Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





حكم العاذر بالجهلХукмоправдывающего по невежеству



ح ك م ا ل ع ا ذ ر ب ا ل ج ه ل Хукмоправдывающего по невежеству

 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Его Посланнику, его семье, его сподвижникам и табиинам, а также тем, кто сражался на пути Аллаха до тех пор, пока не наступил его срок.

Вопросхукма«азираби ль-джахль», – оправдывающего по невежеству, стал в сегодняшние наши дни поводом и причиной больших обширных прений и споров между мусульманами, даже дошло до того, что некоторые сделали это разделяющим фактором, разделяющей чертой между Исламом и Куфром, между мусульманином и кафиром, и провело линию зла в отношении Ахлю т-Таухида, людей Единобожия, стали они обвиняться в неверии по причине того, что они идут в разрез Ахлю ль-Хава, людям которые следуют своим страстям, вместе же с этим этот вопрос пал тенью на Джихад и муджахидов, и следует рассмотреть в этом вопросе сегодня правильную позицию исказать правое слово, и это слово составленное с труда шейха муджахида из Исламского Государства Абу Биляля аль-Харбий, да сохранит его Аллах, который составляя эту работу сказал в самом её начале:

و ل م ا ا س ت ظ ل ي ت ب ظ ل ا ل ج ه ا د ، ا س ت ه د ي ت ا ل ل ه ف ي ه ذ ه ا ل م س أ ل ة ف ه د ا ن ي إ ل ى ق و ل أ ح س ب أ ن ه ا ل ح ق و أ ب ر أ م ن أ ي ق و ل ق ب ل ه

«И тогда, когда я вышел на Джихад оказавшись под его тенью, я попросил Аллаха наставления в этом вопросе и Он наставил меня на это, и я считаю это истинной, и я отрекаюсь от всего того, что говорил прежде.. ».

И поэтому как сказал ибн Кайим аль-Джаузий, да помилует его Аллах:

«Людям Джихада дано наставление и кащф (раскрытие и ясность вещей) не так, как для остальных людей, и поэтому сказал аль-Авзаий и АбдуЛлах ибн Мубарак:

إ ذ ا ا خ ت ل ف ا ل ن ا س ف ي ش ي ف ا ن ظ ر و ا م ا ع ل ي ه أ ه ل ا ل ث غ و ر ف إ ن ا ل ل ه ي ق و ل ( و ا ل ذ ي ن ج ا ه د و ا ف ي ن ا ل ن ه د ي ن ه م س ب ل ن ا ).. م د ا ر ج ا ل س ا ل ك ي ن ٥ ٠ ٦ /١

«Если между людьми возникло разногласие, то смотрите на то, чего придерживаются ахлю с-Сугур (муджахиды), так как Аллах сказал: « А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро! »». «Мадаридж ас-Саликин» 1/506.

А шейх аль-Ислям ибн Таймийя сказал тоже самое, но с прибавкойслов«ف َ إ ِ ن َ ّ ا ل ْ ح َ ق َ ّ م َ ع َ ه ُ م ْ ».

Он сказал: «Если между людьми возникло разногласие, то смотрите на то, чего придерживаются ахлю с-Сугур (муджахиды), ведь истина на их стороне, так как Аллах сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями».

И сразу же в начале приступая к разъяснению этого вопроса следует уяснить и уточнить следующие, что в этой темепойдёт речь о хукме «Азираби ль-Джахль», то есть о человеке, мусульманине, который оправдывает кого либо из совершивших «ширку ль-акбар» – большой ширк по невежеству, но не о том, кто впал сам в «ширку ль-акбар», - ведь тот же, кто впал в большой ширк – является мушриком, многобожником в любом из положений, будь он знающий учёный или далёкий джахиль невежда, был ли до него доведён довод или же нет.

Но эта работа ограничивается на хукме оправдывающего по невежеству того, кто впал в ширк из числа относящихся к Исламу.

И у имамов призыва, у учёных в этом хукме есть две позиции, две передачи от них:


1-я из них это:
такфир оправдывающего по невежеству сразу без разъяснений.
2-я это то, что: такфир выносится ему только лишь после того, как пришло ему разъяснение.

