Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Понятие проблемы. Вопросы для самоконтроля



Тема: Понятие проблемы

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие проблемы научного исследования

2. Опишите как осуществляется определение и распознавание проблемы

3. Охарактеризуйте, что представляет собой постановка проблемы

1.    Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

-раскрывать сущность конкретных объектов;

-выделить направление работы, предполагающее продолжение;

-согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

2. Основные критерии проблемы:

1. актуальность - потребность в изучении в текущий момент времени;

2. научность - возможность обозначить задачу в научных понятиях;

3. значимость - разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны, таким образом, проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки;

4. объективность - противоречие существует независимо от личности соискателя, возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия

Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено? ». Таким образом, проблема является основой всей работы.

3. Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере.

Работа над формулированием проблемы можно представить и в виде следующих этапов:

1. предварительный - осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.

2. Анализ, который включает:

- изучение известных теорий на предмет существования решений;

- подтверждение реальности запроса;

- точная формулировка целей;

- назначение рамок (временных, географических и прочих);

- обозначение структуры – разбивка на подтемы.

3. Оценка – на этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты? », «Реально ли решить вопрос доступными средствами? ». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.

4. Выдвижение проекта - заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.