Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы исследования



· Изучение и анализ литературных источников.

· Составление карта-схемы с. Факел.

 

II. Водные ресурсы с. Факел и прилегающей территории

1. Федеральная Программа «Чистая вода».

По оценкам Организации Объединенных Наций, 1, 1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2, 6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы " Чистая вода" на 2011 - 2017 годы (далее - Программа).


2. Водоснабжение с. Факел .

Село Факел относится к числу сельских поселений. По роли, выполняемой в хозяйстве страны это сельское поселение относится к типу несельскохозяйственных поселений, так как большая часть жителей работает на промышленном предприятии ООО «Факел», в обслуживающей сфере ( здравоохранение, образование, торговля, связь), в лесном хозяйстве. В селе насчитывается 16 улиц, из них асфальтированы 4, остальные имеют грунтовые покрытия. Вдоль улиц под землей проложен центральный водопровод. В 2010 году для улучшения качества питьевой воды железные трубы при ремонте были частично заменены пластиковыми.  Воду качают насосами в три водонапорные башни села. Следует отметить, что население Факела часто остается без воды по непредвиденным обстоятельствам: прорыв труб из-за истечения срока службы, сгорания насосов, отсутствия электроэнергии и т. п. Особенно актуальной проблема водоснабжения становится в летние месяцы.

Цетрализованно не все жители Факела обеспеченны водой. Особенно актуальна проблема для «хутора» - улицы К. Маркса, Энгельса, Пушкина и часть улицы Суворова. Население этих улиц до сих пор берет воду из ключа на берегу Заводского пруда и со своих колодцев. Проблемно то, что в суровые зимы 2009-2010 г. г. вода в водопроводной трубе замерзала, что свидетельствует о слабом напоре воды, нехватке водонапорных башен и некачественной прокладке труб. Поэтому в селе Факел назрела новая проблема строительства новой водонапорной башни или увеличение мощности имеющихся.

 

 

3. Экологическое состояние прудов с. Факел.

На территории с. Факел и прилегающей к ней территории насчитывается 6 прудов. Все они относятся к категории «малых», так как их площадь составляет не более 1км2. Два из них это-Винный и Заводской являются основными прудами в нашем селе, а как следствие самыми загрязненными.

Пруды Ширина Глубина Длина
Кирпичный 17м 1, 6м 35м
Заводской 62м 270м
Винный 100м 3, 2м 700м
Черный 16м 2, 5м 38м
Голубой 59м 73м
Лучик-вай 57м 1, 5м 263м

Таблица 1. Характеристика прудов.

 

Все водоемы в нашем селе связаны между собой одним ручьем и поэтому вода в них примерно одинаковая. Пруды примерно в середине двадцатого века были чистыми, но отрицательно повлиял на них главное в нашем селе предприятие ООО «Факел». Сточные воды попадают в водоемы и этим усугубляют экологическое положение. Покрытие водоемов пленкой нефтепродуктов и других веществ в результате загрязнения, обеднение воды кислородом нарушают процесс самоочищения.

Загрязнение водных объектов характеризуется следующими признаками: появление плавающих веществ на поверхности воды и отложением на дне осадка; изменением физических свойств воды- прозрачности и цвета, появлением запахов и привкусов. А также изменением химического состава воды; уменьшением растворенного в воде кислорода; увеличением содержания токсичных веществ, минеральных примесей, изменением видов и количества бактерий, появлением болезнетворных бактерий за счет поступления их со сточными водами. (Зверев А. Т. Экология: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ, с. 47)

Таблица 2. Описание экологического состояния прудов.

Пруды Цвет запах кислотность Наличие взвешанных в воде частиц.
Кирпичный Сильно мутная Сильный pH 6. 0 +
Заводской Слегка мутная Слабый pH 6. 0 -
Винный слегка мутная Средний pH 6. 0 +
Черный  мутная Сильный pH 6. 0 -
Голубой Прозрачная Слабый pH 5. 0 -
Лучик-вай Прозрачная Слабый pH 5. 0 +

 

С помощью саляной кислоты и раствора серебра проверяем воду на содержание нитрита и хлорида. В данном случае воды наших прудов и карьеров прошли анализ, и показали отрицательный результат.

Название пруда результат
Голубой Отрицательный.
Винный Отрицательный.
Кирпичный Отрицательный.
Черный Отрицательный.
Ключ Отрицательный.
Лучик-вай Отрицательный.
Водопроводная вода Отрицательный.