И это некоторые из слов тех, которые вносят такфир оправдывающему по невежеству до разъяснение ему этого:

Сказал шейх Мухаммад ибн АбдульВаххаб:

«И как же прекрасна было то, что сказал один бедуин, который прибыл к нам и услышал что то из Ислама и сказал:

أ ش ه د أ ن ن ا ك ف ا ر و أ ن ا ل م ط و ع ا ل ذ ي ي س م ي ن ا أ ه ل إ س ل ا م أ ن ه ك ا ف ر

«Я свидетельствую что мы кафиры и что предводитель, который называет нас «Ахлю ль Ислям» (мусульманами) являться тоже кафиром»».

Сказал шейх АбдуЛлах, а также Ибрахим сын шейха Абдуллятыфа, и шейх ибн Сахман:

ل ا ت ص ح إ م ا م ة م ن ل ا ي ك ف ر ا ل ج ه م ي ة و ا ل ق ب و ر ي ي ن أ و ي ش ك ف ي ك ف ر ه م و ه ذ ه ا ل م س أ ل ة م ن أ و ض ح ا ل و ا ض ح ا ت ع ن د ط ل ب ة ا ل ع ل م و أ ه ل ا ل أ ث ر و ك ذ ل ك ا ل ق ب و ر ي ي ن ل ا ي ش ك ف ي ك ف ر ه م م ن ش م ر ا ئ ح ة ا ل إ ي م ا ن

«Не считается достоверным имамство того, кто не выносит такфирджахмитам, а также могилопоклонникам, или сомневается в их такфире. И этот вопрос ясный и очевидный у требующих знания и ахлю ль асар…, и такжекасательно могилопоклонников - не сомневается в их куфре никто из тех, кто почувствовал запах Имана».

И также сказали некоторые из уляма н-Нажд, учёных Неджда:

م ن ل م ي ك ف ر ا ل م ش ر ك ي ن م ن ا ل د و ل ة ا ل ت ر ك ي ة و ع ب ا د ا ل ق ب و ر ك أ ه ل م ك ة و غ ي ر ه م م م ن ع ب د ا ل ص ا ل ح ي ن و ع د ل ع ن ت و ح ي د ا ل ل ه إ ل ى ا ل ش ر ك ف ه و ك ا ف ر م ث ل ه م … ف إ ن ا ل ذ ي ل ا ي ك ف ر ا ل م ش ر ك ي ن غ ي ر م ص د ق ب ا ل ق ر آ ن

«Кто не выносит такфирмушрикам, из турецкой страны, и могилопоклонникам, таким как жителям Мекки и другим кто поклоняется праведникам, и отклонился от таухида к ширку, то он кафир такой же как они, подобный им…, и ведь тот, кто не выносит такфирмушрикам, - то он неверующий в Коран! ».

И это то, что пришло нам от имамов призыва из указаний на куфр оправдывающего по невежеству напрямую без предварительного ему разъяснения на это.

Однако делают не совсем ясным позицию этой стороны высказывания и слова других имамов, из которых проясняется то, что оправдывающий по невежеству не обвиняется в неверии, не выносится ему такфир, только лишь поле того, как ему пришло разъяснение на это. И сейчас мы рассмотрим слова другой стороны в этом вопросе:

Сказал имам Мухаммад ибн АбдульВаххаб:

إ ل ى إ خ و ا ن ي … م ا ذ ك ر ت م م ن ق و ل ا ل ش ي خ ك ل م ن ج ح د ك ذ ا و ك ذ ا و ق ا م ت ع ل ي ه ا ل ح ج ة و أ ن ك م ش ا ك و ن ف ي ه ؤ ل ا ء ا ل ط و ا غ ي ت و أ ت ب ا ع ه م ه ل ق ا م ت ع ل ي ه م ا ل ح ج ة ف ه ذ ا م ن ا ل ع ج ب ك ي ف ت ش ك و ن ف ي ه ذ ا و ق د أ و ض ح ت ه ل ك م م ر ا ر ا...

ف ت ا و ى ا ل أ ئ م ة ا ل ن ج د ي ة ٧ ٠ /٣

«Мои братья… То, что вы упомянули из слов шейха (т. е. слов шейха Ибн Теймии), кто отрицает то-то и то-то, и установился над ним довод, и то, что вы сомневаетесь относительно этих тагутов и их последователей, установился ли над ними довод или же нет, – это является чем-то удивительным! Как же вы продолжаете сомневаетесь в этомпосле того, как я вам уже это разъяснил неоднократно?! ».

См. «ФатаваИмамов Неджда» 3/70.


И как мы видим из этого, то шейх Мухаммад ибн АбдульВаххабда помилует Аллах, не вынес такфир своим студентам, называя их своими братьями, но они же были из числа сомневающихся в куфре тех тагутов!

