|
||||||||||||||||||||||
студент-отличник - студент-неотличник
Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения между понятиями Если мы будем сравнивать различные понятия по их содержанию, то обнаружим, что содержания одних понятий включают общие признаки, а содержания других понятий таких признаков не имеют. Так, в содержании понятий «рассказ» и «поэма» есть общий признак «быть художественным произведением»». Но сравним понятия «трапеция» и «ля-бемоль». Содержание первого понятия - «быть четырехугольником» и «иметь две параллельные стороны». Содержание второго - «быть нотой» и «звучать на полтона ниже ноты ля». Нет общих признаков. Первые два понятия мы назовем сравнимыми, а вторые несравнимыми. Дадим определения. Понятия называются сравнимыми, если в их содержаниях имеются общие признаки или свойства, и называются несравнимыми, если в их содержаниях нет общих признаков или свойств. Можно определить и иначе: понятия сравнимы, если они имеют общее для них родовое понятие, и несравнимы, если не имеют общего родового понятия. Поэтому сравнимыми будут понятия «окунь» и «карп», т. к. существует родовое понятие «рыба», которое включает в свой объем как окуней, так и карпов; сравнимы понятия «человек» и «еж» – имеют общее родовое понятие «млекопитающее». Сравнимыми будут такие разнопорядковые понятия, как «окунь», «человек», «боярышник», «роза», «растение», «осьминог», «куропатка» – их объемы войдут в объем родового понятия «живое существо». Но понятия «планета» и «синус угла α », не являются сравнимыми, так как для них нельзя подобрать соответствующего общего родового понятия. Приведем еще примеры попарно несравнимых понятий: «слон» и «небоскреб», «щука» и «нож», «книжная полка» и «головоногие», «стул» и «нота ля», «диагональ» и «астероид Церера», «число, оканчивающееся на 5» и «понедельник». Задание 5. Найдите в следующем списке сравнимые и несравнимые понятия. Дерево, улитка, отбивная, автомобиль, каратэ, пальма, восточная борьба, ромб, повесть, шашлык, квадрат, рассказ, лыжи. Итак, сопоставляя различные понятия по содержанию, мы можем говорить о них как сравнимых либо несравнимых. Перейдем к отношениям между понятиями. Понятно, что между несравнимыми понятиями не может быть каких-либо отношений, а вот между сравнимыми понятиями могут быть те или иные отношения. Поэтому далее будем рассматривать только сравнимые понятия. В то время как сравнение понятий мы проводим по их содержанию, отношение между понятиями определяется через сопоставление их объемов. В зависимости от того, совпадают объемы двух сравнимых понятий или не совпадают, они называются совместимыми или несовместимыми. Определения: Понятия называются совместимыми, если их объемы полностью или частично совпадают, и несовместимыми, если их объемы полностью не совпадают. Совместимыми будут понятия «лошадь» и «млекопитающее». Дело в том, что весь объем первого понятия является частью объема второго понятия, так как все лошади являются млекопитающими. Несовместимыми будут понятия «окунь» и «карп», потому что ни один элемент объема первого понятия не входит в объем второго понятия и наоборот. Или по-другому - ни один окунь не является карпом, и не один карп не является окунем. Рассмотрим типы отношений сначала между совместимыми понятиями. 1. Отношение подчинения или субординации. При этом отношении некоторые элементы объема одного понятия входят в объем второго понятия, и все элементы объема второго понятия входят в объем первого понятия. Первое понятие называется подчиняющим, второе – подчиненным.
Здесь А - подчиняющее понятие, В - подчиненное понятие. Присматриваясь к этим понятиям, мы обнаруживаем, что первое из них является родовым по отношению ко второму, а второе является видовым по отношению к первому. Примеры:
Выразим отношение этих пар понятий через пары суждений: Некоторые планеты являются планетами Солнечной системы. Все планеты Солнечной системы являются планетами. Некоторые элементарные частицы являются электронами. Все электроны являются элементарными частицами. И т. д. 2. Отношение равнозначности, или эквивалентности. При этом отношении все элементы объема одного понятия входят в объем второго понятия, и наоборот, все элементы объема второго понятия входят в объем первого понятия. Таким образом, речь идет о понятиях, объемы которых полностью совпадают, хотя их содержания различны.
Рассмотрим понятия «дочь» и «внучка». Эти понятия имеют разное содержание, но объемы их совпадают. Действительно, можно сформулировать следующие суждения: Все дочери являются внучками. Все внучки являются дочерьми. Поэтому эти понятия равнозначны. Другие примеры: планета Земля - обитаемая планета Солнечной системы ромб с равными углами - прямоугольник с равными сторонами граф Лев Толстой - автор романа «Война и мир» число 5 - целое число, которое больше 4 и меньше 6 3. Отношение пересечения. При этом отношении некоторые элементы объема одного понятия входят в объем второго понятия, и некоторые элементы объема второго понятия входят в объем первого понятия.
Примеры понятий, находящихся в отношении пересечения: глава государства - женщина студент - шахматист-любитель человек, говорящий по-английски, - инженер Выразим отношение одной из пар понятий через суждения: Некоторые главы государства являются женщинами. Некоторые женщины являются главами государства. Задание 6. Определите, какие понятия находятся в отношении подчинения, равнозначности и пересечения. Сын; планета Марс; индеец; солнечный день; разумное существо; коренной житель американского континента; число, которое делится без остатка на 4; юноша; понедельник; внук; планета Солнечной системы с двумя естественными спутниками; число, которое оканчивается на 2; день рождения революционера Че Гевары Перейдем к отношениям между несовместимыми понятиями. Напоминаем, что у несовместимых понятий объемы полностью не совпадают. 4. Отношение соподчинения, или координации. При этом отношении ни один элемент объема одного понятия не входит в объем другого понятия, и оба понятия подчинены общему родовому понятию.
Примеры понятий, находящихся в отношении соподчинения: треугольник - прямоугольник (общий род - геом. фигура) соната Бетховена - сонет Шекспира (общ. род - произв. искусства) яхта - автомобиль (общий род - транспорт) Суждения, выражающие отношение одной из пар понятий: Ни один треугольник не является прямоугольником. Ни один прямоугольник не является треугольником. 5. Отношение противоположности, или контрарности. При этом отношении одно понятие содержит признаки, несовместимые с признаками другого понятия, и суммарный объем обоих понятий не исчерпывает объем общего родового понятия.
На круговой схеме видно, что между объемами понятий А и B располагается объем промежуточного понятия D. Примеры понятий, которые находятся в отношении противоположности: сильный - слабый (существует промежут. состояние средней силы) студент-отличник - студент-двоечник (существуют студенты просто хорошей успеваемости) Север - Юг (есть среднее положение - экватор) Суждения, соответствующие одной из пар понятий: Ни один студент-отличник не являются студентом-двоечником. Ни один студент-двоечник не является студентом-отличником. 6. Отношение противоречия, или контрадикторности. При этом отношении одно понятие содержит признаки, отсутствующие у другого понятия, и суммарный объем обоих понятий совпадает с объемом общего родового понятия.
Примеры понятий, находящихся в отношении противоречия: студент-отличник - студент-неотличник прекрасное - непрекрасное сын - дочь Суждения: Ни один студент-отличник не есть студент-неотличник. Ни один студент-неотличник не есть студент-отличник.
|
||||||||||||||||||||||
|