|
|||
Тема № 1. Наука и научное исследованиеТема № 1. Наука и научное исследование Вид учебного занятия: лекция Цель занятия: изучить основные понятия науки и научного исследования и дать ответы для самоконтроля
План 1. Понятие науки. Различные подходы к ее пониманию 2. Научное исследование, его основные элементы 3. Объект и предмет науки 4. Определение понятия познание
СР № 1. 1. Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на сбор, обработку и интерпретацию массовых цифровых данных о различных социально-экономических явлениях и процессах. 2. Место науки в культуре определяется двумя ее особенностями. С одной стороны, наука – это особый вид познавательной деятельности, которая направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Другая ее особенность заключается в том, что наука – это устойчивый социальный институт, который обеспечивает научную познавательную деятельность. В обыденном сознании понятие науки означает свод, конгломерат систематизированных знаний, накопленных человечеством. В обеих своих ипостасях – и как вид познания, и как социальный институт – наука взаимодействует с другими видами познания и социальными институтами. 3. Научное исследование – это форма существования и развития науки. Основными компонентами научного исследования являются: 1) тема исследования – ясное и четкое выделение аспектов исследовательской области. Она должна быть актуальной. Ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. 2) объект исследования – область поиска исследования. Объектами могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование). 3) предмет исследования – ограниченная область поиска внутри объекта; процессы протекания и реализации изученных явлений. 4) проблема – вопрос, который возникает и на который нужно ответить (формулировка того, что еще не известно в изученном явлении). 5) цель – выявление причин наследственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик. 6) задачи – конкретизируют цель исследования. Изучить, определить, выявить, обобщить, опробировать или проверить в опытной работе. 7) гипотеза – предположительный ответ на вытекающий вопрос, который разработан на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Она формируется так, чтобы автор работы давал свое, т. е. новое видение и понимание того, что он исследует. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и из одного вытекает другой. 4. Объект -это область действительности, которую исследует данная наука, предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. Объект исследования – это явление или предмет, на который направлено внимание науки. Его не выделяют в отдельный специальный предмет изучения для определенной области, и он может быть рассмотрен разными видами или направлениями наук (медициной, филологией, культурологией и т. д.; либо внутри одной науки – когнитивной психологией, генетической психологией, психоанализом и т. д. ). Предмет исследования – это более глубокое понятие для объяснения того, что изучается в научной работе. Предмет обязательно выделяется из объекта, поэтому в первую очередь всегда нужно указать объект. 5. Познание - это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.
|
|||
|