|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, №9, 2012. В. В. Новиков,канд. воен. наук, доц., Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Пожарная безопасность и проблема обеспечения средствами индивидуальной защиты и спасенСтр 1 из 3Следующая ⇒ Аннотация " БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ", №9, 2012 В. В. Новиков, канд. воен. наук, доц., Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Пожарная безопасность и проблема обеспечения средствами индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре В статье затронута одна из основных проблем гибели людей на пожарах — отсутствие у человека средств защиты и спасения. Рассмотрены основные причины гибели людей при пожарах. Приведены данные анализа российской законодательной и нормативной правовой базы по вопросам обеспечения населения необходимыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и спасения. Даны направления решения проблемы обеспечения населения СИЗ.
Пожарная безопасность в Российской Федерации на протяжении последних пяти лет имеет устойчивую положительную динамику. Однако пожары остаются самым распространенным видом чрезвычайных ситуаций. Возникновение пожаров и, как следствие, гибель людей, обусловлены техническими и социальными причинами. К техническим причинам относятся: уровень обеспечения пожарной безопасности на объектах экономики и в жилом секторе; наличие систем автоматической пожарной сигнализации, управления эвакуацией; первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты, снижающих тяжесть последствий пожаров и обеспечивающих безопасность людей. К социальным причинам относятся: уровень образования людей в области пожарной безопасности, их социальное положение, культура безопасности (жизни), состояние физического и психологического здоровья. По данным Департамента надзорной деятельности МЧС России уровень гибели людей на пожарах в России (в расчете на 100 тыс. человек) в 3—4 раза выше, чем в густонаселенной Европе и в 7 раз превышает аналогичный показатель в США. Данная проблема, безусловно, требует пристального внимания государства, но решить ее можно только используя комплексный подход к обеспечению пожарной безопасности, неотъемлемой частью которого является защита от опасных факторов пожара. Почти 96 % общего числа пострадавших при пожарах людей погибли непосредственно на месте пожара. Основными факторами, обусловливающими гибель людей при пожарах на протяжении последних лет остаются: состояние алкогольного опьянения (48, 75 %), болезнь, инвалидность, преклонный возраст (16, 2 %), пребывание во время пожара в состоянии сна (10 %) [1, 2]. Основная доля погибших на пожарах людей приходится на четыре социальные группы: пенсионеров, лиц без определенного рода занятий, работающих, школьников и дошкольников. Более 65 % приходится на пенсионеров и лиц без определенного рода занятий. Доля населения в возрасте 20—40 лет составляет 29 % общей численности, на эту группу приходится 21 % погибших на пожарах. Наиболее опасными являются возрастные категории от 40 до 60 лет (26 % от всего населения, 42 % погибших на пожарах), свыше 60 лет (18 % от всего населения, 28 % погибших). Наибольшее количество людей погибают на пожарах в зимние месяцы года (декабрь, январь, февраль, март — 57, 9 %). Это объясняется тем, что резко усиливается нагрузка на электропроводку из-за включения электрообогревателей и электрических приборов отопления. На долю пожаров в зданиях жилого сектора в последние годы приходится около 90 % всех погибших при пожарах. Основная доля погибших при пожарах в жилом секторе (49 % от общего числа) приходится на здания V степени огнестойкости, 17 % — на здания I степени огнестойкости, по 13 % — на здания II и III степеней огнестойкости. Гибель людей в течение недели распределяется следующим образом: начиная со вторника наблюдается устойчивый рост числа погибших на пожарах людей, достигающий пика к субботе и снижающийся ко вторнику. При анализе числа погибших на пожарах по времени суток выявлено, что лишь 26 % погибают в рабочее время — с 9 до 18 ч и 62 % — в период с 21 до 9 ч. Статистика показывает, что наибольшее число пожаров происходит от неосторожного обращения с огнем (44, 8 % от общего числа пожаров) [1]. Более чем в 50 % случаев причиной возникновения пожаров, на которых погибли люди, было неосторожное обращение с огнем при курении. Таким образом, тяжелые последствия от пожаров вызваны, главным образом, слабой подготовкой населения к действиям при угрозе и возникновении пожара, низкой культурой комплексной безопасности и отсутствием средств индивидуальной защиты и спасения. Необходимо шире привлекать средства массовой информации к пропаганде правил противопожарного режима и обучению населения, а также законодательно оформить требования по обеспечению населения необходимыми средствами индивидуальной защиты и спасения. Статистика подтверждает, что одной из основных причин гибели людей на пожарах (более 80 % случаев) является отравление газообразными продуктами горения различных строительных материалов и конструкций. Наиболее опасны с точки зрения токсичности продукты горения синтетических полимерных материалов. Большинство пластмасс при горении выделяют токсичные вещества: оксид углерода, цианистый водород, хлористый водород, акролеин, оксиды азота, различные алифатические и ароматические углеводороды и др. Как решены проблемы обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты и спасения населения в российской законодательной и нормативной правовой базе? Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) в статье 19, пункты 3 и 5 обязывают граждан: • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ " О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) в статье 34, пункты 2 и 4 обязывают граждан: • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров. Статья 37 пункты 4 и 5 этого закона обязывают руководителей организации: • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в статье 47 приводит классификацию средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре: 1. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре предназначены для защиты личного состава подразделений пожарной охраны и людей от воздействия опасных факторов пожара. Средства спасения людей при пожаре предназначены для самоспасания личного состава подразделений пожарной охраны и спасения людей из горящего здания, сооружения, строения. 2. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения и средства индивидуальной защиты пожарных. 3. Средства спасения людей с высоты при пожаре подразделяются на индивидуальные и коллективные. Статья 55 данного закона определяет условия, чтобы системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара обеспечивали безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара. Пр именами е. Классификация опасных факторов пожара используется при обосновании мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму. Средства индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания) должны обеспечивать их безопасность в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение времени, необходимого для проведения специальных работ по тушению пожара. Средства индивидуальной защиты людей должны применяться как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных, участвующих в тушении пожара. В статье 123 закона прописаны требования к средствам индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре:
• средства индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре должны обеспечивать безопасность эвакуации или самоспасания людей. При этом степень обеспечения выполнения этих функций должна характеризоваться показателями стойкости к механическим и неблагоприятным климатическим воздействиям, эргономическими и защитными показателями, которые устанавливаются исходя из условий, обеспечивающих защиту людей от токсичных продуктов горения, в том числе от оксида углерода, при эвакуации из задымленных помещений во время пожара и спасания людей с высотных уровней из зданий, сооружений и строений; • конструкция средств индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре должна быть надежна и проста в эксплуатации и позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ в части определения обязанностей работодателя регламентирует следующее: • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 г. Только статья 9 Правил указывает на то, что на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Статью 65 Правил предлагается изложить в следующей редакции: 65. Диспетчерский пункт (пожарный пост) обеспечивается телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Выводы: Содержание статей нормативных и правовых документов в основном носят рекомендательный характер по средствам индивидуальной защиты и спасения при пожаре. В двух статьях ФЗ № 69 указываетсяна необходимость иметь первичные средства тушения пожаров. Возникает вопрос. Почему в таком документе отсутствуют указания — иметь средства индивидуальной защиты и спасения при пожаре? Причиной крупномасштабных пожаров является, как правило, совокупность сразу нескольких негативных факторов, локализовать воздействие которых может только умелое использование людьми средств индивидуальной защиты и спасения. Анализ, проведенный специалистами в области пожарной безопасности, показал, что большинство учреждений и организаций с большим количеством людей не обеспечены в полной мере современными средствами защиты и спасения. Примеров тому не мало, крупные трагедии на пожарах с большим количеством погибших, к сожалению, не редкость в нашей стране. Такая ситуация сложилась во многом из-за того, что по законодательству РФ обеспеченность индивидуальными средствами защиты и спасения на пожаре часто носит рекомендательный характер. При проверке различных учреждений и организаций органы государственного пожарного надзора большее внимание уделяют, как правило, наличию первичных средств пожаротушения, а не средствам защиты и спасения. По статистике, в 80—90 % случаев люди при пожаре (возгорании) не применяют первичные средства тушения пожара — слишком велик риск задохнуться в едком дыму или получить сильные ожоги, поэтому к прибытию пожарных возгорание перерастает в полноценный пожар со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому руководителям государственных (муниципальных) учреждений и коммерческих структур при выполнении предписаний инспекторов по пожарному надзору по обеспечению первичными средствами тушения пожара объекта защиты следует сделать выбор еще и в пользу средств индивидуальной защиты и спасения работников, которые позволят минимизировать риски во время возгорания (пожара), эффективно помогут бороться с пламенем и предотвратят многочисленные потери от возможного пожара. Для защиты органов дыхания человека во время пожара существуют средства двух типов — изолирующие и фильтрующие самоспасатели. Каждый из указанных типов имеет положительные и отрицательные стороны. Изолирующие самоспасатели можно использовать при любом содержании вредных веществ и кислорода в атмосфере, однако, они довольно сложны в применении и требуют специальной подготовки человека. Достоинством фильтрующих самоспасателей являются: небольшая масса и габариты, удобство и простата в применении. При этом стоимость их значительно ниже стоимости изолирующих, что имеет немаловажное значение при массовом обеспечении этими средствами гостиниц и других подобных объектов. К недостаткам фильтрующих самоспасателей следует отнести ограничение применения по времени до определенных концентраций химически опасных веществ и кислорода в воздухе.
