|
|||
Деколонизация АфрикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
ООН: ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ООН: ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ К статье ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ООН В 1945 более 750 млн. человек - примерно треть населения мира - жили на территориях, власть в которых принадлежала странам-метрополиям. В 1960, когда в ООН были приняты 17 добившихся независимости стран, под колониальным господством все еще находилось более 60 млн. человек. К началу 1990-х эта цифра снизилась до почти 8 млн. После создания ООН более 70 бывших колоний вошли в состав ООН в качестве независимых государств. ООН проводила активную работу по деколонизации, руководствуясь положениями своего Устава, в котором признавался принцип самоопределения наций. При системе опеки правящие власти соглашались развивать в некоторых колониях формы самоуправления, учитывая политические устремления народов; в результате в 1975 все подопечные территории, за исключением одной, получили независимость. В 1960 на Генеральной Ассамблее была принята Декларация о деколонизации, а в 1961 Ассамблея учредила Специальный комитет. С конца 1960-х усилия ООН по деколонизации сосредоточились на Юго-Западной Африке (Намибия), ставшей независимой в 1990, и на Южной Родезии (Зимбабве), которая добилась независимости в 1980. Подопечные территории. После Второй мировой войны 11 территорий, не имевших самоуправления, превратились в подопечные территории ООН. В их число входило большинство бывших подмандатных территорий Лиги наций и бывших колоний Италии и Японии. Совет по опеке предпринимал усилия по активизации самоуправления в подопечных территориях. В 1975 10 из них - Британский Камерун, Французский Камерун, Науру, Новая Гвинея, Руанда-Урунди, Сомалиленд, Танганьика, Французский Тоголенд, Британский Тоголенд, Западное Самоа - стали независимыми либо по отдельности, либо объединившись с другими бывшими колониями. Из подопечных территорий ООН последней добилась независимости Микронезия (1994), находившаяся под управлением США. Юго-Западная Африка - Намибия. Намибия, известная как Юго-Западная Африка, до изменения в 1968 ее статуса Генеральной Ассамблеей была одной из 7 африканских подмандатных территорий Лиги наций. Однако после Второй мировой войны она, в отличие от остальных шести, не попала под опеку ООН, а продолжала находиться под управлением ЮАР в качестве ее составной части. Впервые проблема Намибии была поставлена перед ООН в 1946, и с тех пор Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея неоднократно обращались к ЮАР с требованием передать эту территорию под систему опеки ООН с целью ликвидации апартеида и других форм расовой дискриминации и предоставления Намибии независимости в соответствии с Декларацией о деколонизации. Однако Претория отказалась выполнить эти требования под тем предлогом, что с ликвидацией Лиги наций Юго-Западная Африка утратила статус подмандатной территории и более не подлежит международному надзору. Юридические аспекты данной проблемы были вынесены на рассмотрение Международного суда. В 1960 Суд принял к рассмотрению жалобу Эфиопии и Либерии, в которой содержалось требование заставить ЮАР ликвидировать систему апартеида в Юго-Западной Африке и установить контроль ООН над местной администрацией. 18 июля 1966 Суд объявил о невозможности принять соответствующее постановление по существу вопроса. 27 октября 1966 Генеральная Ассамблея подавляющим большинством голосов прекратила действие мандата ЮАР, заявив, что она фактически сама дезавуировала его. Исходя из этого, Ассамблея решила, что территория Намибии должна перейти под прямое управление ООН. Ассамблея призвала Преторию без предварительных условий и безотлагательно вывести из Юго-Западной Африки все военные и полицейские части, а также ликвидировать там свои органы управления. Кроме того, Ассамблея обратилась ко всем государствам - членам ООН ввести экономические санкции и принять другие меры, чтобы заставить ЮАР немедленно освободить эту территорию. Южная Африка отказалась выполнить это требование. Ассамблея призвала также к немедленному освобождению и репатриации 37 борцов за свободу, членов Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО - SWAPO), которые были незаконно арестованы, депортированы в Южную Африку и осуждены в Претории. 25 января 1968 Совет Безопасности единодушно поддержал требования Ассамблеи. 