|
|||
Двор фермы «Птичий рай»: на заднем плане с одной стороны стена сарая (кулисы домашней стороны), с другой - окаймлённый кустиками травы ручей, рядом пень (кулисы лесной стороны).Стр 1 из 2Следующая ⇒
СОЛОВЕЙ И ЧАЙКА сказка для детского музыкального театра 12+ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
С о л о в е й, молодой певец, племянник хозяина фермы. Ч а й к а, помощница по хозяйству, сирота. Ж у р а в л ь, старый учитель танцев, француз. П а в а, райская птица, певица из труппы бродячих артистов. И н д ю к, хозяин фермы «Птичий рай». П о п у г а й, хозяин труппы бродячих артистов. 1-й П е т у ш о к, юный житель фермы «Птичий рай». 2-й П е т у ш о к, юный житель фермы «Птичий рай». К у р и ц а, экономка «Птичьего рая». 1-я С и н и ч к а, певица из труппы. 2-я С и н и ч к а, певица из труппы. С о р о к а, местная сплетница. Ч ё р н а я В о р о н а, колдунья. В е т е р, бродяга и путешественник. К о р ш у н, предводитель разбойников. Р а з б о й н и ч и х а, старая сова. Г о л о с, голос Сокола за кулисами.
Танцоры: воробьи, акробаты, пчёлки, болотные духи, разбойники (коршуны).
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Ферма «Птичий рай» Явление 1
Двор фермы «Птичий рай»: на заднем плане с одной стороны стена сарая (кулисы домашней стороны), с другой - окаймлённый кустиками травы ручей, рядом пень (кулисы лесной стороны). Звучит трек №1. Выходит Ч а й к а, в руках ведро, она пританцовывает, без слов напевая мелодию вальса, подходит к ручью и зачерпывает ведром воду, потом садится на пень. Ч а й к а. Ах, как хорошо сидеть у ручья! (Водит одной рукой по воде. ) Вода такая чистая и прохладная, так искрится на солнце. (Мечтательно. ) А в море она, должно быть, отражает всё небо, солнце и облака. Как бы мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на море. Я помню, мама мне говорила, что оно очень большое, что куда ни посмотришь, везде вода. Лететь можно куда захочешь, нет никаких преград. А на воде качаются большие корабли.
Звучиттрек №2, Ч а й к а поёт и танцует. Ближе к концу музыки выходит С о л о в е й, вертит в руках цветочек и медленно идёт вдоль сарая, останавливается и слушает. С о л о в е й. Чайка, а ты, оказывается, ещё и поёшь?
Ч а й к а испуганно оборачивается и смущённо опускает голову. Ч а й к а. Соловей, как ты напугал меня. Разве я пою. Певец у нас ты. Я просто замечталась, вспомнила маму, как она рассказывала мне о море. С о л о в е й. Что ты так об этом море мечтаешь? Ну, море и море. Одна вода, посмотреть не на что. Ещё говорят, что там всегда дует сильный ветер. Ч а й к а (с восторгом). Ах, Соловушка! Ведь это так прекрасно, когда втер подхватывает тебя ввысь и ты паришь, а вокруг только бесконечное голубое небо. Знаешь, я иногда закрою глаза и танцую (плавно водит руками), представляя, что взмыла над облаками и лечу навстречу солнцу. Я слышу мелодию ветра. Он поёт мне свою песню о море, и мы танцуем, то опускаясь к самой земле, то опять взлетая ввысь. С о л о в е й (вертит в руках цветочек). Как красиво ты говоришь. Теперь ясно, почему никто не может понять твои танцы. Ты не танцуешь, а летаешь над морем. А песни любишь, наверно, только ветра? Ч а й к ак. Что ты, Соловушка! Я готова часами слушать твои песни. Они так бередят душу, от них мне хочется то смеяться, то плакать. Иногда, когда никто не слышит, я даже подпеваю тебе. С о л о в е й. По мне, так ничего лучше нашего леса нет. А какие в нём цветы растут!
Шутливо поклонившись, протягивает Ч а й к е цветок.
