Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





20. Франчайзинг и практика его использования.



 

Ворожцова

 

18. Государственное предпринимательство: его формы и роль в экономике.

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Как мы увидим в дальнейшем, рынок не способен обеспечить эффективное производство некоторых видов товаров и услуг, для которых характерны несовершенство информации на стороне покупателей, наличие внешних эффектов или возрастающей отдачи от масштаба производства. Теоретически могут быть довольно убедительными аргументы в пользу того, что потребности в таких товарах и услугах должны удовлетворяться государственными (общественными) предприятиями. Государственные предприятия в условиях рыночной экономики могут осуществлять свою деятельность на различных принципах. Это могут быть субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли. Либо это могут быть предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность. Могут существовать также промежуточные формы.

Привычными примерами государственного (общественного) производства услуг являются пожарные службы, полиция, общественный транспорт и дороги.

Государственные предприятия можно разделить на три разновидности: бюджетные, государственные корпорации и смешанные акционерные общества. Бюджетные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. Они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются соответствующим министерствам, ведомствам или местным органам управления. Бюджетные предприятия не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет. Такие предприятия субсидируются за счет государственных средств. Вышестоящие органы определяют конкретную программу хозяйственной деятельности и назначают руководителя.

Государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого предприятия и бюджетной организации. Чаще всего государственные корпорации выступают в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. Государство определяет программу действий, покрывает убытки, регламентирует цены. Нормальная прибыль принадлежит государству, а сверхприбыль - непосредственно предприятию.

С точки зрения права можно выделять унитарные предприятия – мупы и гупы. «От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов». Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любом случае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками унитарного предприятия. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

 Различный по содержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности выделяет в составе унитарного предприятия следующие разновидности:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.

·   в качестве государственных унитарных предприятий действуют большинство основных предприятий и организаций связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства.

19. Объединение предприятий: сущность, причины образования.

Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия, входящие в состав объединения предприятий сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

Типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий:

1. Картельпредставляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

2. Синдикат- разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

3. Пул - объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников.

4. Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

5. Концерн- это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

6. Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

В большинстве стран мира возникновение и развитие высокоинтегрированных ФПГ носит многоплановый характер и проходит при непосредственном участии государства.

20. Франчайзинг и практика его использования.

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары), другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Владельца товара называют франчайзером, а его партнеров - франчайзи.

1. Система взаимоотношений. Во франчайзинге обычно участвуют две стороны

2. Ряд соглашений. Система взаимоотношений в любой коммерческой системе, в том числе и во франчайзинге, должна переходить в правовую систему, где она оформляется соглашениями.

3. Коммерческая концессия.

4. Система финансирования. Одновременно объединение ресурсов двух фирм позволяет им экономить ресурсы, в том числе и финансовые. Следовательно, франчайзинг можно рассматривать как систему финансирования, ибо он экономит финансовые ресурсы обеих сторон.

5. Форма предпринимательства. Обе стороны, принимающие участие во франчайзинге, являются предпринимателями.

6. Возмездное право действовать от имени. Между тем, если в развитых капиталистических странах франчайзинг служит важнейшим элементом современного менеджмента, то у нас он делает лишь первые шаги.

7. Содействие закреплению на рынке. Следует отметить, что этот признак определяет одну из важнейших целей франчайзинга. Обе стороны - франчайзер и франчайзи - объединяясь в рамках единой франчайзинговой системы, получают дополнительную возможность для расширения рынка

Коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания, а также передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса.

Между тем, если в развитых капиталистических странах франчайзинг служит важнейшим элементом современного менеджмента, то у нас он делает лишь первые шаги.

· нефтяная компания " ЛУКойл" разработала собственную концепцию его использования в своей конкурентной стратегии.

· Американская экономика на 40% " франшизирована".

· McDonald’s - самая крупная в мире франчайзинговая фирма: 70% заведений компании действуют на основе франшизы, а 45% доходов компания получает от операций, проводимых за пределами США. В Западной Европе отмечается отставание от США в развитии франчайзинга. Тем не менее, франчайзинговая экономика ФРГ по итогам 2003 г. насчитывала 830 активных франчайзеров с 43 тыс. партнеров.

В мировой практике франшизы применяются примерно в 75 видах деятельности, в том числе: в гостиничном хозяйстве, сфере общественного питания, в автоуслугах (автозаправки, мойки, прокат, тюнинг, ремонт), в строительных услугах (ремонт, дизайн и оборудование квартир и т. п. ). Франчайзинг на Западе успешно развивается и в таких современных секторах экономики, как телекоммуникации, информационные технологии и др.

Одним из западных пионеров франчайзинга на российском рынке была компания Baskin Robbins (крупнейший мировой производитель мороженого), которая к 1998 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России обеспечила открытие более 20 кафе и около 70 киосков под своим брэндом.

В качестве стратегии выхода на российский рынок франчайзинг использовали также компании Eastman Kodak, Reebok, Nike и др. Данную схему развития бизнеса взяли на вооружение и российские участники рынка.

Появляются новые сферы применения франчайзинга (например, риэлтерские услуги - " Миэль", " Хирш", развлекательные центры - Star Galaxy).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.