|
|||
3. Этимология названия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Преобладает версия, согласно которой наименование ереси произошло от глагола «стричь, стригать». Считается, что стригалями именовались ремесленники-суконщики, представители которых были замешаны в ереси. Эта этимология прекрасно вписывалась в марксистскую концепцию еретических движений, трактующую ереси как форму классовой борьбы в средневековье. Сохраняется также гипотеза, выводящая наименование ереси от обряда пострижения. Факт наименования ремесленников «стригалями» зафиксирован источниками только спустя 150 лет после появления ереси. Лингвистическими аргументами происхождение названия еретиков-стригольников от глагола «стричь» обосновано недостаточно29. Эта этимология не позволяет объяснить ни причины устойчивого наименования еретиков стригольниками со стороны церковной иерархии, ни причины их высокого авторитета в народе. Представляется невероятным, чтобы церковные иерархи воспользовались для определения ереси термином из простонародной речи. Р. Якобсон предполагал, что этимологически наименование «стригольник» восходит к зловещему персонажу черной магии. Самое распространённое объяснение сводится к тому, что своё наименование секта получила от прозвища основателя ее, псковского дьякона, Карпа " художеством стригольника". " Художество" дьякона Карпа состояло в пострижении новопоставляемых дьяков. Занимавшиеся этим лица (обыкновенно из среды церковного клира) назывались стригольниками. Самой логичной представляется версия Б. А. Рыбакова. Опираясь на сочинение очевидца новгородских событий, пермского епископа Стефана " Мерило праведное", он выясняет, что утопленный в Волхове духовный лидер стригольников Карп был вначале дьяконом, а затем, после отлучения, стал расстригой или стригольником. Поэтому расстрига Карп, оставшийся без священного сана, - это стригольник, а " стригольниковы ученики" - это последователи расстриги Карпа. В глазах духовенства слово стригольник предстает как уничижительное прозвище, постоянно напоминающее об участи изгоя, об отверженности человека, восставшего на православную церковь.
4. Краткая история возникновения и ересиархи: Стригольники появились открыто около 1374 года, на возникновение их учения некоторые исследователи относят к началу столетия. Внешним поводом для их открытого протеста, как считают, была оппозиция Пскова против иерархического подчинения Новгороду и Москве: псковское духовенство посвящалось у владык новгородских. Пошлины, которые взимались при посвящении в священника или диакона, были обременительными. Новгородские владыки в свою очередь обвиняли в том же митрополитов московских, от которых они зависели. Ещё со времён раннего христианства считалось недопустимым в среде священнослужителей постановление пастырей “на мзде” (за плату), именуемое симонией. Именно на это и было поначалу обращено внимание стригольников. В своей правоте они убедились, исследуя Священное Писание, как наиболее авторитетный источник богопознания и истины.
Первыми, кто открыто восстал против постановления пастырей “на мзде”, были диакон Никита и Карп. Исследование Священного Писания привело стригольников Никиту, Карпа и их последователей к ещё более существенным открытиям. Обнаружились другие отклонения учения официальной церкви от евангельских основополагающих истин спасения: о посредничестве между Богом и человеком, покаянии, оправдании, возрождении, священстве. Книжный по своему времени, гордившийся своею начитанностью, самоуверенный и энергичный, Карп решился на открытый протест. В своих речах он, вероятно, вооружался главным образом против ставленнических пошлин, против " поставления на мзде", а вместе с тем, быть может, и против церковной зависимости Пскова от Новгорода. Книжность стригольников, по крайней мере тех, с которыми в конце XIV в. полемизирует епископ Стефан, вне сомнения. Они уподобляются фарисеям, отмечает автор, — «таким же книжникам, постникам, лицемерам»; говорится об изученных ими «словесах книжных», «яже сладка суть слышати христианом». О главаре секты дьяконе Карпе передается, что он соблазнял народ, «показуя писание книжное, еже и списа на помощь ереси своей». Лишенный сана дьякона и звания стригольника, Карп не прекратил своих смелых речей и за это был предан проклятию, что было равносильно совершенному отлучению от церкви. Тогда он задумал образовать подобие церкви из своих последователей. Этими последователями Карпа были, вероятно, прежде всего дьяки и вообще клирики, за интересы которых, казалось им, пострадал Карп, а потом и миряне, особенно люди книжные, начитанные (Следы ереси стригольников пытались найти в памятниках книжности XIV — начала XVв., сборниках «Златая Чепь», «Измарагд», «Трифоновский сборник», «Фроловская псалтирь»). Вообще в последователях Карп не мог иметь недостатка в Пскове, где всегда существовало свободное отношение к духовенству и живо было недовольство зависимостью Пскова от Новгорода в церковном отношении. Диаконы Никита и Карп среди прихожан вскоре нашли себе много последователей: здесь вначале и образовался религиозный круг, получивший своё имя от их обряда посвящения – специфической стрижки новообращённого “на три перста под ухом”. Такой видимый знак посвящения свидетельствует, что