Ч а й к а (смущённо улыбается). Спасибо! Да, цветы в лесу прекрасны, и птицы поют так чудесно, но только в нём так мало простора, а небо видно только кусочками. С о л о в е й. Может и так. (Приподнимает руки вверх. Со страстью. ) Но лес полон жизни, в нём столько звуков, столько вдохновения и музыки.
Звучит трек №3, С о л о в е й поёт. С о л о в е й. Вот попробуй, пройдись по лесу после восхода солнца, прислушайся и услышишь музыку утра. Ч а й к а (весело). Хорошо, я попробую в лесу услышать и жучка, и паучка. А сейчас мне надо бежать. Тётушка Курица опять будет ругаться, что я долго за водой ходила. (Подхватив ведро, торопливо идёт к сараю, у кулисы оборачивается. ) О своём эксперименте я тебе расскажу завтра! (Уходит. ) С о л о в е й (улыбается). Смешная она. Уходит в кулисы у ручья. Явление 2
ПоявляетсяЖ у р а в л ь, в руках табурет. Он ставит его у стены сарая, садится. Ж у р а в л ь. Посижу немного, отдохну. Совсем загоняли меня эти цыплята. Всё им что-нибудь новенькое подавай, учи модным танцам. (Подставляет лицо солнцу. ) Какое сегодня солнышко ласковое, так и гладит лучиками по лицу.
Из кулисы выглядывает Ч а й к а, вертит головой, потом идёт к Ж у р а в л ю. В руках у неё тарелка, накрытая салфеткой. Ч а й к а. Вы, месье Журавль, как всегда нежитесь на солнышке. А я вам пирожков принесла. Ж у р а в л ь. О, мерси, мерси, моя стрекоза. (Берёт тарелку, приподнимает салфетку и нюхает. ) Какой аромат! Неужели сама испекла? Ч а й к а (отмахивается рукой). Что вы, мне тётушка Курица такое ответственное дело не поручает. Пирожки она всегда сама печёт, никому не доверяет. (Пауза. )Месье Журавль! Всё хочу спросить, а почему вы меня стрекозой называете? Ж у р а в л ь (ставит тарелку на колени). А что, совсем не помнишь? Ты, когда маленькой была, любила за стрекозами наблюдать. Очень тебе нравилось, как они зависают над водой. Всё пыталась, как они летать. Плакала, когда падала. Выспрашивала у меня, почему птицы не могут летать, как стрекозы, зависать на одном месте. Ч а й к а (смеётся). Вспомнила! Я тогда всё удивлялась: как же так? Ведь у меня тоже есть крылья, даже в несколько раз больше, чем у стрекозы. Ж у р а в л ь. А я тебе тогда сказал, что могу научить парить, не пользуясь крыльями. В танце тоже можно и лететь и парить, надо только включить воображение. Ч а й к а. О, помню, как мне в начале было трудно двигать только ногами, не махая крыльями. Сколько слёз было пролито.
Ч а й к а смеясь и напевая пам-па-пам делает балетные па. Ж у р а в л ь, поставив тарелку на табурет, быстро подходит к ней и тоже делает балетные движения, поддерживая её. Они смеются. Ж у р а в л ь. Ты была прилежная ученица и стала настоящей танцовщицей. Твоя мама была бы довольна тем, какой ты стала. Ч а й к а (с жаром). Это всё благодаря вашим стараниям! Вы часами не отходили от меня, пока у меня не получалось всё правильно. Ж у р а в л ь (деловито). Ну, ладно, посидели, поболтали, нужно идти делом заниматься.
Ж у р а в л ь галантно подставляет руку, Ч а й к а с шутливой галантностью берёт его под руку и они идут к сараю. Ч а й к а. Сегодня у ручья я беседовала с Соловьём. Он рассказывал мне о музыке леса, о том, что во всём можно услышать свою мелодию. (Уходят. )
Звучиттрек №4. Из кулисы у ручья выглядывает один воробей (свист в музыке), прячется, затем выглядывают два воробья, поворачивают головой из стороны в сторону (свист), выбегают на сцену, шныряют по углам. Находят тарелку (свист), машут руками, выбегают остальные воробьи, танцуют. В конце танца появляется К у р и ц а, машет руками, прогоняя воробьёв. К у р и ц а. А ну кыш, кыш отсюда, воришки.
