Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие бухгалтерского учета



 

Семенникова А. В., ст. гр. ЭУ-101

Развитие бухгалтерского учета

на 2012-2015г.

С принятием Федерального закона от 06. 12. 2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" был реализован последний из программно-концептуальных документов, обеспечивавших этот процесс, а именно Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина России от 01. 07. 2004 N 180.

Дальнейшее развитие российского бухгалтерского учета будет осуществляться в соответствии с Планом Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), утвержденным Приказом Минфина России от 11. 11. 2011 N 440.

План рассчитан на четыре года – с 2012 по 2015. В развитии бухучета чиновники выделяют четыре основных направления:

ü Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

ü Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ü Развитие профессии.

ü Международное сотрудничество.

Так, должен быть определен перечень международных стандартов, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица. Список намечено подготовить уже в этом году. На 2013 назначено принятие правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО по установленному перечню. Новые нормативные акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО будут появляться в течение всего 4-летнего периода.

Кроме того, ожидается разработка предложений по дифференцированному подходу к ведению бухучета и отчетности хозяйствующими субъектами. Решено создать систему централизованного сбора, хранения и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в сети Интернет. А федеральные стандарты аудиторской деятельности вскоре должны будут соответствовать международным.

Помимо этого, в плане Минфина значатся следующие мероприятия:

Ø Разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

Ø Разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Ø Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее недостоверность;

Ø Разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;

Ø Разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. [2]

План Минфина состоит из 29 мероприятий:

I. Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности

1. Признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации (С участием ФСФР России, Банка России, Фонда «НСФО»);

2. Подготовка предложений о расширении сферы применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчётности путем распространения действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчётности» на другие организации (профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, товарные биржи, биржевые посредники, биржевые брокеры, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др. ). С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

3. Определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности юридического лица. С участием Банка России, профессионального сообщества;

4. Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности юридического лица;

5. Завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской (финансовой) отчётности юридического лица в соответствие с МСФО. С участием профессионального сообщества. С участием профессионального сообщества;

6. Утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчётности юридического лица на основе МСФО. С участием профессионального сообщества;

7. Разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности хозяйствующими субъектами. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, делового и профессионального сообщества;

8. Обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования. Совместно с Фондом «НСФО»;

9. Участие в сопровождении официального перевода МСФО на русский язык. Совместно с Фондом «НСФО» с участием Банка России;

10. Разработка предложений по организации системы централизованного сбора, хранения и раскрытия консолидированной финансовой отчётности в сети Интернет. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России;

II. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учёта и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчётности

11. Обеспечение постоянного участия делового и профессионального сообщества в разработке нормативных правовых актов в области бухгалтерского учёта и отчётности, аудита;

12. Обеспечение изменений системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности, вытекающих из новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учёте». С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, делового и профессионального сообщества;

13. Приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита. С участием Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов;

14. Уточнение федеральных стандартов аудиторской деятельности в связи с изменениями в Международных стандартах аудита. С участием Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов;

15. Разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующими субъектами. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального сообщества;

16. Разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального сообщества;

17. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчётности и её недостоверность. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального и делового сообщества;

III. Развитие профессии

18. Разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчётности по МСФО. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России;

19. Разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учётом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО. С участием Минздравсоцразвития России;

20. Разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. Совместно с деловым и профессиональным сообществом;

21. Разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учёта на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. Совместно с деловым и профессиональным сообществом;

22. Разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, профессиональным сообществом;

23. Разработка предложений по консолидации профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учёта и аудита. Совместно с Советом по аудиторской деятельности с участием профессионального сообщества;

24. Разработка предложений по дальнейшему развитию саморегулируемых организаций аудиторов. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Советом по аудиторской деятельности с участием саморегулируемых организаций аудиторов;

IV. Международное сотрудничество

25. Обеспечение участия в деятельности Фонда МСФО.    Совместно с Банком России, Фондом «НСФО» с участием профессионального сообщества;

26. Участие в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учёта и отчётности (Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД);

27. Участие в Координационном совете по бухгалтерскому учёту при Исполнительном комитете СНГ;

28. Сотрудничество с органами Европейской Комиссии в области бухгалтерского учёта и аудита (в рамках Диалога Россия-ЕС по финансовой и макроэкономической политике);

29. Сотрудничество с зарубежными национальными органами регулирования бухгалтерского учёта, отчётности и аудита. [2]

Необходимо отметить, что международные стандарты финансовой отчетности – это не стандарты бухгалтерского учета как, например, российские ПБУ. В них нет плана счетов, бухгалтерских проводок, первичных документов или учетных регистров. МСФО это стандарты отчетности как заключительного этапа бухгалтерской работы. Они не предъявляют никаких специальных требований непосредственно к счетоводству.

Принципиальная особенность международных стандартов финансовой отчетности в том, что при работе с отчетностью они рекомендуют отталкиваться не от законодательных норм, а от экономических реалий. Таким образом, одним из основных принципов МСФО является приоритет экономического содержания над формой. [3]

Трудности применения МСФО:

1. Технический момент – отсутствие актуального перевода стандартов МСФО на русский язык. Все стандарты написаны на английском языке, этот язык считается основным. А профессиональным переводом стандартов на иностранные языки занимаются лишь специалисты Комитета МСФО и переведенные экземпляры подвергаются обсуждению по подобию самих стандартов, в связи с чем появляются большие задержки с выходом официальных стандартов на русском языке.

2. Трудность, о которой уже шла речь: не всегда в российских стандартах выполняется приоритет экономического содержания над формой, что искажает отчетность по национальным стандартам и делает её более тяжелой для трансформации.

3. Различие оценки активов и обязательств. Здесь наблюдаются различия в классификации имущества и обязательств в разных системах отчетности. Кроме того, МСФО в ряде случаев требует справедливой или рыночной оценки активов, что бывает сложно сделать в условиях РСБУ.

4. Различие в объемах раскрываемой информации. МСФО требует более детального раскрытия информации, а также раскрытия информации о большем количестве операций и большем круге зависимых лиц, что значительно повышает трудоемкость составления отчетности.

5. Различие законодательной базы. Бухгалтерский учет любой страны как совокупность национальных стандартов всегда является составной частью законодательства государства. Учет никогда не может противоречить ему. Кроме того, он пользуется терминами и понятиями национального гражданского и налогового законодательства, а изменение этих основ представляется невозможным на настоящий момент. Поэтому и возникают противоречия, усложняющие корректировку РСБУ. [1]

К 2015 году в России в обязательном порядке отчитываться по международной системе станут:

• участники рынка ценных бумаг на профессиональном уровне,

• акционерные инвестиционные фонды,

• негосударственные пенсионные фонды,

• управляющие организации инвестиционных фондов, НПФ и ПИФов,

• товарные биржи,

• клиринговые организации.

Список используемой литературы

1. Долгалев, С. Что такое международные стандарты финансовой отчетности [finanalis. ru] URL: http: //www. finanalis. ru/litra/331/2366. html

2. Минфин обнародовал план развития бухучета, 2. 12. 2011, [Петербургский правовой портал] URL: http: //www. kadis. ru/news/101925

3. Рабинович, А. Как будет развиваться бухучет? // Финансовая газета, - №10, - 2012

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.