Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План лекции. системный.  аспектный. концептуальный. эмпирический. прагматический. научный



 

Тема № 5. Сущность методологии

Вид учебного занятия: лекция (2 ч)

Цель учебного занятия: охарактеризовать сущность методологии и ответить на вопросы для самоконтроля

План лекции

1. Подходы к исследованию

2. Определение методики исследования

3. Схемы исследования

4. Общее понятие о методе и методологии

5. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др. )

Подход – это исходная позиция, ракурс исследования, который определяет его направленность относительно цели.

Подходы бывают:

системный

 аспектный

концептуальный

эмпирический

прагматический

научный

 

Метод - в самом широ­ком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятель­ности субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм позна­ния и действия.

Это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в реше­нии конкретной задачи, достижении определенного ре­зультата в той или иной сфере деятельности. Метод дисцип­линирует поиск истины, позволяет (если правильный) эко­номить силы и время, двигаться к цели кратчайшим пу­тем.

Методика - это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.

Методологией называютучение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию.

Понятие «методология » имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п. ); уче­ние об этой системе, общая теория метода, теория в дей­ствии. История и современное состояние познания и прак­тики убедительно показывают, что далеко не всякий ме­тод, не любая система принципов и других средств дея­тельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследова­ния, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Методика охватывает все этапы исследования:

1. наблюдение и сбор материала;

2. установление единиц и их свойств, которые необходимо проанализировать;

3. выбор единиц анализа и способ описания;

4. определение самого приема анализа;

5. характер интерпретации;

6. аспект исследования.

 

Самый эффективный метод или прием анализа может не дать нужных результатов без верной методики исследования, так как важен не только сам метод-прием, но и мастерство применения того или иного метода.

В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип - принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительность государственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутренне закономерному, необходимому процессу развития.

Научное познание социальных явлений неизменно предполагает применение принципа исторического подхода, требующего исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

 

Принцип системности - философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п. ) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме.

Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи “системы повсюду”, а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: “Целое больше суммы своих частей”. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях

Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.

 

Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис.

Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.

 

Самостоятельная работа № 2. Разработать примерную схему исследования

Вопросы для самоконтроля



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.