|
|||
Основная частьДля прохождения научно-исследовательской практики была выбрана тема исследования «Политика Китая в Европе». Данная тема была согласована с научным руководителем ВКР Козловым Леонидом Евгеньевичем, совместно с которым был составлен план будущего исследования. Он включал в себя следующие задачи: - исследовать специфику ЕС как коллективного участника международных отношений; - изучить институциональную и договорную базу отношений ЕС - КНР; - определить интересы Китая в отношении стран Европы; - изучить особенности коллективной внешней политики ЕС в отношении Китая; - определить сепаратные интересы ведущих стран ЕС в отношении Китая - изучить специфику процесса принятия внешнеполитических решений в Китае В качестве результата научно-исследовательской практики представлено введение выпускной квалификационной работы, в котором обусловлена актуальность разрабатываемой темы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены методы исследования. Ниже следует текст введения. В данной работе были исследованы этапы становления и развития политико-дипломатических отношений Китая с ключевыми странами Европы и Европейским Союзом. Рассмотрен теоретический фундамент двусторонних и многосторонних форматов взаимодействия Китая на европейском направлении, выявлены основные группы интересов, а также проанализированы особенности процесса принятия внешнеполитических решений. Актуальность данной темы подтверждается ростом политико-экономической активности Китая, уже распространившего свое влияние на АТР и стремящегося к его распространению в европейском регионе. Стремление к интеграции с Евросоюзом может символизировать желание к созданию благоприятной внешней обстановки, способствующей мирному развитию КНР. Однако другим серьёзным моментом является развитие инициативы «Один пояс и один путь», которая рассматривается экспертами весьма неоднозначно. Так как за призывами к совместному экономическому сотрудничеству может скрываться вполне конкретная политическая установка. Что может оказать серьезное влияние на будущее Евросоюза и мирового сообщества в целом т. к. ЕС по-прежнему играет важную роль в мировой экономике, а также имеет немалое значение в обеспечении безопасного и качественного развития своего региона. Во время образования КНР, в результате холодной войны Европа раскололась на Западную и Восточную. В первой сформировалась капиталистическая система, во второй – социалистическая. Китай считал основой внешней политики развитие дружественных отношений и сотрудничества со странами социалистического лагеря. А первоочередной целью для КНР стало укрепление сплоченности с Советским Союзом и социалистическими странами. К 1956 году около 25 стран установили дипломатические отношения с КНР. В результате конфликта с СССР к началу 60-х годов ХХ века начинается сближение КНР с Западной Европой. Начав с Франции, Китай установил дипломатические отношения со странами Западной Европы. Отношения стремительно развивались до 1989, когда произошли события на площади Тяньаньмэнь. После трагических событий против Китая были введены международные санкции. Китай принял ряд политических и экономических контрмер, вернувшись к линии китайско-советских отношений как приоритетных, а также став налаживать отношения со странами АТР. К концу 90-х гг. страны Западной Европы осознали неэффективность и нецелесообразность экономических санкций в отношении КНР и в 1999 г. был принят стратегически важный документ для отношений Китая с Европейским союзом – «К глобальному партнерству с Китаем». С этого момента стало наблюдаться потепление в отношениях сторон и их дальнейшее укрепление. На основе вышесказанного можно сказать, что Китайуже имеет определенный опыт взаимодействия с Европейским союзом и ключевыми странами Европы. И ввиду значимости ЕС и КНР в современных международных отношениях изучение данной темы представляется актуальным. Целью данной работы является выявление логики развития отношений КНР с ключевыми европейскими государствами. Объектом исследования в данной работе являются отношения КНР со странами Европы. Предметом выступают отношения данных сторон в области политики и экономики. Источниками исследования явились основные документы, договоры и соглашения в области политико-дипломатического и экономического сотрудничества, а также научные публикации и исследования, касающиеся данной темы. В своей работе «Европейский союз в глобальном экономическом