Также сказал Шейх СуляйманбнуАбдуЛлах:

و أ م ا ق و ل ا ل س ا ئ ل ف إ ن ك ا ن م ا ي ق د ر م ن ن ف س ه أ ن ي ت ل ف ظ ب ك ف ر ه م و س ب ه م م ا ح ك م ه ؟ ف ا ل ج و ا ب : ل ا ي خ ل و ذ ل ك ع ن أ ن ي ك و ن ش ا ك ا ف ي ك ف ر ه م أ و ج ا ه ل ا ب ه أ و ي ق ر ب أ ن ه م ك ف ر ة ه م و أ ش ب ا ه ه م و ل ك ن ل ا ي ق د ر ع ل ى م و ا ج ه ت ه م و ت ك ف ي ر ه م ، ف إ ن ك ا ن ش ا ك ا ف ي ك ف ر ه م أ و ج ا ه ل ا ب ك ف ر ه م ب ي ن ت ل ه ا ل أ د ل ة م ن ا ل ك ت ا ب و ا ل س ن ة ع ل ى ك ف ر ه م ف إ ن ش ك ب ع د ذ ل ك أ و ت ر د د ف إ ن ه ك ا ف ر ب إ ج م ا ع ا ل ع ل م ا ء

ف ت ا و ى ا ل أ ئ م ة ا ل ن ج د ي ة ٧ ٣ /٣

«Что же касается слов спрашивающего о том, если кто-то не может лично сказать о их куфре вынести им такфир, но при этом ругает их, то каков его Хукм?
Ответ на это таков:
Это не освобождает и не позволяет ему, чтобы быть сомневающимся или невежественным в отношении их куфра, или же он признаёт считая их кафирами и тех, кто подобен им, но при этом он не может, не в состоянии вынести им такфир, и если же он сомневался в их куфре (неверии), или был джахилем (невежественен) в их куфре, ему разъясняются доказательства из Корана и Сунны в отношении их неверия, и если же он после этого остался в сомнении относительно их куфра, или же не вынес им такфир, то он кафирпо «иджма’а», по единогласному мнению».

См. «Фатава Имамов Неджда» 3/73.

Также сказал шейх Мухаммад ибну л-Лятыф:

م ن خ ص ص ب ع ض ا ل م و ا ض ع ب ع ب ا د ة أ و ا ع ت ق د أ ن م ن و ق ف ع ن د ه ا س ق ط ع ن ه ا ل ح ج ف إ ن ك ف ر ه ل ا ي س ت ر ي ب ف ي ه م ن ش م ر ا ئ ح ة ا ل إ ي م ا ن و م ن ش ك ف ي ك ف ر ه ف ل ا ب د م ن إ ق ا م ة ا ل ح ج ة ع ل ي ه و ب ي ا ن أ ن ه ذ ا ك ف ر و ش ر ك ، ف إ ن أ ق ي م ت ا ل ح ج ة ع ل ي ه و أ ص ر ف ل ا ش ك ف ي ك ف ر ه

«Тот, кто обозначив какое либо (или какие либо) из мест местом для поклонения или убеждён в том, что тот, кто стоял в этих местах (поклонения, то есть перед каким то идолом, могилой или аулийя и т. д. ), то тогда с него спадает обязанность Хаджа. И в куфре же такого нет сомнений у того, кто почувствовал запах Имана, и тот, кто усомнился в его куфре (этого мушрика), то этому (т. е. сомневающемуся) обязательно должен быть донесён до него довод (худжа), а также разъяснение того, что это является куфром и ширком, и если был до него донесён довод и было ему разъяснено, и он всё же остался на своём, то тогда нет сомнений в его куфре (неверии)».

И как видно из всего того, что было приведено ранее, это то, что у Имамов призыва, у учёных, от них пришло две позиции, две передачи, первая из них это явный такфир «азираби ль-джахль» оправдывающего по невежеству сразу без какого либо разъяснения ему, и также вторая ясная позиция о том, что не выносится такфир оправдывающему по невежеству, кроме как только лишь после того, как будет ему разъяснено и будет установлен и донесёндо него довод (худжа).

И что же нам делать в этом случае, как нам быть в этом вопросе?
Выбрать что-то из их слов отдав предпочтение лишь одному над другим и придерживаться этого?
Или же ударим их слова друг об друга?!

