Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях. Если он стал Вам не нужен — передайте его другому или верните в храм



Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях. Если он стал Вам не нужен — передайте его другому или верните в храм

О СКВЕРНОСЛОВИИ

Сквернословие — болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и воз-растных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. С некоторых пор эта грязь стала еще и неким штампом, чуть не всенепременным атрибутом русскости — вроде пресловутых мишек да балалаек, водки да селедки. Какой ты, дескать, мужик, ежели не можешь загнуть эда-кое?! Сквернословие проникло в печать, кино, на телевиде-ние. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат — нормальное явле-ние в языке. Мат грозит стать чуть не альтернативной нор-мальному литературному русскому языку. Гнилые слова ста-новятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с ма-ленькими детьми. Сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистыхскве-ров и бескрайние поля, сам воздух России, кажется, напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят стар и млад: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери и маленькие дети. Причем женс-кая половина нашего общества ныне дает фору мужской. Ожидающие своего благословенного появления на свет Бо-жий младенцы еще в утробе своих матерей вместе со смра-дом удушливого сигаретного дыма заглатывают грязь бра-ни. Слово, предваряющее их начало, омерзительно и бого-хульно.

 

«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличнывам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5; 4).

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»(Еф. 4, 29).

Современный автор В. Израбеков говорит о происхож-дении т. н. «русского мата»: «…я убежден, что в русском языке мата нет и быть не может. Да-да, вы не ослышались, мат лежит за пределами, за дальними границами той благосло-венной территории, котораязоветсявеликорусским языком… орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непос-тижимой для них веры его во Христа и верности Ему, пося-гали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, — на ТаинствоБоговоплощения. Да-да, именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь, это на Ее Небесную чистоту покушались они своими погаными ус-тами. Закономерно поэтому, что ругань именуется еще и ин-фернальнойлексикой, ведь инферна по-латыни означает ад».

 

В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадос-ть, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, не-потребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат…  все богопротивное».

 

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фалли-ческих культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинс-ких (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в кото-рых практиковалось принесение в жертву младенцев, служе-ние разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соот-ветствующую терминологию ритуальных заклинаний, кото-рые легли в основу матерной брани.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго на-казывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года под-черкивается недопустимость сквернословия в свадебных об-рядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святоч-ном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Ва-сильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Счита-лось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Ничто не проходит бесследно. К примеру, часто звуча-щее слово «козел» есть не что иное, как проклятие, адресо-ванное ближнему. Священное Писание передает, что Господь рассказал о Страшном Суде: «Когда же приидет Сын Челове-ческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы;.. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, - по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку веч-ную, а праведники в жизнь вечную»(Мф. 25, 31-46). Вот и полу-чается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на пер-вый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен(«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы»(Мф. 7, 1-2)). А значит, адресованное ближнему гру-бое словцо, на деле оборачивается проклятием, обращен-ным... к самому себе!

 

По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Первое же испы-тание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, — ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, бра-тиямои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия ис-точника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смо-ковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и слад-кую воду»(Иак. 3; 10-12).

 

Мы целуем святой Крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срам-ные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к святынямвеликим! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слы-шат и Ангелы, и Сам Господь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.