|
|||
Роман В. Скотта «Айвенго»Понятия: исторический роман, романтический историзм, романтический конфликт, «местный колорит» Вопросы для обсуждения: 1. Эволюция английского романтизма. Место В. Скотта в романтическом движении. 2. Особенности историзма В. Скотта. Вопрос о смысле истории и историческом процессе в понимании В. Скотта. Противоречия в мировоззрении В. Скотта; консерватизм его общественно-политических взглядов: а) Понимание неотвратимости социальных конфликтови справедливости народного гнева; б) В тоже время боязнь народно-революционной борьбы; в) Обсуждение «крайних мер», проповедь примирения борющихся сил. 3. Раннее творчество. Роль фольклора в становлении эстетики и исторической концепции В. Скотта. 4. Рождение жанра исторического романа а) Задачи исторического романа; б) Выбор исторической личности; концепция личности: степень изменения характеров исторических деятелей далеких эпох, причины искажений; в) Выбор материала; г) Соотношение нравственных и социальных факторов; д) Характер объективности писателя; вопрос о соотношении исторической правды и художественного вымысла; реализм автора; е) Особенности изображения психологии человека; психология историческая, национальная, социальная, индивидуальная; ж) Вынужденная «адаптация» далеких событий и характеровк современному читательскому восприятию; осовременивание древнего варианта языка; з) Поэтика исторического романа В. Скотта. 5. Композиционные приемы в романе «Айвенго». 6. Система образов в романе, вымышленные и исторические лица: · Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд: реальность и вымысел; · Саксы, норманны – отношения между различными национальными кланами; · Место и роль образа Айвенго; · Женские образы в романе: Ревека и Ровена. 7. Народные массы в романе. Двойственность позиции автора по отношению к представителям народа: а) Особенности внешнего и внутреннего облика персонажей-выходцев из народа. Вамба и Гурт; б) Отношения между народом и представителями господствующих классов; в) Роль народа в разрешении конфликта в романе. 8. Особенности выражения авторской оценки в романе. 9. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, мастерство в их показе. 10. Верования и предания народа; фольклорные элементы в художественной ткани романа. 11. Влияние В. Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе 19 века (на примере Пушкина, Купера и др. ).
|
|||
|