 

   Экологическое состояние прудов можно определить по макрозообентосу, то есть по их обитателям. Макрозообентос является индикатором качества воды. Наличие в водоемах тех или иных обитателей свидетельствует о том, или ином уровне загрязнения. Во всех прудах села наши рыбаки могут мыть мотыль в Мокрушинском пруду, Заводском и Винном в этих же прудах водятся и плоские или улитковые пиявки, что свидетельствует об условной оценке качества воды- вода этих прудов грязная и загрязненная. Отсутствие пиявок и мотыля в Голубом карьере может быть сигналом об относительной чистоте его воды. Очищающее воздействие здесь оказывают красная и голубая глина, наличие подземных ключей.

Определение цвета питьевой воды

Для определения цвета питьевой воды нам понадобилось: 0. 5л питьевой воды, 0. 5л дистиллированой воды, 2 химических цилиндра высотой 20см, лист белой бумаги, бумажный фильтр. Профильтровали через бумажный фильтр исследуемую воду, которую взяли в школьной столовой, затем налили исследуемую воду в цилиндр. В другой цилиндр налили дистиллированную воду и сравнили с водой над листом чистой белой бумаги, тем самым определили цвет нашей питьевой воды. В результате окраска воды не была обнаружена, отсюда следует, что вода из школьной столовой пригодна для питья, т. к. не содержит примесей.

Определили характер и интенсивность запаха воды из водопровода. Мы взяли 100мл питьевой воды, широкогорлая колба 200мл, стекло, шкала интенсивности запаха(см. приложение №1). В колбу мы налили 100 мл воды взятую из Черного пруда, закрыли колбу стеклом и нагрели воду, после этого колбу встряхнули производя вращательные движения, сняли стекло и определили обонянием характер и интенсивность запаха, запах данной воду качественно воды характеризуется как болотистый, затем воспользовались шкалой интенсивности запаха и определили: запах заметный, т. к. он сразу же ощущается.

Тоже самое мы проделали с водой, которую мы употребляем для питья в школе. В результате мы определили, что водопроводная вода не имеет ни какого запаха, т. к. он не ощущается. Мы не ставили перед собой задачу проведения глубокого химического анализа питьевой воды, т. к. эта тема другой работы.

4. Использование водных ресурсов.

Все поверхностные и подземные воды (водные объекты) являются государственной собственностью. Поверхностные воды-это воды рек, озер, болот, ледников, снежников, водохранилищ, воды в каналах, а также другие поверхностные водоемы и водные источники; ледники, внутренние моря и другие морские воды; территориальные воды. Подземные воды –это все виды гравитационных вод, содержащиеся в порах и трещинах водовмещающих пород. ( Сан Пин №4630 с 01. 01. 1988, с. 4)

Потребность в воде нашей местности в основном удовлетворяется за счет ежегодно возобновляемых ресурсов поверхностных и подземных вод.

Нами было подсчитано, какое количество воды в сутки используется жителями нашего села.

На территории нашей местности пресную воду применяют в основном для бытовых нужд, для корма скота, а также для орошения земель.

Коммунальное водоснабжение представлено тремя водонапорными башнями.

На бытовое водоснабжение. Нами проводилась работа с местными населением, мы попросили каждого жителя нашего села зафиксировать, примерное количество израсходованной воды за неделю. Включая: количество воды, которое уходит на стирание белья, уборку дома, корм скота и т. д. Количество этих данных мы суммировали, затем разделили на количество дней в неделю, затем на каждого жителя. В результате у нас получилось, что на каждого жителя в среднем в сутки приходится по 47 л воды.

Питьевое водоснабжение нашего села полностью основано на чистых подземных водах. Также нами было подсчитано сколько количество воды употребляет для питья каждый житель нашего села в сутки. И в результате мы узнали, что каждый житель нашего села в среднем использует около 5 литров воды в сутки.

Также мы определили дебит родника, он составляет 1. 5л/мин.

Водные ресурсы нашей местности используются для отдыха. Например, Голубой карьер является в летнее время местом для купания, любительской рыбалки местных жителей. В зимнее время дети на прудах катаются на санках и на коньках.

5. Загрязнение водных объектов в процессе хозяйственной деятельности.

В результате хозяйственной деятельности промышленные, бытовые, сточные воды, которые сбрасываются в водные объекты во многих случаях без какой-либо очистки, оказывает значительное влияние на качество природных вод, изменяя их гидрохимический и биологический режим. Нарушая среду нормальной жизнедеятельности растительных и животных организмов. Процессов изменения состава и свойств природных вод в результате деятельности человека, приводящий к ухудшению качества воды для водопользования и нарушению биологических процессов, называют загрязнением воды.