Воробьи, взяв тарелку, убегают за кулисы у ручья. С этой же стороны, оглядываясь, выходит С о р о к а. С о р о к а (быстро и отрывисто). Тётушка Курица! Здравствуйте! Что это у вас воробьи разлетались стаями? Праздник какой готовите? К у р и ц а (сердито). Да эти воробьишки только и ждут, когда двор опустеет. Тут же налетят, все углы обшарят, всё, что плохо лежит, унесут. А ты, Сорока, к нам или мимо летишь? С о р о к а (всплеснув руками). Ой! Что слышала, что слышала! В лесу говорят, что по нашим окрестностям колесит труппа бродячих артистов: фокусники, акробаты, певцы. Поют, танцуют. Ещё рассказывают, есть у них диво дивное – райская птица невиданной красы. Песни чудные поёт. К у р и ц а. Спасибо тебе, Сорока, за такую интересную новость. Обязательно расскажу господину Индюку. Он красивые вещи любит. А ты, если увидишь их, передай им наше приглашение. С о р о к а. Хорошо, договорились. Ну, ладно, полечу дальше новость сообщать. Только вы меня не забудьте позвать, когда они у вас выступать будут. Уж больно хочется посмотреть на райскую птицу. С о р о к а уходит в кулисы у ручья. К у р и ц а уходит в сторону сарая.
Явление 3
Звучиттрек №5. Со стороны ручья выходят бродячие артисты: акробаты крутят по сцене колесо, жонглируют; П а в а посылает воздушные поцелуи; 1-я и 2-я С и н и ч к и, взявшись за руки, машут зрителям. В конце процессии, слегка отстав, идёт П о п у г а й и тоже машет зрителям рукой. Ему навстречу выходит И н д ю к. И н д ю к. Здравствуйте! Здравствуйте! Милости прошу на нашу ферму. Давненько у нас не было подобных гостей. (Трясёт руку попугая обеими руками. ) Очень, очень рады вашему приезду. П о п у г а й (слегка отклонившись назад, рассматривает И н д ю к а). Индюша, неужели это ты? Не узнаёшь меня? И н д ю к. Ба! Попугай! Вот неожиданная встреча! Это сколько же мы не виделись? П о п у г а й. Да почти лет 20. Ну, ты и раздобрел, брат, еле узнал тебя. И н д ю к. Мне по должности солидность полагается: как ни как, хозяин фермы. Это ты, попрыгун, всё по свету колесишь. Как был непоседа, да пересмешник, так, гляжу, им и остался. П о п у г а й. Ну, что есть, то есть. Если бы меня тогда не увезли в город, то, возможно, и я бы стал солидной птицей. Но уж больно скучно сидеть всё время на одном месте. Мне по душе простор полей и дорог. И н д ю к. Гляжу, ты и компанию себе под стать подобрал. Вы как настроены, сегодня своё представление будете давать? П о п у г а й. Да, завтра нас ещё на две фермы приглашали. И н д ю к (кладёт руку на плечо П о п у г а ю). Слушай, Попугай, перенеси ты эти концерты, погости у меня немного, отдохни. (Хлопает рукой по плечу. ) Вспомним молодость!
Медленно дут к сараю.
П о п у г а й (задумчиво). А что, может быть, действительно на пару дней у тебя остановиться? И н д ю к. Ну, вот и договорились! Пойдём, покажу где вам можно расположиться.
Они уходят. С этой же стороны выходит П а в а (грациозно и медленно), рядом с ней, заложив руки за спину, чинно идёт 2-й П е т у ш о к, 1-й П е т у ш о к рядом. 2-й П е т у ш о к. И давно вы по миру колесите? П а в а. Всю жизнь. Ведь я родилась в театре. Правда, мои родители жили в далёком тропическом лесу, но в раннем детстве их привезли в наши края. А потом они попали к бродячим артистам. 1-й П е т у ш о к (забегает вперёд и, заложив руки за спину, шагает ногами назад). Пава, а вы на представлении, что будете делать, петь или танцевать? П а в а. Я певица, но при необходимости, могу и танцевать. (Кокетливо) А вам что больше нравится, песня или танец? 1-й и 2-й П е т уш к и (хором). Конечно песня! Мы же Петушки. Мы петь любим! Они останавливаются. Навстречу выходит С о л о в е й. 2-й П е т у ш о к. Привет, Соловей! Ты где пропадаешь? (Возбуждённо размахивает руками. ). ) У нас здесь такие дела творятся! Приехали артисты! Завтра концерт давать будут. 1-й П е т у ш о к (хвастливо). Мы уже с их звездой театра познакомились. (Показывает рукой на Паву. ) Это Пава. Она певица. П а в а (жеманно протягивая руку). Очень приятно, Пава. 2-й П е т у ш о к (с гордостью показывает рукой на С о л о в ь я). А это Соловей. Он тоже певец. Лучше его у нас никто не поёт.
