|
|||
Тема урока: В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема урока: В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» Дата: 12. 05 Сегодня мы будем анализировать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
1. Работа по теме урока: Обложка книги В. П. Астафьева «Васюткино озеро», 1962 г. «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! » Так начинается рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
ВАЖНО! Рассказ «Васюткино озеро» является автобиографическим. Это значит, что автор включил в него некоторые факты из своей жизни. Герой рассказа В. П. Астафьева является примером находчивости, смелости и сообразительности. Он смог выжить в экстремальной ситуации и помочь бригаде отца найти новое место для рыболовецкого промысла. Рассказ написан очень ярким и точным языком, читая его мы точно представляем себе картины сибирской тайги. А для того, чтобы передать особенности жителей сибирского села, автор использует в их речи разговорные слова, просторечие и др. По некоторым своим особенностям рассказ становится похож на волшебную сказку. История создания рассказа В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей». Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.
Произведение было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям. Каков сюжет рассказа? Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес. Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы. Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать». Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка? Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге. Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился. Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину! » Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! » Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой. Какая же сказка без волшебника? А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге. В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы. Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими. Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик. А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз. ». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».
|
|||
|