стригольники не скрывали своей принадлежности к определённому кругу верующих христиан: они не составляли какого-то тайного общества, а напротив, открыто исповедовали свои верования. Спустя некоторое время Карп перешел в Новгород. Здесь на первых порах пропаганда его была встречена “несочувственно”. Должно полагать, что новгородский архиепископ, как только узнал о пропаганде Карпа в Новгороде, предал его суду. Следствием этого суда, вероятно, и была жестокая расправа новгородцев с вожаками стригольнической секты. В 1376 г., как сообщает летописец, новгородцы бросили в реку Волхов трех " развратителей веры христианской". Это не прекратило сектантского движения: оно вскоре приняло такие широкие размеры, что для прекращения его потребовалось содействие московского митрополита и константинопольского патриарха. Стригольническое учение продолжало, однако, существовать в Новгороде и Пскове и вскоре за тем вновь начало усиливаться. Новый констант. патриарх Антоний и прислал в Москву вифлеемского митроп. Михаила и с ним свои увещательные грамоты в Новгород и Псков по делу о С. Вифлеемский митрополит вместе с московским Киприаном отправились в Новгород. Здесь к ним присоединился еще полоцкий архиеп. Феодосий, так что в Новгороде вместе с тамошним архиепископом составился как бы поместный собор, который и занялся вопросом о С. Собор архипастырей огласил патриаршие грамоты сначала в Новгороде, потом в Пскове, присоединив к ним и свои собственные наставления. Есть основания думать, что миссионерская деятельность архипастырей сопровождалась успехом. Некоторые сектанты раскаялись в своем заблуждении; более упорные из них должны были оставить свою родину. В Пскове секта продолжала держаться и в начале XV в. В 1427 г. до митроп. Фотия дошли слухи " о сущих ныне некоторых нововозмущенных" в Пскове, вследствие чего Фотий написал два послания к псковичам. На первое послание псковичи отвечали митрополиту, что они " обыскали и показнили еретиков", из которых одни убежали, а другие остаются упорными в своем заблуждении. Во втором послании митрополит увещевал псковичей удаляться от нераскаянных сектантов в пище и питье и обращать их к православию, но только не смертными казнями, а другими наказаниями. Препод. Иосиф Волоцкий свидетельствует, что после того был еще совет князей и святителей, по указанию которого псковичи схватили всех С. и заключили их в темницы, где они и кончили свою жизнь. О дальнейшей судьбе стригольнической секты ничего точного не известно.
5. Основы вероучения и обрядовая специфика: Стригольники «клеветали» на весь вселенский собор — на патриархов, митрополитов, епископов, на игуменов и попов и на весь священный чин, говоря, что не по достоянию поставляются, так как патриархи, митрополиты, епископы духопродавчествуют, взимая мзду от поставления. Считая святителей, священников и клириков, как поставляющих и поставляемых на мзде, за еретиков, стригольники не хотели иметь дела с церковью, дабы через общение с епископами и священниками-еретиками и самим не стать таковыми же. Стригольники осуждали и поведение епископов и священников. Они говорили о современных им епископах и попах: «недостойны их службы, яко не нестежаша, но имения взимают у хрестьян, подаваемое им приношение за живые и мертвые... многи собирают имения... сии учители пьяницы суть, ядят и пьют с пьяницами»... Отделившись от священников и епископов, стригольники поставляли в свои учители и молитвосовершители людей простых, ссылаясь на апостола Павла, который повелел учить и простому человеку. Отвергнув всю современную иерархию, как поставленную на мзде, стригольники отвергали и право священников совершать исповедь. Посредничество между Богом и человеком признавали лишь за Иисусом Христом. Они отрицали почитание икон: изображений святых угодников, апостолов. Они пришли к выводу, что только апостольская церковь есть истинная христианская церковь, только апостолы были истинными пастырями и учителями, и только их писания должны служить руководством в вере. В основе учения стригольников были заложены важнейшие евангельские принципы: · признание в деле спасения и богопознания авторитета Евангелия (и не признание его за Преданием); · всеобщее священство (отказ от духовной иерархии); · оправдание верою независимо от дел (что исполнение церковных обрядов, панихид не спасает человека); · призыв общества к нравственному возрождению; · необходимость общественного покаяния (отказ от исповеди у священников). Имеются небезосновательные указания на то, что крещение совершалось стригольниками лишь над взрослыми. Они считали себя носителями христианской веры, основанной на Священном Писании и правильном его понимании. Также интересным представляется так называемая “дуалистическая метафизика” сектантов, выведенная из того, что стригольники “клялись, припадая к земле”. Движение стригольников определилось отделением их от официальной церкви и организацией своих общин, где собирались для молитв и проповедей. Их общины напоминали по своей простоте раннехристианские церкви. Молитвенных домов они, по-видимому не имели, и собирались по домам или под открытым небом. 