Тем не менее, фильтрующие самоспасатели нашли большое применение за рубежом. Это обусловлено тем, что эвакуация людей осуществляется в основном на начальной стадии пожара, когда содержание кислорода еще достаточно велико. Исследования в различных зарубежных учреждениях показали, что в большинстве случаев пожаров в помещениях (высотные здания, гостиницы), по крайней мере, на участках путей эвакуации, объемная концентрация кислорода в воздухе, достаточная для дыхания, уменьшалась в основном до 17 %. Существующие российские и зарубежные средства защиты органов дыхания фильтрующего типа гарантируют защиту от токсичных продуктов горения в течение 30 мин. Этого времени будет достаточно, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию людей в условиях высоких концентраций вредных веществ в воздухе и безопасность длительного нахождения людей в непригодной для дыхания среде (большая протяженность путей эвакуации или вынужденное ожидание помощи). Для подобных и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изготовлен универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) " Шанс" -Е (Европейский). Самоспасатель " Шанс" -Е (рис. 1) разработан с учетом современных требований, предъявляемых к средствам спасения людей при пожарах (авариях); сертифицирован по требованиям Технического регламента [3], ГОСТ Р 53261—2009 и ГОСТ Р 22. 9. 09— 2005 [4, 5]. В настоящее время выпускаются две модификации УФМС " Шанс" -Е (Европейский), с полумаской и четвертьмаской, последняя оптимально подходит для детей. Самоспасатели " Шанс" -Е имеют все необходимые сертификаты и главное, что качество продукции уже подтверждено реальным применением. Почему мы выбрали средство защиты и спасения " Шанс" -Е? Во-первых, средства защиты и спасения " Шанс" -Е выгодно отличаются по своим защитным, эргономическим и потребительским свойствам. А поставка в комплекте с бесплатными учебными образцами и фильмом для подготовки персонала позволяют использовать указанные средства с максимальной эффективностью. Во-вторых, средства защиты и спасения марки " Шанс" — абсолютные новинки отечественных
средств пожарной безопасности, некоторые из которых не имеют аналогов в России и за рубежом. Основной особенностью самоспасателя " Шанс" -Е является то, что он имеет два фильтрующе-поглощаю- щих патрона, которые способны снижать опасные концентрации до 1400 раз не только продуктов горения, но и опасных химических веществ: хлора, аммиака, сероводорода и многих других. Фильтры самоспасателя " Шанс" -Е защищают от воздействия перечисленных ниже паров и газов опасных химических веществ: • А (ацетонитрил, акрилонитрил, бензол и его производные, метилакрилат, метилбромид, метил- меркаптан, этилмеркаптан, этиленсульфид, эти- ленимин, хлорпикрин, циклогексан, фосфорорга- нические вещества); • АХ (акролеин); • В (хлор, мышьяковистый водород, сероводород, сероуглерод, синильная кислота, фосген); • Е (диоксид серы, водород хлористый, водород бромистый, водород фтористый); • К (аммиак, диметиламин, триметиламин). Время защитного действия самоспасателя " Шанс" -Е приведено в таблице. Благодаря высоким защитным свойствам УФМС " Шанс" -Е может быть использован как средство спасения не только на пожарах, но и в условиях техногенных аварий и природных катастроф, сопровождаемых загрязнением атмосферы вредными веществами. В конструкции самоспасателя боковое размещение двух небольших фильтров позволяет рационально распределять нагрузку на голову, а внутренняя эластичная система крепления обеспечивает простоту надевания. Важным потребительским свойством в условиях действия в дыму является расширенное смотровое окно и яркая окраска капюшона, при этом внутренняя сторона смотрового окна обработана специальным составом против запотевания. Конструкция капюшона самоспасателя " Шанс" -Е обеспечивает достаточную слышимость, т. е. возможность ведения переговоров. Испытания показали, что УФМС " Шанс" -Е надежно защищает органы дыхания, глаза и голову от теплового воздействия, сохраняя защитные свойства после кратковременного воз-
