|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая». К.Д. Ушинский
Остапенко С. В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 266
«Воспитательный потенциал предметов гуманитарного и обществоведческого цикла в системе мероприятий для обучающихся» «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая». К. Д. Ушинский Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и других формах социальной практики. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Нормативно-правовые документы: · Закон РФ «Об образовании» 29. 12. 2012; · Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52); · Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.; · Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова; · Декларация прав и свобод человека; · Конвенция о правах ребёнка; · Устав школы. Каковы же наши традиционные духовно-нравственные источники? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: · патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; · гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; · социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; · человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, · наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; · семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; · традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; · природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся. Основой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. Современный урок имеет новое содержание. И это новое заключается не только в воспитании законопослушной личности, но еще и творческой, компетентной, осознающей свое предназначение в будущей жизни в соответствии с требованиями времени. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок предметов гуманитарного и обществоведческого цикла, выделяются следующие. 1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств обучения. 9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Представляю Вашему вниманию конкретную практическую работу воспитательного направления за 2017-2018 учебный год в 7-х классах.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. Мои предметы имеет, на мой взгляд, высокий воспитательный потенциал, самые большие и разнообразные возможности в деле формирования мировоззрения молодого поколения. Кто-то из моих учеников только окончил школу, кто-то продолжает учиться, кто-то уже работает, но я вижу, какими людьми они стали: честными, отзывчивыми к чужой боли, деятельными. Надеюсь, что эти качества сформировались у них отчасти под влиянием и моих уроков. Чем успешнее будет наша работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я. А. Коменского, призывавшего педагогов "... учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию". Список литературы 1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 2. Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968. 3. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта, 2001. 4. Сухомлинский, В. А., «О воспитании». - М., 1975.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|