Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СКОРО РОГЕЙН – 2



Рассказывая о местности вокруг озера БольшаяАкуля, невозможно обойти знаменитые ПЕСКИ. Что же это такое? В интернете находим:

Пустыня в Тайгинке рукотворная. Это хвостохранилище для отходов графитового комбината. Измельченная в песок пустая порода попадает сюда по трубам вперемешку с водой.

А кто же ее, эту породу, туда качает?

Тайгинский горно-обогатительный комбинат проектной мощностью 600 тыс. тонн по руде и 13, 5 тыс. тонн по готовой продукции является единственным в России предприятием по обогащению графитовых руд с полным циклом производства, включающим добычу и транспортировку графитовой руды до обогатительной фабрики, обогатительную фабрику, дробильное отделение, главный корпус (участки измельчения, доизмельчения и флотации), участок обезвоживания и сушильно-рассевные отделения рядового и малозольного графита, участок хвостового хозяйства, ремонтно-механическую мастерскую.

Продукцию комбината потребляют более 200 предприятий России и стран СНГ. Кроме того, часть объемов поставляется на рынки Западной Европы, Японии, США. Продукция используется в огнеупорной, химической, электротехнической, медицинской и легкой отраслях промышленности, а также в нефтедобывающем, геологическом, металлургическом производственных секторах.

И сколько же его, этого песка?

Руководство предприятия заявило о наличии техногенных залежей около семи миллионов тонн качественного песка, который пригоден для строительства жилья, ремонта дорог.

ОГО! Песка тут действительно не просто много, а очень много. «Пустыня» тут не одна, а их несколько, в том числе и за железной дорогой, куда мы не побежим. Но самая крупная – вот она

.

Графит добывают открытым способом в карьере на западной окраине поселка. Хотя содержание графита в породах невелико (3%), они легко обогащаются на фабрике. Запасов месторождения хватит еще на несколько десятилетий. А вот и сам карьер (не беспокойтесь, за пределами карты).

 

 

 

У комбината славная трудовая история. До 1937г. на Урале были известны лишь месторождения аморфного графита - Боевское и Полтаво- Бердянское. Учитывая значительную потребность уральской промышленности в легкообогащаемых рудах кристаллического графита, Уральское геологическое управление в 1939г. начало поисковые работы на кристаллический графит, который по своим технологическим свойствам является более ценным, чем аморфный. Работы были начаты в Кыштымском районе под руководством Кравцовой Зои Ивановны.

Предпосылками графита являлось наличие графитизированных пород в 16 – 18 лесных квадратах Кыштымской Дачи. В результате проведенных работ (сентябрь 1939г. -февраль 1941г. ) было выявлено около десяти месторождений графитизированных пород. Предварительной разведкой была подтверждена промышленная ценность только Тайгинского графита. На нем и были проведены детальные разведочные работы. Родилась мысль начать разработку Тайгинского месторождения.

В годы войны на территории, оккупированной врагом, оказались важные отрасли промышленности. Единственное в стране предприятие по производству кристаллического графита на Украине прекратило свою работу. Стране, фронту был нужен графит. Графит - это не только карандаши или электроугли в киноаппаратуре. Кристаллический графит - это аккумуляторы на боевых кораблях, самолетах, танках. Это броневая сталь, сверхпрочные огнеупорные сплавы. Это, наконец, связь: приемники, передатчики, телефон.

Война требовала быстрого решения вопроса и в сентябре 1941 года в невероятно тяжелых условиях военного времени приступили к строительству графито-каолинового комбината. На Тайгинку, как называли кыштымцы новую стройку, расположенную в районе озера Тайги, прибыла первая группа строителей. Начали поступать материалы и оборудование, эвакуированное с Украины. В суровые сентябрьские дни 1941 года в таежном лесу на берегу озера Тайги раскинули свои палатки строители Тайгинки. Стараясь опередить заморозки и морозы, лесорубы валили лес, землекопы рыли котлованы, арматурщики и бетонщики закладывали фундаменты. Следом за ними каменщики и плотники возводили стены цехов. Одновременно монтажники разбирали, комплектовали и устанавливали технологическое оборудование. Зачастую на первое время станок устанавливался не на бетонном фундаменте, как полагалось, а на швеллере или куске рельса, прикрепленном к полу. Целые цеха пускали в эксплуатацию без законченных крыш и окон. Крышей служил зонт - брезент, наскоро наброшенный на стропила. Оконные проемы забивались фанерой. Иногда источником отопления, а вернее сказать утепления, служил мангал с коксом, а иногда просто печка-буржуйка. Строителями в то время были в большинстве своем женщины, старики и подростки, монтажниками - токари, формовщики, флотаторы, литейщики, которые вели монтаж оборудования, чтобы завтра встать за него и выпускать продукцию. Так, в условиях дождливой осени, а затем суровой уральской зимы 1941 военного года началось строительство тайгинского графитового комбината. Люди разместились в палатках, полуземлянках и временных бараках. Первыми были пущены в действие подстанция с линией электропередачи, электромеханический цех, затем рудник и главный корпус обогатительного цеха. В невероятно тяжелых условиях велись горные работы. В распоряжение горняков был только один экскаватор и компрессор. Приходилось добывать руду вручную при помощи лома и кувалды. Несколько позже, появился компрессор, старый канатно-ударный станок.

27 июня 1942 года фабрика выпустила первую тонну серебристого уральского графита. «Своими руками держала эту первую горсть защитника Родины» - говорит ветеран труда Тамара Денисовна Киселёва. А в ноябре 1942 года самолет, приземлившийся на озере Тёмное, принял на борт первую партию графита. Много труда, вдохновения и героизма было вложено в этот графит! Это был подарок графитчиков героически сражавшейся Советской армии и флоту. В годы Великой Отечественной Войны, комбинат был единственным предприятием, давшим стране тысячи тонн Уральского графита и каолина.

Вот такие дела скрывает за собой тайгинкская пустыня…

По сей день Тайгинский комбинат является крупнейшим в России.

Посмотрел в интернете отзывы о предприятии. Преобладают такие: «Не потопляемый флагман графитной индустрии, грязно, мокро и мало платят. Из плюсов только то, что аванс и зарплата точно в срок». Ну да ладно, не будем вмешиваться в бизнес-процессы, не наше это дело, мы в пески прибежали не за строительнымматериалом.

 

С «главных песков» открывается вид на поселок и окружающие пейзажи.

 

Главные пески состоят из равнинной и «горной» частей.

Насыпанные горы песка рождают целые плато и ущелья.

 

 

На равнинной части ноль горизонталей.

 

Вдали виднеются Кыштымские символы – Сугомак и Егоза.

 

 

Размещать пункты рогейна на песке затруднительно, поэтому ищем места для постановки в редкой растительности. Хотя при ближайшем рассмотрении она напоминает прямо тропическую.

 

 

 

Нынешнее лето очень жаркое и засушливое, вместо привычной грязи можно наблюдать такую картину.

 

 

Во время рисовки карты жара усугублялась дымкой, говорят из Якутии к нам приплыла. Вот такое солнце в лесах около Акули.

 

 

Пески, как и само ласковое озеро, грибные перелески, ягодные поляны и песчаные берега ждут отважныхрогейнеров 4 сентября, в субботу, на традиционный, 16-й по счету Кыштымский рогейн. Напоминаю, что в этом году это один из этапов Кубка рогейнов Урала. Старт, финиш и центр соревнований – на южном берегу озера, привычному месту базирования многодневки «Акуля». Регистрация участников по адресу https: //orgeo. ru/event/17649



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.