Но правильная же позиция в этом вопросе будет следующей: Мы берём то, что сказано имами из вынесения такфира оправдывающему соединяя с их словами о доведении до него худжы (довода) с определёнными условиями.

В том, что оправдывающий по невежеству того, кто совершил или совершает ширк попадает под хукм того, кому выносится такфир, то в этом нет никаких разногласий и это вопрос в котором есть иджма’а, единогласное мнение учёных, однако есть разногласие в том, выносится ли ему такфир до разъяснения ему этого и доведение до него худжи (довода), или же после, и мы пришли к тому, что правильным в манхадже имамов призыва является то, что оправдывающему выносится такфир не до, а после того, как до него дошёл довод и было ему разъяснено.

И тут становится вопрос: Тема о такфире оправдывающего по невежеству является «ا ل م س أ ل ة ا ل ظ ا ه ر ة » вопросом раскрытым, открытым и ясным? Или же является вопросомскрытым и не ясным «خ ف ي ة »?

Вопрос «открытости» и «скрытости» различается разными временами, местами и положениями.

Как передал Ибн Маджа в его Сунане от Хузейфыбну ль Ямана, который сказал, что Посланник Аллаха салляЛлахуалейхивасаллям сказал:

ي د ر س ا ل إ س ل ا م ك م ا ي د ر س و ش ي ا ل ث و ب ، ح ت ى ل ا ي د ر ى م ا ص ي ا م و ل ا ص ل ا ة و ل ا ن س ك و ل ا ص د ق ة و ل ي س ر ى ع ل ى ك ت ا ب ا ل ل ه ف ي ل ي ل ة ف ل ا ي ب ق ى م ن ه آ ي ة و ت ب ق ى ط و ا ئ ف م ن ا ل ن ا س ا ل ش ي خ ا ل ك ب ي ر و ا ل ع ج و ز ي ق و ل و ن أ د ر ك ن ا آ ب ا ئ ن ا ع ل ى ه ذ ه ا ل ك ل م ة ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ف ن ح ن ن ق و ل ه ا …و ف ي آ خ ر ه ق ا ل ح ذ ي ف ة: ت ن ج ي ه م م ن ا ل ن ا ر …

«Ислам исчезнет подобно тому, как стирается вышивка на одежде, что даже люди не будут знатьничего о том, что такое пост, что такое молитва, жертвоприношения и милостыня. В одну из ночей писание Великого и Могучего Аллаха тоже будет поднято, и на земле от него не останется ни одного аята, и останутся лишь группы из людей, старые и пожилые в преклонном возрасте, которые скажут: Мы застали своих отцов на этом слове «Ля иляхаилляЛлах», -(«Нет Бога кроме Аллаха»), и мы его говорим»... и сказал Хузейфа ибн аль-Яман в конце этого хадиса: «Это спасёт их от огня».

Также сказал шейху ль Ислям ибн Таймийя, да помилует его Аллах:

ف ل م ا ط ا ل ا ل ز م ا ن خ ف ي ع ل ى ك ث ي ر م ن ا ل ن ا س م ا ك ا ن ظ ا ه ر ا ل ه م و د ق ع ل ى ك ث ي ر م ن ا ل ن ا س م ا ك ا ن ج ل ي ا ف ك ث ر م ن ا ل م ت أ خ ر ي ن م خ ا ل ف ة ا ل ك ت ا ب و ا ل س ن ة م ا ل م ي ك ن م ث ل ه ذ ا ف ي ا ل س ل ف و إ ن ك ا ن و ا م ع ه ذ ا م ج ت ه د ي ن م ع ذ و ر ي ن ي غ ف ر ا ل ل ه ل ه م خ ط ا ي ا ه م و ي ث ي ب ه م ع ل ى ا ج ت ه ا د ه م

«И по прошествии длительного времени стало скрытым для многих людей то, что было ясным и открытым для них ранее, и стало скрытым нуждающимся в разъяснениидля многих из людей то, что было для них ясным и понятным, и участилось среди поздних современников противоречие Корану и Сунне, чего не было подобного этому ранее во времена саляфов (предшественников), и если они были вместе с этим усердствующими они оправдываются, Аллах прощает им их прегрешения и воздаёт им по их иджтихаду».

И вопрос «захир» ясный, открытый, это тот вопрос, который знают все, массы из простых мусульман и отличившихся знанием среди них.
Что же касается «хафийя», скрытого и тайного, то это то, о чём нет знания у обычных простых масс мусульман, это знают лишь отличившиеся своим знанием среди них.