Одновременно с загрязнением воды в реках и водоемах происходят процесс самоочищения, под которым понимают совокупность гидрохимических, биологических и физических процессов, приводящих к частичному уменьшению содержания в воде загрязняющих веществ, а при полном самоочищении – к восстановлению естественного облика водного объекта. (Материалы науч. -пр. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999, с. 63)

Водные ресурсы требует охраны их от естественных и антропогенных отрицательно действующих факторов. К первым относится например: слишком интенсивное испарение, обусловленное высокой температурой воздуха и иссушающими ветрами; заиливание озер и некоторых рек; переодическое снижение поступления воды в виде осадков из стока рек. Особенно большое отрицательное влияние на водные ресурсы оказывает интенсивное испарение, вызывающее понижение уровня водоемов, уменьшение площади их зеркала и повышение солености(в озерах), понижение уровня грунтовых вод и иссушение почвы. Обильная в этих местах парообразная вода выносится ветрами за пределы региона.

С целью охраны водных ресурсов от вредного влияния естественных факторов в некоторых районах планеты насаждаются леса по берегам водоемов и на их водосборной площади. Иногда для уменьшения испарения водоемы покрываются пленкой, что можно допускать лишь в исключительных случаях. География. (Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения: Издательский дом «Первое сентября» №6, 2006)

Нами были выявлены источники загрязнения  воды в нашей местности, основными видами которых являются:

I. поверхностные сточные воды с территории населенного пункта

II. смыв загрязнений с водосборной площади от несанкционированных свалок и в процессе водной эрозии почв.

III. Вырубка деревьев вдоль прудовых систем, ведь они выполняют важное средообразущие функции –водоохранные, водорегулирующие.

6. Проблема рационального использования водных ресурсов

Проблема воды одна из глобальных, стоящая перед людьми. Для сносного существования человеку нужно 15 литров воды в день. В развитых странах среднее потребление воды на человека 100 литров в сутки.

Вода – самый мощный на земле накопитель солнечного тепла, гигантский тепловой аккумулятор. Накопленное тепло она отдает в ночное время и осенне-зимний период, повышая температуру воздуха и делая климат более мягким. Проблема охраны вод чрезвычайно сложна и включает огромное количество вопросов. Охрана вод – составная часть интегрированных ( комплексной) охраны природы- представляет систему мероприятий (местных, государственных, международных) по рациональному использованию, охране воспроизводства водных ресурсов с целью обеспечить удовлетворение существующих и будущих потребностей общества и благоприятное влияние вод на весь природный комплекс. ( Зубов В. Н., Лукьянова Т. С., Экологические проблемы Земли: Учебное пособие. МПУ, 1995, стр. 32)

Рациональное использование вод включает экономное расходование, разумное соотношение видов прямого и косвенного и использования, борьбу с потерями воды при её транспортировке (по трубам и каналам, в цистернах ), запрещение некоторых видов промышленного использования питьевой воды.

Охрана вод включает: сохранение ряда водоемов; предотвращение качественного изменения воды( взвеси, химический состав, температура, обеспечивающие качества воды организмы) и количественного уменьшения в регионах. А также сохранение оптимального соотношения объемов воды в различных физических состояниях газообразное, парообразное, жидкое, твердое); сохранение оптимального круговорота в регионе; поддержание на определенном уровне количества осадков.

I. Заключение

Нами был разработан проект, в ходе которого мы смогли пронаблюдать особенности, разнообразие, уникальность и запасы водных ресурсов в нашем селе. Определить географическое положение водных объектов. численность колодцев и родников, источники использования водных ресурсов. А также раскрыть современное состояние водных ресурсов нашего села, описать природные ресурсы, которые находятся во взаимосвязи водными объектами, дать общую характеристику водных ресурсов, раскрыть гидрологическое состояние, проработать литературными источниками, и первоисточниками.

В ходе работы с различными литературными источниками учились анализировать, наблюдать, делать выводы. Например, научились измерять скорость течения, ширину и глубину прудов. При выполнении работы мы провели социальный опрос среди школьников о предпочтениях места купания в летний период, и хотя ни один из прудов не отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, дети в жаркий период года предпочитают купаться на таких прудах, как: Кирпичный, Голубой. Подростки по старше ездят на Лучиквайский пруд.

Конечно же, в ходе работы мы делали определенные выводы о том, что необходимо изучение водных ресурсов родного края. Ведь реальность прошлого и настоящего – это необходимый компонент познания общества в практическом значении исторического и географического опыта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.