Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОККУПАЦИЯ РАЙОНА



2 ноября 1941 года немцы захватили Ички. Оккупировав район, фашистские управители установили в нём режим насилия и угнетения. Начались расстрелы попавших к ним в руки коммунистов, комсомольских активистов, членов семей командиров Красной Армии, подозреваемых в связи с партизанами, не говоря уже о выслеженных подпольщиках и партизанах.

На окраине деревни Кир-Ички (Варваровка) в феврале 1942 года проходил массовый расстрел мирных жителей. Трупы сваливали в степи в ямы, заполненные водой. Через два месяца было обнаружено в одной из них 30, а в другой 8 трупов. Некоторые из них были опознаны. Среди опознанных заведующий плодоовщной базой посёлка П. А. Зелёный с тремя детьми, работник пункта «Заготзерно» Яков Шаповалов, семья Елизаветы Цирюльниковой (отец, мать, двое детей, три сестры с детьми) и семья М. А. Габай из шести человек. 26 февраля 1942 года в селе Аккобек (Шахтино) были расстреляны председатель сельского Совета Мария Захаровна Бойченко, её муж и сын Миша, а также О. И. Хохлова. Тогда же под Старым Крымом в бывшей деревне Степановка расстреляли болгар. Подобные расстрелы проходили и в ряде других сёл и деревень района. В селе Хейрус (Дмитровка) было расстреляно 35 человек, в Аранде (Пчельники)- 22 человека, в Бейс-Лехем (Хлебное)- 16 человек. В посёлке Ички палачи загубили 36 человек. Из села Учкуй и окрестных деревень за связь с партизанами в конце 1943 года было арестовано и отправлено сначала в Ички, а затем в посёлок Сейтлер( Нижнегоркий) 9 мужчин. Родственникам гестаповцы отвечали, что они увезены в симферопольскую тюрьму. Позднее многие из этих родственников оказались в концлагере Джанкоя. После освобождения города от фашистов, возвращаясь домой, женщины приняли участие в раскопках захоронений в Сейтлере. В одной из воронок у железной дороги они увидели трупы в знакомой одежде. Е. Портенко обнаружила в кармане рубахи мужа записку на своё имя и своё фото, другие – свои вещи, данные мужьям при аресте. Трупы лежали давно и были сильно изуродованы, черепа у всех были разбиты, у некоторых руки были связаны проволокой, пальцы оторваны.

Уже перед своим уходом 11 апреля 1944года за деревней Старая Окречь(ныне территория техникума) гитлеровцы расстреляли попавших в их руки четырёх парашютистов из разведгруппы 4-го Украинского фронта и 90 мирных жителей за связь с партизанами. При раскопках 21 апреля 1944 года были установлены имена парашютистов и 23 жителей. Среди опознанных оказались преподаватель техникума П. Д. Гусев, кладовщик пункта «Заготзерно» А. И. Романенко и его сын Андрей, М. С. Никифоров и его дочь Александра из деревни Каранки (бывшая деревня Власовка) и другие.

В целом за годы временной оккупации фашисты уничтожили более 350 жителей района, 850 человек было угнано на каторжные работы в Германию, возвратиться оттуда удалось не всем.

Вместе с мирными гражданами шло истребление военнопленных советских солдат и офицеров из числа участников Феодосийского десанта (конец декабря 1941 года). Пленных зимой этапом гнали через территорию района, отобрав у них шинели и шапки, даже обувь. Обессиленных от голода и холода, конвоиры ради удовольствия, били прикладами, прокалывали штыками, а тех, кто отделялся от колонны расстреливали. Только в братской могиле в селе Эсен-Эки( Пушкино) также солдат покоится 23 человека. По 2-4 человека есть захоронения в селе Шахтино, в посёлке Советский. В концлагере за селом Джапар-Юрт (Октябрьское) военнопленных содержали без верхней одежды и обуви, кормили пищей из гнилых продуктов, часто морили голодом. Многие не выдерживали и умирали. В апреле 1944 года здесь замучили и расстреляли более300 человек. Чтобы замести следы своих злодеяний, фашисты взорвали место захоронения вместе с помещениями конюшен. Проводилась публичная казнь. Старожилы помнят, как двух офицеров привязали за ноги к лошадям и таскали до тех пор, пока они не умерли.

