|
|||
План лекции. системный. аспектный. концептуальный. эмпирический. прагматический. научный
Тема № 5. Сущность методологии Вид учебного занятия: лекция (2 ч) Цель учебного занятия: охарактеризовать сущность методологии и ответить на вопросы для самоконтроля План лекции 1. Подходы к исследованию 2. Определение методики исследования 3. Схемы исследования 4. Общее понятие о методе и методологии 5. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др. ) Подход – это исходная позиция, ракурс исследования, который определяет его направленность относительно цели. Подходы бывают: системный аспектный концептуальный эмпирический прагматический научный
Метод - в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методика - это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам. Методологией называютучение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию. Понятие «методология » имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п. ); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Методика охватывает все этапы исследования: 1. наблюдение и сбор материала; 2. установление единиц и их свойств, которые необходимо проанализировать; 3. выбор единиц анализа и способ описания; 4. определение самого приема анализа; 5. характер интерпретации; 6. аспект исследования.
Самый эффективный метод или прием анализа может не дать нужных результатов без верной методики исследования, так как важен не только сам метод-прием, но и мастерство применения того или иного метода. В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип - принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительность государственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутренне закономерному, необходимому процессу развития. Научное познание социальных явлений неизменно предполагает применение принципа исторического подхода, требующего исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.
Принцип системности - философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п. ) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи “системы повсюду”, а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: “Целое больше суммы своих частей”. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.
Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис. Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.
Самостоятельная работа № 2. Разработать примерную схему исследования Вопросы для самоконтроля
|
|||
|