действия температуры 200 °С в течение 1 мин и открытого пламени с температурой 800 °С в течение 5 с. Технология производства самоспасателя " Шанс" -Е позволяет проводить пролонгацию срока гарантийного хранения еще на 5 лет, после замены фильтрующих элементов и клапанов вдоха (выдоха). После пролонгации самоспасатель будет стоить для этого потребителя на 25... 30 % дешевле нового! Этот принцип взят из европейской практики. Малогабарит- ность самоспасателей " Шанс" -Е дает возможность поставлять их в комплекте с групповыми контейнерами для их хранения. Это очень удобно для размещения в местах с массовым пребыванием людей, на путях эвакуации: офисов, гостиниц, общежитий, больниц и объектов социальной защиты. Другой новинкой является специальная огнестойкая накидка " Шанс" (рис. 2), а также ее усовершенс-
твованная модификация накидка-носилки " Шанс" (рис. 3). Эти средства можно использовать в комплекте с любыми другими средствами защиты органов дыхания " Шанс". Накидка предназначена для локальной защиты тела человека от открытого пламени и повышенных температур, а также для изоляции небольших очагов возгорания (как пожарная кошма). Накидка предназначена еще и для выноса, укрытия пострадавших, так как легко трансформируется в носилки и имеет шесть ручек для переноса. Особенно эта функция может быть полезной на социальных объектах. Накидки и накидки-носилки выполнены из водо- огнетермостойкой стеклоткани со специальной пропиткой, которая обладает трудногорючими и трудно- воспламеняемыми свойствами и способна выдерживать воздействие открытого пламени не менее 15 с при температуре до 1000 °С [6]. На основе самоспасателя и накидки формируются и поставляются в одной упаковке пожарно-спаса- тельные комплекты (рис. 4) " Шанс-2" и " Шанс-3", который дополнительно комплектуется огнетушителем аэрозольным ОА-04. Средства защиты и спасения марки " Шанс" позволят не только обеспечить безопасную эвакуацию персонала, но и эффективно применять первичные средства пожаротушения, что, несомненно, предотвратит крупномасштабные возгорания и существенно снизит возможные катастрофические последствия. С УФМС " Шанс" -Е человек может самостоятельно без паники покинуть опасную зону, находясь на работе, дома, в гостинице и т. д., или дожидаться помощи пожарных и спасателей, будучи уверенным, что ему гарантирована длительная и надежная защита в течение времени, достаточного для его спасения. В заключение предлагаем внести следующие изменения в законодательные акты. 1. Статью 34 пункт 2 ФЗ № 69 от 21 декабря 1994 г. необходимо изложить в следующей редакции: " Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров, средства индивидуальной защиты и спасения, и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления". 2. Статью 37 пункт 5 ФЗ № 69 от 21 декабря 1994 г. изложить следующим образом: " Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и средства индивидуальной защиты и спасения, не допускать их использование не по назначению". 3. Статью 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации целесообразно дополнить следующим текстом: " Ночные дежурные должны находиться в помещениях, в которых установлен телефон, иметь ручные электрические фонари и средства индивидуальной защиты". Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс от 30. 12. 2001 № 195-ФЗ) необходимо внести соответствующие изменения, определяющие административные правонарушения в области пожарной безопасности — отсутствие на объекте защиты индивидуальных средств защиты и спасения. И наконец, хотелось бы отметить, что проблему гибели людей при пожарах можно решить только тогда, когда на законодательном уровне будет решен вопрос об обязательном обеспечении объектов защиты индивидуальными средствами защиты и спасения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|