Перенося ужасы террора и насилия, унижения оккупационного режима, население района не прекратило сопротивления врагу. Активно действовало подполье, наносили удары по оккупантам партизаны. Из партизанского леса для организационного оформления подполья был направлен В. С. Чумасов. в мае 1942 года он создал группы патриотов. Вскоре они заявили о себе боевыми делами.

12 мая 1942 года загорелся нефтесклад на мельнице, моловшей зерно для оккупантов в Прудах. В Тарасовке при обстреле легковой машины был убит шофёр и ранены два гестаповца, а также убит предатель – полицейский. Подпольщики всячески мешали отправке молодёжи на работу в Германию, распространяли антифашистские листовки, собирали разведывательную информацию о расположении и намерении вражеских войск. Не раз пробирался в партизанский лес с этими сведениями В. С. Чумасов.

В сентябре 1942 года выданный провокатором, пробравшимся в одну из патриотических групп, Чумасов был арестован и погиб в гестапо, не выдав никаких сведений о партизанах и подпольщиках.

В ноябре 1942 года существовавшие отдельно патриотические группы были объединены в одну организацию А. И. Шариновым. она охватила семь населённых пунктов. В деревне Ней-Цюрихталь (Красногвардейское)подпольной группой руководил Валентин Бойченко, в деревне Киянлы ( Ильичёво) – краснофлотец В. П. Ильин, в селе Чапаевка – Б. С. Мелешко, в деревне Немецкий Менгермен (Лоховка) – М. И. Шкирко. в посёлке Ички подпольной группой в 47 человек руководил Николай Бижич. Подпольщики распространяли советские газеты, литературу, листовки, проводили антифашистскую агитацию среди населения, помогали продуктами партизанам, проводили разведывательную работу по поручению партизанского штаба. В июне 1943 года подпольная группа деревни НемецкийМенгермен была предана фашистам. Начались аресты подпольщиков и в других деревнях. От рук оккупантов погибло около 30 человек. А. И. Шаринов во избежание ареста ушёл в Старо-Крымский партизанский отряд, где был назначен начальником разведки, а позднее- начальником штаба. Несмотря на тяжёлые утраты, борьба не прекращалась.

В посёлке Ички действовали группы гражданского сопротивления под руководством коменданта сельхозтехникума С. С. Яценко и бежавшего из плена краснофлотца М. В. Синякина.

Яценко наладил слушание московских передач и распространял сводки Совинформбюро. Женщины из его группы организовали помощь узникам концлагеря в Джапар-Юрте и по возможности вызволяли военнопленных из лагеря под видом своих близких родственников. Эта группа также позднее была предана. Всех мужчин арестовали и отправили под Симферополь, а осенью 1943 года расстреляли.

Группе М. В. Синякина удалось установить связь с партизанами из Старо-Крымского леса. По их совету подпольщики собирали оружие, а также распространяли листовки и подпольную газету «Красный Крым». Взорвали три вагона товарного поезда, приводили в негодность комбайны во время уборки урожая. М. В. Синякин и другие члены его группы позднее ушли в партизаны. Григорий Дивинский и Владимир Сташевский, обнаруженные при уходе в лес полицаями отстреливаясь, последние пули потратили на себя.

В зуйских лесах удары по оккупантам наносили ичкинские партизаны. В марте 1942года Ичкинский отряд, состоящий из 67 человек, в том числе 35 жителей посёлка, объединился с Колайским. Командиром отряда с мая 1942 года стал армейский офицер И. И. Юрьев.

С ноября 1941г. по март 1942г Ичкинский отряд вывел из строя 375 солдат и офицеров пртивника. Позднее, 24-25 июня 1942г в бою у высоты 1025 объединённым отрядом было истреблено до 300 оккупантов. Здесь отличились пулемётчики Григорий Рыженко и Иван Долина, бойцы Сергей Коновалов, Михаил Голубичкий, Пётр Мурашко. Умелыми и надёжными разведчиками в партизанском отряде были С. В. Гончаров, К. В. Лысенко, Ф. И. Ремез. Не всем им удалось дожить до Дня Победы. Пробираясь ночью на Сиваш для выяснения расположения вражеских аэродромов в июле 1942г К. В. Лысенко и В. П. Мартынов наткнулись на засаду. Разведчики успели скрыться в камышах. Их окружили солдаты и полиция, начался прочёс. Ребята бились до последнего, убили семерых. Тяжело раненный Мартынов успел подорвать себя гранатой. Лысенко всего окровавленного, еле живого схватили каратели, бросили в машину, а затем замучили в застенке. Из-за боевых потерь, голода ряды партизан резко сократились. Однако полностью задушить партизанское движение, несмотря на все старания, оккупанты не смогли.

