Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема № 17. Метод проектов. Типы проектов



Тема № 17. Метод проектов

Вид учебного занятия: лекция (2 ч)

Цель учебного занятия: изучить метод проектов и ответить на вопросы для самоконтроля

1) Проект – это замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план (от лат. Projectus):

2) работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

3) описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Проект – это пять «П»

1) проблема

2) проектирование (планирование)

3) поиск информации

4) продукт

5) презентация

В настоящее время формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

2) Классификация проектов. Виды проектов

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориен- тированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одной школы, клас са, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность выполнения проекта.

3) Типы проектов

1. Исследовательские

2. Творческие

3. Ролевые, игровые

4. Ознакомительно-ориентировочные

5. Практико-ориентиванные

 

Типы проектов

Исследовательские Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обо­значенных целей, актуальности предмета исследования для всех уча­стников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре­зультатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследова­ния и имеют структуру, приближенную или полностью совпадаю­щую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов пред­полагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников инфор­мации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез ре­шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обо­значение новых проблем для дальнейшего развития исследования
Творческие Проект всегда требует творческого под­хода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Твор­ческие проекты предполагают соответствующее оформление резуль­татов. Такие проекты, как правило, не имеют детально прорабо­танной структуры совместной деятельности участников, она толь­ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой ло­гике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видео­фильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п. ). Однако оформление результатов проекта требует четко про­думанной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результа­ты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учас­тников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фак­тов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной струк­туры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: Цель проекта, его актуальность — источники информации (ли­тературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, ин­тервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, про­ведение «мозговой атаки» и пр. ) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументирован­ные выводы) результат (статья, реферат, доклад, видео и пр. ) презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телекон­ференции и т. п. ). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские про­екты и становятся их органичной частью, модулем. Структура исследовательской деятельности с целью информа­ционного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследова­тельской деятельностью, описанной выше: 1) предмет информационного поиска; 2) поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; 3) аналитическая работа над собранными фактами; 4) выводы; 5) корректировка первоначального направления (если требуется); 6) дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; 7) обобщение; 8) выводы (и так далее — до получения данных, удовлетворяю­ щих всех участников проекта); 9)заключение, оформление результатов (обсуждение, редакти­рование, презентация, внешняя оценка)
Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обя­зательно ориентирован на социальные интересы самих участни­ков (документ, созданный на основе полученных результатов ис­следования — по экологии, биологии, географии, агрохимии, ис­торического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявлен­ных несоответствий в природе, обществе, проект закона, спра­вочный материал, словарь, например, обиходной школьной лек­сики, аргументированное объяснение какого-то физического, хи­мического явления, проект зимнего сада школы и т. д. ). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функ­ций каждого из них, четких выводов, т. е. оформления результатов Проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конеч­ного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация коорди­национной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в прак­тику, а также систематической внешней оценки проекта. По второму признаку - предметно-содержательной области - можно выделить следующие два типа
Монопроекты Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного пред­мета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т. д. ) в ходе се­рии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматрива­ет подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физичес­кого или исторического знания и т. д. Подобный проект также тре­бует тщательной структуризации по урокам с четким обозначени­ем не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в резуль­тате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по груп­пам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятель­но. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное вре­мя (например, в рамках научного общества учащихся)


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.