12 июня Ассамблея провозгласила, что Юго-Западная Африка впоследствии должна именоваться Намибией, поскольку именно это название использовалось движением национального освобождения. В январе 1976 Совет Безопасности потребовал от ЮАР признать результаты выборов в Намибии, проходивших под наблюдением и контролем ООН, а также признать территориальную целостность и единство Намибии как государства. В апреле и мае 1976 на специальной сессии Генеральной Ассамблеи были приняты Декларация о Намибии и программа действий в поддержку самоопределения и национальной независимости страны, в которых Ассамблея подчеркивала " решимость покончить с незаконной оккупацией ЮАР Намибии на условиях полного и безоговорочного ее ухода со всей территории страны". Ассамблея выразила поддержку вооруженной борьбе за освобождение намибийского народа под руководством СВАПО. Совет Безопасности потребовал от генерального секретаря назначить специального представителя по Намибии для гарантии ее еще слабой независимости посредством свободных выборов под наблюдением и контролем ООН. Южная Африка, как это имело место и ранее, наотрез отказалась признать эти резолюции. В 1978 Совет Безопасности поддержал план решения проблемы Намибии. План предусматривал вывод или ограничение вооруженных сил; отмену дискриминационных законов; освобождение политических заключенных; проведение свободных выборов под наблюдением ООН в учредительное собрание для принятия конституции независимой Намибии. Через два года ЮАР приняла этот план. Однако в ходе его реализации Претория потребовала увязки независимости Намибии с выводом кубинских войск из Анголы. Последующие несколько лет США осуществляли миссию дипломатического посредничества, в результате чего 22 декабря 1988 было подписано трехстороннее соглашение между Анголой, Кубой и Южной Африкой (СВАПО в соглашении не участвовала). Контрольная миссия ООН в Анголе (ЮНАВЕМ - UNAVEM) осуществляла наблюдение за выводом кубинских войск. В ноябре 1989 под контролем ООН состоялись выборы в Намибии. В них приняли участие более 95% избирателей. СВАПО получила 57% мест. 21 марта 1990 Намибия стала независимой. Президент Сэм Нуйома, лидер СВАПО, в присутствии генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра принес присягу. 23 апреля 1990 Намибия была принята в ООН. Южная Родезия (ныне Зимбабве). Южная Родезия была английской колонией, в которой немногочисленные белые поселенцы еще в 1923 добились права управлять страной во всех сферах, за исключением внешней политики и обороны. Поэтому Великобритания не имела в Родезии такой власти, какой она располагала в других колониях, которым еще предстояло добиваться самоуправления. В 1961 в Южной Родезии была принята новая конституция, которая закрепила исключительное право на власть белого меньшинства. В ответ Генеральная Ассамблея постановила в 1962, что Южная Родезия в соответствии с положениями Устава считается несамоуправляемой территорией. Затем Генеральная Ассамблея неоднократно обращалась к Великобритании, формально сохранявшей статус метрополии Южной Родезии, с просьбой временно приостановить действие конституции 1961 и принять новый основной закон на основе всеобщего равного голосования. Ассамблея настаивала на том, что Южная Родезия не получит независимости, пока не введет правление большинства на основе всеобщих выборов. В ноябре 1965 режим белых поселенцев во главе с Яном Смитом обнародовал одностороннюю декларацию независимости (ОДН - UDI), после чего Генеральная Ассамблея при поддержке Великобритании рекомендовала Совету Безопасности немедленно приступить к рассмотрению сложившегося положения. Совет Безопасности осудил режим Смита и призвал мировое сообщество не признавать его. Через неделю Совет обратился к Великобритании с просьбой " усмирить мятеж расистского меньшинства" и призвал ввести международное эмбарго на торговлю с Южной Родезией и поставки оружия. В декабре 1966 Совет Безопасности впервые в истории ООН ввел выборочные санкции в подмандатной территории в соответствии с 7-й статьей Устава; запрещался вывоз некоторых товаров родезийского экспорта, таких, как асбест, железная руда, хром, чугун в чушках, сахар, табак и медь, а в плане импорта - ввоз вооружения, боеприпасов, военных самолетов и средств передвижения. В мае 1968 Совет принял решение о расширении санкций, в том числе запрете всего экспорта и импорта, кроме медицинских и школьных товаров. Более того, в 1968 после начала африканской партизанской войны против режима Смита Ассамблея призвала все государства и службы, связанные с ООН, оказывать материальную и моральную поддержку народу Зимбабве (африканское наименование Южной Родезии) в его борьбе за свободу и независимость. В 1970-е годы, когда африканцы вели успешную партизанскую войну за независимость и за правление большинства, роль ООН стала менее заметной. В декабре 1977 Ассамблея вновь подтвердила свою позицию, что нельзя достичь независимости, не обеспечив правление большинства, и что любое мирное соглашение по Зимбабве должно вырабатываться при широком участии населения. Однако соглашения, в результате которых Зимбабве в конце концов стала независимой в 1980, явились результатом военных действий и переговоров вне рамок ООН. http: //www. un. org/ru/events/ref/decolonization. shtml
Деколонизация Второе Международное десятилетие по искоренению колониализма 2001–2010 годы
8 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея в связи с сороковой годовщиной со дня принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам объявила период 2001–2010 годов вторым Международным десятилетием за искоренение колониализма (резолюция 55/146).