П а в а берёт С о л о в ь я под руку, они медленно идут к ручью. 1-й и 2-й П е т у ш к и разочарованно идут за ними. П а в а. И о чём же поют, здешние соловьи? С о л о в е й. Обо всём: о жизни, о любви, о дружбе. Всё зависит от настроения. От того, с кем встретился в этот день, с кем поговорил. П а в а. О, мы свами, родственные души! Я тоже люблю петь по настроению. Обожаю джаз. Звучит трек№6. П а в а поёт. С о л о в е й садится на пенёк и зачарованно слушает, затем начинает слегка взмахивать рукой в такт музыки, шевелит губами. П е т у ш к и располагаются рядом на земле, заворожённо слушают, иногда смотрят друг на друга, показывая большой палец, по окончанию песни они встают и, хлопая, кричат «Браво! ». С о л о в е й (встаёт). Как необычно вы поёте. Я впервые слышу такое пение. 1-й П е т у ш о к (с жаром). Вы обязательно должны научит нас так петь! П а в а (рассмеявшись). Увы, джаз так просто не выучишь. Джаз надо чувствовать, петь душой. Я этому много лет училась. 2-й П е т у ш о к. Соловей, попробуй ты, у тебя должно получиться. С о л о в е й (неуверенно). Ну-у, не знаю. Уж больно непривычно. (С интересом. ) Хотя попробовать можно. Мне очень понравилось! П а в а. Приходите завтра ко мне. Поговорим о джазе. Я покажу вам ноты, а может и спою что-нибудь. В кулисах у сарая показались две С и н и ч к и. 1-я С и н и ч к а. Пава, ты куда ушла? 2-я С и н и ч к а. Тебя Попугай везде ищет. Пойдём скорей к нему. П а в а (кокетливо). Ну всё, мальчики, мне нужно бежать. До завтра! (Идёт к сараю, недовольно говоря С и н и ч к а м. ) Синички, что вы как маленькие! Могли бы что-нибудь придумать. Сегодня же спектакля нет – я свободна.
П а в а уходит, петушки смотрят ей в след. С о л о в е й стоит в задумчивости, сложив руки на груди. Одной рукой слегка взмахивает, мысленно проигрывая мелодию.
2-й П е т у ш о к (с восхищением). Да-а, такой красоты у нас не увидишь. 1-й П е т у ш о к. Не говори. Все наши птички какие-то блёклые и поют просто. С о л о в е й (спохватившись). Ой! Ребята, а вы Чайку не видели? 1-й П е т у ш о к. Да она сегодня мамаше Курице целый день на кухне помогает. 2-й П е т у ш о к (шутливо толкая его локтем). А ты, гляжу, и дня без неё прожить не можешь. Что, влюбился? С о л о в е й (недовольно). Вот ещё! Я песню новую сочинил. Хотел ей показать. (Нерешительно. ) Может Паве спеть? Она в песнях разбирается. Пойдёмте и вы, Петушки, тоже послушаете. Они уходят. На сцене темнеет. Явление 4 На сцене светлеет, звучит трек №1. Медленно выходят П а в а и 1-я и 2-я С и н и ч к и. П а в а кружится, расставив в сторону руки. П а в а. Ах! Какая красота! Давно я так сладко не спала. А какой здесь воздух! 1-я С и н и ч к а (кокетливо). Да и птички местные ничего. 2-я С и н и ч к а. Тебе, гляжу, Пава, местный певун приглянулся? П а в а (ставит руки на бедра). А что? Весьма интересный кадр. Да и поёт тоже ничего. (Щёлкает пальцем. ) Эх! Ему бы костюмчик по ярче, да песням модным обучить. И будет вполне соответствовать. 1-я С и н и ч к а. Может его с собой сманить, если ты говоришь, что он поёт хорошо? П а в а (наморщив носик). Ну нет, мне конкуренция не нужна. Звезда должна быть одна. И я хочу, чтобы это была я. 2-я С и н и ч к а. Мне говорили, что здесь в лесу есть чудесный ручей. (Показывая рукой на ручей. ) А вот и он! Пойдёмте, прогуляемся по лесу вдоль ручья.
