бога-то впутывать?
- публичная демонстрация молитвы – люди должны видеть, что молитва совершена, даже если совершил ее никому не известный священник, впервые увидевший покойного только в гробу. Правда, это нужно не столько скорбящим по усопшему, сколько церкви. (Недавно я был на похоронах друга моей семьи. Прежде, чем гроб предали земле, священник отслужил молебен минут на пять, причем речь шла почти исключительно о боге и об Иисусе Христе, об их любви и славе. Все это больше походило на рекламу церкви, чем на попытку утешить родственников или же помянуть добрым словом самого покойного. )
|