|
|||
иррационализмначиная с 17 в. европейское мировоззрение определяется образом " человека-дела". разум инструментализируется и становится главным орудием достиженрия конкретных практических целей. метафизические проблемы объявляются псевдопроблемами. все что не работает на решение конкретных проблем из зоны человека убирается. к таким проблемам относится проблема сущности человека, проблема границ возможности понания человека - все это псевдопроблемы. такой подход ограничивает человеческую мысль только наукой, а саму науку ориентирует только на практический результат.
иррационализм - " неразумный". это совокупность философский течений, представители которых критически относятся к рационализму и отстаивают приоритет нерациональных источников и способов познания мира. иррационалисты говорят о том, что познание действительности научными методами невозможно, реальность несводима к обьективным причинам и не вписывается в схему законов. сам человек рассматривается как синтез рационального и иррационального. пожтому в сфере познания гносеологии они обращаются такие способности как интуиция, соерцание, переживание. эти способности человека дожны давать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. язык иррационализма характеризуется метафоричностью, иносказанием, символизом. достаточно часто философы прибегают к литературным формам иносказания и эссе. в качестве элементов, определяющих человеческую жизнь и мир в целом рассматривается воля, вображение или бессознательное. наиболее ярко иррационализм проявляет себя в философии жизни, экзистенциализме и психоанализе. нитцше и шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788-1860). " мир как воля и представления". центральная тема - категория воли, которая первична и в отношении всех проявлений человека, и в отношении устройства мира. воля стихийна, нерациональна, бессмыслена. она представляет универсальный космический феномен, который противостоит разуму. все сществующее в мире это прояление воли к жизни. но т. к. эта воля нерациональна, то основаия проодящие в мире непознаваемы. шопенгаэуэр родоночальник философии пессимизма. человек живет в бессмысленном мире и его существование также бессмысленно. потому его существование это сплошные разочарования и страдания.
Фридрих Ницше (1844-1900). " Антихристиане" или " так говорил Заратустра" центральным понятием является понятие воли к власти. именно она лежит в основе мира. все жизненные стимулы это стремление обрести власть и удержать ее. с т. з. ницше всякое познание это орудие обретения власти. при этом разум, логика, наука не являются спосоом отражения жизни. основной элемент философии это соц. философия. он анализирует такие понятия как история, нарвственность, религия, человек. европейскую мораль ницше называет рабской или стадной моралью, выводя ее из восстания рабов против господ. выразилась эта мораль в христианской этике. образ сверхчеловека - это образ аристократа. его отличает благородство, высокие моральные требования по отношению к себе и равным себе.
экзистенционализм. как философское течение появился в перерыве между первой и второй мировой войнамит. расцвета дотиг в 50-60 гг. эта философия достаточно пессимистична. самую болшую популярность приобретает во Франции. проявляется в итературе и драматургии. экзистенционализм это отражение кризиса европейского романтизма и оптимизма. а именно ией, что с помощью разума гарантирован гуманизм, осмысленность истории, стабильные цннности и прогресс. имеет два направления: религиозный экзистенционализм (Ясперс, Бубер, Бердяев). их идеи: человеческое существоваия опеделяется по отношени к высшему трансцендентному началу. второе направлеие - атеистический экзестенционализм (Комю и еще двое). в их философски направлении отсутствует трансцендентное начало ворос о боге он считают несущественным, т. к. человеческое существование от существования бога не зависит. центральное понятие в философии экзистенционализма - экзистенция - " существование". понимается как существоваие человека. экзистенция - рассматривается как уникальное существование кнечного существа. экзистенция не дана человеку от рождения, существование человека дано как возможность или проект, который человек сам реализует. существование это постоянное развитие, выход за собственные пределы. пожтому существование человека это риск. направление существования человека мб раным. направление развития мб к богу, к самому себе, к свободе, или к смерти. оним и важнейших вопросов на который отвечает экзистенционализм это характеристика экзистенции и вопрос о подлинном уществоваии человка. хайдегер 1889-1976). " время и бытие". разводит науку и философию. философия является рефлексией к основанию науки. она выявляет предпосылки науки и ее ограниченность. философия это метанаука. при этом философия несводима к рациональному знанию и включает в себя чувственность и веру. наука выражает только ограниченное знание, которое слуит средством упорядочения мира. философия разрабатывает общую картину мира, она лежит в осове всех частных наук. философия определяет общую мировозренческую ориентацию и ценности науки. с т. з. хайдегера развитие науки идет по линии постепенного отчуждеия от философии и искусства. нучное знание односторонне и прагматично. при этом сущность самого нания и смысл человеческого существования не поддаются формализации и наука не познаваема. цель науки это овладеть миром, а философии - понять мир. человек единственное существо которое осознет и переживает свое существование. именно философия помогает осознать смысл происходящего, дает надежду и рациональную веру.
ясперс 1-1969 " философская рриентация в мире" " прояснение экзистенции" " Смысл и назначение истории" . задача философии стоит в раскрытии и характеристики человеческих форм конструирования мира, т. е. тез прнципов, которым подчинена любая человеческая деятельность. основу философии является человек и его переживания собственного существования. пограничные ситуации - смерть, задание, борьбы, случай, виновность. жизнь человека это " Тотальная ненадежность". не существует никаких абсолютных ценностей, на которые человек мог бы опереться или сослаться. общество, государство, наука и техника, церковь и семья все это произведеия человека. а следовательноя. ю все это невечно и ценность и достоверность всего этого может быть поставлена под сомнение. экзистенция с т. з. ясперса характеризует человека как духовное существо, т. е. как систему идей, ценностей, норм. экзистенция определяется исходя з однократной специфической ситуации. обращение к экзистенции означет обнаржение собственных перспектив. осознание экзистенции возможно двумя путями - экзистенциональной коммуникаций. это особый тип общения между людьми, который предполагает самораскрытие и принятие друг другом всех его участников. второй путь - это пограничные ситуации (встреча со смертью). именно пограничные ситуации раскрывают ограниченность существования. они служат мерилом ценностей и подталкивают человека к богу. подлинное существование человека это свобода. " я есть, пока я выбираю". свобода понимается ясперсом как автонмия и самозаконодательство. т. е законы собственного существования задает сам человек, но ти выборы не абсолютны и не небезошибочны.
жан-поль сартр 1905-1980. " бытие и ничто" " воображене" " экзистенционализм это гуманизм" человеческая реальность уникальна и не сопоставима ни с чем в мире. т. е. ничто в мире помимо человека не является причиной его существования. человек это особый способ детерминации. и осознание своей чуждости миру это первая мысль человека. ничто в мире не сообразно человеку. и ничто его не может обьяснить. следовательно ничто не властно человеку. свобода прояляет себя как свобода от чего то. " человек не определяеься рещультатом своих прошлых поступков". в олоительном сылсе человек свободен, т. к. кго существование это его собственный свободный выбор. человек рождается как ничто и в процессе жизни становится кем то. сущность человека содается им самим, его пос тупками. существование человека это череда выборов. единствнным критерием выбора является его свобода и осознанность. иначе говоря, человек абсолютно свободное существо. но при том абсолютно ответственнен.
|
|||
|