Они уходят. Выходят И н д ю к и П о п у г а й. И н д ю к идёт, степенно заложив руки за спину.
И н д ю к. Как вам наши места? П о п у г а й (взмахнув рукой). Красота! Птички щебечут, кузнечики стрекочут! Но надо в путь собираться. Я не привык концерты отменять. И н д ю к (потирает рукой подбородок). Слушай, Попугай... давай сделаем небольшой обмен: ты оставляешь у меня Паву, а я отдаю тебе Чайку. Уж больно мне понравилась твоя Пава. А Чайка, хоть и невзрачная, но танцует хорошо. Месье Журавль, наш учитель танцев, её всем танцевальным премудростям обучил. В хозяйстве от неё нет никакого проку, всё мечтает да танцует. А у вас она, думаю, приживётся. П о п у г а й (задумчиво). Не знаю... не знаю... на Паву зритель хорошо идёт. (Недовольно. ) Но уж слишком она капризна стала в последнее время: видать, зазналась. А что, может её немножко проучить? Пусть один сезон у тебя посидит. Она давно у меня отпуск просит. И н д ю к (радостно). Вот и хорошо. По рукам!
Они ударяют по рукам и идут к сараю. П о п у г а й. А помнишь, Индюша, как мы с тобой подшутили над нашим учителем, старым Гусаком? Уходят.
Явление 5
Звучит трек №7. Выходит грустная Ч а й к а, медленно идёт вдоль сарая, одной рукой дотрагиваясь до стены. На фоне музыки говорит. Ч а й к а. Прощай мой двор! Прощай «Птичий рай»! Мне было здесь хорошо. Но у судьбы, видимо, на мой счёт другие планы. Я оставляю здесь милых моему сердцу людей, но взамен беру воспоминания. (Прижимает руки к груди. ) А их у меня не отнимет никто. Музыка становится интенсивнее Ч а й к а танцует. В конце танца появляется Ж у р а в л ь. Ж у р а в л ь (запыхавшись, приложив руку к груди). Вот ты где, моя стрекоза! А мне сейчас мадам Курица сказала грустную новость о том, что ты уходишь с бродячими артистами. Ч а й к а (сжимает в ладонях его руку). Мне тоже очень грустно с вами расставаться. Всё получилось так неожиданно. Ж у р а в л ь. Может, это и к лучшему. Тебе здесь не место. У тебя душа художника, творца. Ты должна блистать на сцене. Ч а й к а (пожимая плечами). Да я как-то и не мечтала о сцене. Но раз уж так судьба складывается, что ж, попробую на сцене танцевать. Ж у р а в л ь. Я уверен, у тебя всё получится! Может и море своё увидишь. Бродячие артисты где только не бывают. Ч а й к а. Месье Журавль, вы не видели Соловья? Я хотела с ним попрощаться, но нигде не найду его. Ж у р а в л ь. Да он повёл Паву наш лес смотреть. Она от него второй день не отходит, то песни ему свои поёт, то его просит спеть. Ч а й к а (вздыхает и опускает голову). Жаль, мне очень хотелось его увидеть на прощание. (Задумчиво. ) Вот что... передайте Соловью это пёрышко. (Достаёт из-за пояса перо. ) Может, когда-нибудь глядя на него, он вспомнит о мечтательнице Чайке, о наших с ним беседах. В кулисах (у сарая) показалась 1-я С и н и ч к а . 1-я С и н и ч к а. Чайка! Мы уходим. Поторопись. Звучит приглушённо трек № 8. Ч а й к а обнимает Ж у р а в л я и быстро идёт к кулисам, потом оборачивается, машет рукой и кричит «Прощайте! », уходит. Ж у р а в л ь устало садится на табурет.
