|
|||
Тема: Понятие проблемы. Вопросы для самоконтроляТема: Понятие проблемы Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие проблемы научного исследования 2. Опишите как осуществляется определение и распознавание проблемы 3. Охарактеризуйте, что представляет собой постановка проблемы 1. Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования. Проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Сформулировать проблему непросто, ведь она должна: -раскрывать сущность конкретных объектов; -выделить направление работы, предполагающее продолжение; -согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования. 2. Основные критерии проблемы: 1. актуальность - потребность в изучении в текущий момент времени; 2. научность - возможность обозначить задачу в научных понятиях; 3. значимость - разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны, таким образом, проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки; 4. объективность - противоречие существует независимо от личности соискателя, возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами. Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено? ». Таким образом, проблема является основой всей работы. 3. Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Работа над формулированием проблемы можно представить и в виде следующих этапов: 1. предварительный - осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах. 2. Анализ, который включает: - изучение известных теорий на предмет существования решений; - подтверждение реальности запроса; - точная формулировка целей; - назначение рамок (временных, географических и прочих); - обозначение структуры – разбивка на подтемы. 3. Оценка – на этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты? », «Реально ли решить вопрос доступными средствами? ». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности. 4. Выдвижение проекта - заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.
|
|||
|