А с осени 1943 года по мере приближения к Крыму Советской Армии оно развернулось с новой силой. Часть жителей сёл Киянлы (Ильичёво), Учкуй (Восточное) и прилегающих к ним деревень ушли к партизанам и действовали в составе 9-го отряда третьей бригады Восточного соединения. Всего в партизанах находилось 110 ичкинцев. Отважно сражались ичкинцы и на фронтах ВОВ. Сотни их приняли участие в боях при обороне Перекопа, а затем и Севастополя. Многие, как рядовые Н. И. Андрющенко, И. Н. Погарский, П. М. Рак, П. А. Савочкин, И. М. Емцов, А. В. Побудилов и многие другие, там и погибли. Немало ичкинцев участвовало в Керчинском и Феодосийском десантах. В числе погибших здесь рядовой И. И. Байрак, краснофлотец С. С. Слюсарь, младший лейтенант И. Ф. Олейников.

На фронтах ВОВ против немецко-фашистских захватчиков бились 75 жителей села Некрасовка, 40 из них за мужество и отвагу награждены орденами и медалями СССР. 27 человек полегли в боях за свободу и независимость Родины. Во время оккупации тут действовали подпольщики, которые входили в состав подпольной группы во главе с Ф. А. Никоновым.

На борьбу с врагом из отдельных семей уходили все, могущие носить оружие, в том числе и женщины. Из семьи Агатенковых на фронте погибли четыре брата. Старший из них ичкинец Мирон Романович, лейтенант, погиб в 1942 году, сын его, Леонид, старший лейтенант, в 1943 году. После освобождения Крыма от захватчиков 18-летняя Надя Агатенкова добровольно ушла на фронт, чтобы отомстить фашистам за отца, брата и всю родню, она осталась в живых. В селе Ней – Цюрихталь комбайнёрами, работали три брата Орловские. Все трое погибли на войне: Александр – под Севастополем, Антон – умер в плену, а Иосиф погиб в боях за Белоруссию в августеи1944 года. Три брата Агоповых- Дмитрий, Георгий и Николай, по отцу Дмитриевичи, из села Шолтак (Надежда) также не вернулись с фронта ВОВ. Преданность Отечеству, мужество и героизм в боях с немецко- фашистскими захватчиками показывала и молодёжь района. Фронтовая газета «За Родину» в статье «Русские в плен не здаются» писала о подвиге 19- летнего комсомольца Ивана Яковенко из посёлка Советский: «…Немцы густыми цепями шли в контратаку. Советские воины дрались с беззаветным мужеством и стойкостью. Осколками вражеского снаряда был ранен в ногу красноармеец Ивана Яковенко. Стиснув зубы, чтобы не застонать от боли, он продолжал в упор расстреливать ненавистных фашистов. Но закончились патроны, а немцы в трёх шагах. – Нет, гады, не возьмёте! - подумал Яковенко, и последним усилием вытащил гранату, выдернул чеку и взорвал себя вместе с ближайшими немцами». До последней минуты жизни защищали Родину на разных фронтах выпускники Ичкинской средней школы, учителя, ушли на фронт и не вернулись многие выпускники школ, погиб на фронте и директор школы, старший лейтенант Д. Ф. Кривец.

Не меньшие тяготы фронтовой жизни выпали и на долю медицинских работников. Не только в санбатах и госпиталях, но и на поле боя они спасали жизни раненных, да и сами с оружием в руках дрались с фашистами. Из земляков-ичкинцев погибли военврачи второго ранга В. С. Медведев и Фатима Алимова, а также военфельдшеры И. С. Калько, Фаина Семашко, Мария Коптелова, Дора Шевченко. Немало среди ичкинцев довоенных трактористов и комбайнёров стали на фронте танкистами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.