6. Борьба Церкви с ересью (имена, даты, документы): · Послание Константинопольского патриарха Нила против стригольников от 1381г. · Поучение еп. Стефана Пермского против стригольников, 1386г. Полемические возражения еретикам, выдвинутые как в грамотах патр. Нила, так и у Стефана Пермского, были для еретиков неубедительны, ибо и тот и другой не отрицали факта " каких-то" узаконенных пошлин. Факт был налицо, и еретики предпочитали свое собственное его истолкование. Формулировка патриарха звучала так: " рукополагающих за деньги, как продающих непродаваемую благодать Всесвятого Духа, мы полагаем в один ряд с Симоном и Македонием и прочими духоборцами... Но, если рукополагаемые сами от себя, никем не будучи понуждаемы, часто делают благословные расходы на свечи, на церковное вино, на обеды и на подобные издержки, то эти траты не могут ставиться ни в какую укоризну, потому что самое рукоположение бывает даром. Ибо иное дело взять за рукоположение и иное — издержки на необходимые траты" . Св. Стефан пробует иным методом сбить с позиции еретиков. Он не отрицает факта всеобщности обычая ставленных пошлин, но хочет обескуражитъ еретиков доведением их мысли до абсурда. Он спрашивает стригольников: " если ставленная пошлина есть по-вашему симония, а все священники ее платят, то значит на всей земле уже нет ни одного истинного священника? Где же их взять? Ведь не придет во второй раз Христос на землю и не сойдет ангел для посвящения кого-либо заново? " Еретики на это могли бы сказать: " ну да, это самое мы и утверждаем: священство должно быть упразднено" . · Послание м-та Фотия во Псков против стригольников. 23 сентября 1416 г. · Послание м-та Фотия во Псков против стригольников (и по другим вопросам) 1422 или 1425 г. · Послание м-та Фотия во Псков против стригольников 22 июня 1427 г. · Послание митрополита Фотия во Псков против стригольников (и по другим вопросам) 23 сентября 1427 г. Митр. Фотий пишет первое послание к псковским властям, священству и всем православным людям, возлагая на них долг — возвращать сектантов на правый путь, а в случае упорства " отженуть" их от церкви. Это " отженутие" Фотий разумел и в каноническом и в гражданском смысле. Ссылаясь на каноны, митрополит приглашает упорствующих возмутителей мира церковного предавать " мирским властителям" для тюремного заточения. Вероятно, какая-то часть была арестована и заточена, а другие разбежались. В 1422 г. он пишет второе послание, рисует прежнюю картину и предлагает те же меры. Псковичи опять проделали и аресты, и заключения, и телесные наказания, и доносили митрополиту, что и скрывавшиеся еретики и вновь захваченные проявляют удивительное упорство и нераскаянность: " на небо взирающе, тамо Отца себе нарицают" . Очевидно, по-прежнему беспоповствуют и даже в какой-то мере противятся и государству. Через два года Фотий пишет третье послание. В нем благословляет и " внешние казни", но только не смертную казнь. Но все меры оказываются довольно безуспешными. В том же году митрополит пишет четвертое послание. В нем подтверждает обращение к гражданским казням, но никоим образом не к смертной казни. Послания Константинопольского патриарха Нила и митрополита Фотия, обличавшие стригольников, обращены, в первую очередь, к псковичам. В них содержится не столько полемика со стригольниками, сколько увещевание не слушать их. 7. Влияние на другие секты и культуру: Идеология стригольничества наложила отпечаток на развитие русской общественной мысли. Прямыми идейными наследниками стригольников были русские еретики XV—XVI веков. Новгородско-московские еретики конца XV—начала XVI веков, а также московские еретики середины XVI века — Феодосии Косой, Матвей Башкин и другие — восприняли и развили основные тезисы стригольничества об отрицании духовенства и обрядности господствующей церкви. Некоторые вопросы, впервые поднятые стригольниками, были подхвачены не только их продолжателями, еретиками XV—XVI веков, но и идеологами других слоев русского общества. Идейное влияние стригольников, так же как и других еретических движений, нашло свое выражение и в распространении среди народных масс и в первую очередь посада критического отношения к духовенству. Это привело в XVI веке к появлению таких ярких антиклерикальных произведений, как “Калязинская челобитная”, “Повесть о попе Савве”, “Праздник кабацких ярыжек”[1]. 8. Литература: 1. Алексеев, А. И. К изучению стригольников // доклад конференции “Комплексный подход в изучении Древней Руси”, 2003.
2. Иоаннов, А. Историческое известие о Древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, собранное из потаённых старообрядческих преданий, записок и писем церкви сошествия Святого Духа, что на большой Охте, протоиереем Андреем Иоанновым. – СПБ: изд-во Императорской АН, 1795г. – 463с.
3. Казакова, Н. А., Лурье, Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М., 1955. – 544с.
4. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Минск: белорусский экзархат, 1959. – 720с.
5. Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: исторический очерк русского религиозного разномыслия. – СПБ, 1905. – 468с.
6. Рыбаков, Б. А., Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. – М.: Наука, 1993. – 334. " недостоит над мертвыми пети, ни поминати, ни службы творити, ни приноса приносити к церкви, ни пиров творити, ни милостыни давати. " [1] Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М. -Л. 1955. – С. 117.
|
|||
|