Ж у р а в л ь (украдкой смахивает слезу). Лети, моя стрекоза, может когда-нибудь ещё и свидимся. Артисты любят возвращаться в места, где их хорошо принимали. Ж у р а в л ь смотрит на перо и нежно разглаживает его на ладони.
Явление 6
Раздаётся смех П а в ы, она выходит со стороны ручья, кокетливо поворачивается на месте, следом выходит С о л о в е й.
С о л о в е й (весело). О, месье Журавль! О чем грустим? Ж к р а в л ь (вздохнув). Наша Чайка ушла с бродячими артистами. С о л о в е й (недоумевая). Как ушла с бродячими артистами? Ж у р а в л ь. Навсегда. Господин Индюк поменял её на Паву. С о л о в е й (растерянно). А мне она ничего не говорила... И даже не попрощалась... Ж у р а в л ь (встаёт). Она искала тебя. (Протягивает перо. ) Вот, просила передать на память. Ж у р а в л ь сгорбившись, медленно уходит за кулисы. С о л о в е й, повертев в руках перо, втыкает его в шапочку. С о л о в е й (поворачивается к П а в е). И ты мне ничего не сказала! П а в а. Ой, Соловейчик, я сама об этом узнала час назад. Хотела сделать тебе сюрприз. А ты, гляжу, не рад? С о л о в е й (потерянно). Просто это так неожиданно. Мы с Чайкой были друзьями. Я показывал ей свои новые песни. П а в а(улыбаясь). Ничего страшного! Сейчас ты будешь петь свои новые песни мне. (Берёт его под руку. ) Пойдём, я приготовила для тебя что-то интересное. (Уводит его за кулисы у сарая. )
Выходит К у р и ц а, в руке ведро, идёт к ручью. К у р и ц а (недовольно бормочет). И чего это господин Индюк придумал Чайку поменять на Паву. (Она тяжело наклоняется и зачерпывает ведром воду. ) Чайка хоть и витала постоянно в облаках, но никогда не отказывалась помочь. А у этой цацы Павы постоянно находятся какие-то причины и отговорки. (Уходит. )
Опустив голову, насвистывая (трек №9), медленно выходит С о л о в е й. В руке крутит цветочек, смотрит на него и, вздохнув, садится на пень. Появляются П е т у ш к и. 1-й П е т у ш о к. Вот ты где скрываешься! 2-й П е т у хш о к. А тебя там Пава ищет. С о л о в е й. Устал я от этой Павы. Грустно мне. И петь совсем не хочется. (Вздыхает. ) Как пусто стало без Чайки. Вроде бы ничего не изменилось, а всё по-другому выглядит. 1-й П е т у ш о к (лукаво). Да ты, брат, точно влюбился. С о л о в е й (задумчиво). Не знаю... Но мне не хватает Чайки. Я всё время вспоминаю, как мы с ней гуляли, как она рассказывала мне о море. Она любила сидеть здесь, у ручья и мечтать. 2-й П е т у ш о к (хлопает С о л о в ь я по плечу). Хватит киснуть! Чайка улетела. Забудь о ней! Пойдём лучше к Паве. С о л о в е й. Нет, ребята, что-то не хочется. Идите без меня. 2-й П е т у ш о к. Ну, как хочешь. Оставайся здесь. (Обращается к 1-му П е т у ш к у. ) Пойдём, Петюня, Пава обещала нам показать свой альбом с рисунками. (Обращается к С о л о в ь ю. ) Представляешь, она, оказывается, ещё и рисует!
П е т у ш к и уходят. С о л о в е й какое-то время сидит в раздумье, потом медленно встаёт. С о л о в е й. Вот что я сделаю: я найду этих бродячих артистов и уговорю Чайку вернуться. А с дядюшкой Индюком мы потом разберёмся. (Расправив плечи, твёрдо. ) Решено – иду искать Чайку! Решительным шагом уходит в кулисы у ручья.
З а н а в е с ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Поиски Чайки
Явление 1
|
|||
|