22 декабря 2004 года Ассамблея настоятельно призвала государства-члены содействовать усилиям Организации Объединенных Наций, направленным на то, чтобы в течение второго Международного десятилетия мир стал свободным от колониализма, оказывая всемерную поддержку деятельности Специального комитета по деколонизации по достижению этой цели (резолюция 59/134). В связи с вопросом о положении Американского Самоа, Ангильи, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Виргинских островов Соединенных Штатов, Гуама, Каймановых островов, Монтсеррата, острова Св. Елены, островов Тёркс и Кайкос и Питкэрна Ассамблея вновь подтвердила неотъемлемое право народов этих территорий на самоопределение в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принятой Генеральной Ассамблеей Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV)).
Ассамблея вновь подтвердила, что самоопределению нет альтернативы, и призвала управляющие державы в сотрудничестве с правительствами территорий содействовать проведению программ политического просвещения в территориях в целях обеспечения более широкого осознания населением его права на самоопределение. Ассамблея также вновь подтвердила ответственность управляющих держав за содействие социально-экономическому развитию и сохранение культурной самобытности территорий и просила территории и управляющие державы принимать все необходимые меры по защите окружающей среды территорий, находящихся под их управлением, в целях недопущения какого-либо ухудшения ее состояния.
Первое Международное десятилетие за искоренение колониализма (1990–2000 годы) было провозглашено в 1988 году (резолюция 43/47).
Деколонизация Африки
После Второй мировой войны быстро пошёл процесс деколонизации Африки. Годом Африки — годом освобождения наибольшего числа колоний — был объявлен 1960. В этот год независимость обрели 13 государств. Большинство из них — французские колонии и подопечные территории ООН, находившиеся под управлением Франции: Камерун, Того, Малагасийская Республика, Конго (бывшее Французское Конго), Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон, Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали. Независимыми были провозглашены самая крупная страна Африки по численности населения — Нигерия, принадлежавшая Великобритании, и самая большая по территории — Бельгийское Конго. Британское Сомали и подопечное Сомали, находившееся под управлением Италии, были объединены и стали Сомалийской Демократической Республикой.
1960-й изменил всю обстановку на Африканском континенте. Демонтаж остальных колониальных режимов стал уже неотвратим. Суверенными государствами были провозглашены: в 1961 году британские владения Сьерра-Леоне и Танганьика; в 1962 — Уганда, Бурунди и Руанда; в 1963 — Кения и Занзибар; в 1964 — Северная Родезия, назвавшая себя Республикой Замбия (по названию реки Замбези), и Ньясаленд (Малави). В том же году Танганьика и Занзибар объединились, создав Республику Танзания.
В 1965 году — Гамбия; в 1966 году Бечуаналенд стал Республикой Ботсвана и Басутоленд — Королевством Лесото. В 1968 году -Маврикий, Экваториальная Гвинея и Свазиленд; в 1973 — Гвинея-Бисау.
В 1975 году после революции в Португалии обрели независимость её владения Ангола, Мозамбик, Острова Зелёного Мыса, Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи; в 1977 -Сейшельские острова, а Французское Сомали стало Республикой Джибути.
Даты получения странами Африки независимости
В 1980 году Южная Родезия — Республикой Зимбабве, в 1990 году подопечная территория Юго-Западная Африка — Республикой Намибия. Провозглашению независимости Кении, Зимбабве, Анголы, Мозамбика и Намибии предшествовали войны, восстания, партизанская борьба. Но для большинства африканских стран завершающий этап пути был пройден без крупных кровопролитий, он стал результатом массовых демонстраций и забастовок, переговорного процесса, а в отношении подопечных территорий — решений Организации Объединенных Наций.
В связи с тем, что границы африканских государств во время «гонки за Африкой» проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также то, что традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что, в свою очередь, приводит к кризису экономики и растущей бедности.
В настоящее время под контролем европейских стран находятся: анклавы Испании в Марокко Сеута и Мелилья, Канарские острова (Испания), острова Св. Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья и Архипелаг Чагос (Великобритания), Реюньон, Острова Эпарсе и Майотта (Франция), Мадейра (Португалия).
|
|||
|