И теперь здесь следующий вопрос:
Вынесение такфира оправдывающему по не знанию, по невежеству того, кто впал в ширк и при этом он приобщается к Исламу, это вопрос, который знают простые массы мусульман или же вопрос, который знают лишь отличившиеся своим знанием среди этих мусульман?

И тот, кто тщательно посмотрит на этот вопрос поймёт и найдёт то, что те, кто разбирается в этом вопросе и вообще знает о нём, их малое количество из отличившихся и имеющих какое то представление о знании среди мусульман. Тогда как же мы можем сделать этот вопрос ясным в понимании его для масс и большинства мусульман в то время как они ничего не знают об этом? Но даже те, кто отличились среди массы, даже среди них не многие разбираются в этом вопросе!
И как же мы сейчас будем обвинять в неверии мусульман в том вопросе, в котором не разбираются и не знают даже те, кто более менее отличился своим знанием среди людей?!
И в добавок ко всему этому, те, кто говорит об этих вопросах из числа шейхов и учёных, большинство их них на мазхабеирджаа, -мурджиизма!

И поэтому в этом вопросе как всем видно существует неясность и скрытость в понимании среди мусульман, в этом вопросе огромное количество существующих шубухатов, которыми переполнены различные книги, и после всего этого может ли кто-то сказать, кто знает реальность и положение людей, что этот вопрос является ясным и открытым для всех?!

И истина же в этом вопросе в которой нет сомнений, это то, что этот вопрос скрыт для обычных масс мусульман и зарыт под различными шубухатами, но вместе со всем этим нельзя перепутать в этом вопросе, следует различать хукм между оправдывающим по невежеству кафира в основе как, иудеия и христианина и им подобных, то такойявляется никем иным как муртадом, кафиром по причине его лжи на ясные не двусмысленные тексты из Курана и Сунны, и также потому чтоэтот вопрос является вопросом «захира», ясным и открытым для всех, как и для масс простых мусульман, так и для избранных среди них.

Но а что же касается «азираби ль-джахль» - оправдывающего по невежеству «ширку ль-акбар» - большой ширк, оправдывающего по невежеству мушрика, который приобщается в основе своей к Исламу, то этот оправдывающий не будет как тот, кто оправдывает мушриков -таких как иудеи и христиане, этот не лжёт на Куран и Сунну, а верует в неё, но он запутался в этом хукме по причине нововведений мурджиитов, или по причине шубухатов, которые стали для него препятствием в такфире, то такому не выносится такфир, как только после установления над ним довода, только лишь после разъяснения ему и донесения до него доказательств и устранение его шубхи, его неясности.

И основанием, далилем на это является то, что упомянул ранее шейх СуляйманбнуСахман, приведя «иджма’а», единогласное мнение на не вынесение такфира «азируби ль-джахль», т. е. оправдывающему по невежеству при наличии у него шубхи.

И также упомянул шейху ль-Ислям ибн Таймийя о «иджма’аахлю ль-ильм», о единогласном мнении людей знания на то, что не выносится такфирмурджиитам.
И ни секрет, что мурджииты не выносят такфир оправдывающему по невежеству, а Аллах же ведомо лучше.

И в конце вывод из всего того, что было приведено ранее, это:

1-е)Что такфир, обвинение в неверии «азираби ль-джахль», оправдывающего по невежеству вопрос скрытный и зарытый под множеством шубухатов.

2-е)
Что тому, кто оправдывает по невежеству мушрика, который впал в ширк из тех, кто приобщается к Исламу не выносится такфир, кроме как только после установления над ним «худжы» - довода, и устранения его шубхи (неясностей).

3-е)
Что тот, кто оправдывает кафиров в своей основе является – кафиром, и не нуждается он в разъяснении перед этим и установлении над ним довода.

4-е)
Это то, что оправдывающий попадает в число тех, кому выносится такфир и это известное положение, в котором есть иджма’а, так как это один из видовкуфра, но а что же касается распространения его на определённую личность, т. е. личного такфира, то здесь следует прежде чтобы над ним был установлен довод, и развеяна его шубха, так как ранее мы пришли к тому, что этот вопрос нуждается в разъяснении и скрыт для масс, и зарыт под многочисленным числом шубухатов.

А всё знание принадлежит лишь Одному Аллаху.

 

Подготовил и перевёл: Рашид ибн Харис.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.