управлении» доктор политических наук, профессор МГИМО М. В. Cтрежнева и кандидат экономических наук, доцент МГИМО А. Н. Цибулина анализируют роль Евросоюза в глобальном управлении с точки зрения взаимодействия властных структур с рыночными институтами. Учитывая особенность ЕС как нетрадиционного политического игрока, дают характеристику его функций в глобальной системе управления. Рассматривают способность Евросоюза позитивно влиять на трансформацию глобальной системы. Уделяют большое внимание факторам, препятствующим повышению эффективности ЕС на международной арене. В статье «Международная политическая субъектность ЕС: критерии оценки» кандидат политических наук, доцент кафедры политологииНационального университета «Киево-Могилянская академия» Гнатюк Николай Николаевич исследует субъектность ЕС, анализирует ключевые предпосылки отсутствия оценок Евросоюза как международного игрока в научной литературе. Анализирует деятельность ЕС на международном и внутреннем уровнях для выявления его особенностей как субъекта, и как структуры, выходящей за рамки дихотомии «государство – международная организация». Эксперт отдела инвестиций Организации Экономического Сотрудничества и Развития Кен Дэвис (KenDavies) в своей работе «Chinainvestmentpolicy: anupdate» раскрывает особенности экономической ориентации Китая во внешней политике, анализируя инвестиционную политику КНР, в частности, в отношении стран ЕС. Кандидат экономических наук Станислав Васильевич Ноздрев в статье «Китай в системе мировых финансов» рассматривает современное положение Китая в мировой финансовой системе. Анализирует основные факторы, определяющие место КНР в международных потоках капитала, ее позиции как дебитора и кредитора. Дается оценка возможностей Китая в дальнейшем обрести приоритетную роль на мировых финансовых рынках. В научной статье «Политика КНР в сфере военных НИОКР» аспирант кафедры международной безопасности МГУ имени М. В. Ломоносова Любовь Сергеевна Крашенинникова анализирует направления инновационных исследований китайского ВПК. Рассматривает китайский научно-технический потенциал для модернизации гражданской и военной промышленности. А также его военно-политическую и геополитическую значимость. В своей работе «Стратегическое партнерство ЕС-Китай: сотрудничество и соперничество» профессор, доктор наук Гданьского Политехнического Университета Кристина Гомулка и доктор наук Гданьского Политехнического Университета ИзабелаБоручиньска-Дерешкевич рассматривают становление и развитие отношений ЕС-Китай. Анализируются приоритеты сотрудничества и реальные цели европейских стран в КНР, чтобы достоверно отразить состояние отношений сторон на данный момент. Настоящая выпускная квалификационная работасостоит из введения, содержания из двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается теоретический фундамент внешней политики КНР на европейском направлении. Институты и договоры, на которых основываются отношения двух сторон, группы интересов, а также спецификапринятия внешнеполитических решений КНР в отношении Европы. Во второй главе рассматривается политика Китаяв Европе на практике. Отношения КНР с Европейским Союзом. Отношения КНР с ключевыми странами Европы.
Заключение
В ходе прохождения научно-исследовательской практики были подготовлены введение и список литературы и источников для выпускной квалификационной работы на тему «Политика Китая в Европе». Научно-исследовательская практика помогла сформировать основу для исследования в рамках ВКР, проанализировать и систематизировать полученную информацию, научиться работать с российскими и зарубежными базами данных и приобрести опыт в написании научных текстов. В процессе изучения данной темы повысился уровень осведомленности в области принятия внешнеполитических решений в Китае. Выявлены лица, ответственные за принятие решений, а также рассмотрены основные группы интересов. Была установлена исключительная роль экономических интересов при формировании отношений между странами-членами ЕС и Китаем. Удалось установить растущую роль научно-технического сотрудничества, и высокую роль диалогов по другим областям экономического сотрудничества. Подводя итоги, научно-исследовательская практика позволила получить опыт анализа больших объемов информации по изучаемой проблематике и их преобразования в научный текст, а также применения полученных за время обучения знаний для проведения объективного исследования.
|
|||
|