Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мурат Рамзи - великий сын башкирского народа



 

Мурат Рамзи. ( Морадулла ибн Батыршах Абдулла шейх Мурат Рамзи)
(род. 10 окт. 1854 года - умер 2 апр 1936 г. ) Видный представитель Исламской религии, ученый, историк, автор более 15 научных трудов, а также множество статей, так же двухтомного исторического произведения «Тальфик аль-ахбар», посвящённого истории тюрков, проживавших в царской России, и Ислама в Поволжье и на Урале.

Мурат Рамзи, родился 10. 10. 1854 г. в в башкирском ауле Альмет (д. Альметмуллино) Байларской (Булярской, Билярской) волости Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне село Альметьево Сармановского района, респ. Татарстан). Мальчик рос любознательным. В девять лет он хорошо знал арабскую грамматику, в 11 лет стал изучать калам. В 1869 году, после окончания сельского мадрасе Мухаммад-Мурад отправился в Казань на учёбу в мадрасе шейха Шигабутдина Марджани. Здесь надолго он не задержался и через 1. 5 года переехал учиться в г. Троицк Челябинской губернии. В 1872 г. он уехал из г. Троицк. Около полутора лет М. Рамзи работал учителем у казахов в их селениях, был в Ташкенте, оттуда в 1874 г. уезжает в Бухару.

Год спустя, неудовлетворенный уровнем преподавания, а также заболев, он снова вернулся в казахские улусы. В течение трех месяцев опять занимался преподаванием. В 1875 году Мурад Рамзи вернулся в Ташкент, где принял решение путешествовать в Турцию, Египет и Хиджаз. Присоединившись к башкирскому каравану со своими земляками Мурадбей прошел через Самарканд, Керки (Туркменистан) и Мазар-и Шариф, Кабул, оттуда через Джалалабад, Пешавар и Хайдарабад прибыл в Бомбей. Там паломники задержались на 3 месяца, затем пароходом в начале 1876 года прибыли на территорию Османского Халифата в город Джидду. (ныне КСА)

На территории Исламского государства (Османской империи) Мурад Рамзи задержался для продолжения образования. Он посещал занятия в мадрасе «Амин-ага», «Аш-Шифа», «аль-Махмудийя». В городе пророка Мухаммада в Медине жил четыре года. Не теряя времени зря, он продолжал изучать арабский язык, изучал хадисы, тафсир, акыду, фикх, тасаввуф, выучил наизусть весь Коран. (стал хафизом) В г. Медина Мухаммад Мурат Рамзи после многих лет обучения и практики получил титут Шейх уль Ислам. В области Исламских наук он добился больших успехов. Когда его наставник умер, то по согласно завещанию Мухаммада-Мурада, его ученики избрали шейха Рамзи «халифе» («заместителем») своего учителя. За 36 лет, проведенных в Аравии, он занимался переводами богословской литературы на арабский язык.

Весной 1894 года шейх Мухаммад Мурад Рамзи аль Макки прибыл в г. Бухару. Путешествуя, он в течение нескольких лет он занимался составлением своего знаменитого исторического труда «Тальфик аль-ахбар», несколько раз посещал Россию для сбора материалов, необходимых для его завершения.

В 1895 году Рамзи женился на Асма Джадид. В браке было 9 детей. В 1914 году приехал с семьей в Россию. Его жена, Асма-ханум с детьми уехала к себе на родину в Тетюши (ныне Тетюшский р-н Татарстана), а Мурад Рамзи со старшим сыном направился в Туркестан. В это время началась Первая мировая война. Так как Мурадбей был подданным Османского Халифата, а Османское государство выступала на стороне Центральных держав, то все турки автоматически превращались в персон «нон-грата» и должны были немедленно покинуть территорию страны. М. Рамзи пришлось скрываться под вымышленным именем, но всё же Мурадбей попадает в руки полиции. Его этапом в арестантском поезде доставляют в Уфу, чтобы затем переправить в Сибирь. Друзья М. Рамзи хлопочут об его освобождении и им удается добиться разрешения Мурату Рамзи выехать к семье в Оренбургскую губернию, чтобы жить там под надзором полиции до окончания войны. Далее, Мухаммад Мурад по приглашению уйгурских мусульман отправляется в Уйгурустан Восточного Туркестана (ныне Китай) который являлся тогда центром Исламского просвещения в Азии. Там его встречают братья мусульмане уйгуры, покупают и предоставляют ему дом, дают средства для жизни, делают его имамом, и мударрисом. И вплоть до самой смерти он будет жить там, и преподавать Исламские науки. Умер Мурадбей в 1936 году в городе Чугучак на территорию Синьзяна (Китай). Город Чугучак (ныне г. Тачэн, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР)

 

Почётный титул шейха Мурат Рамзи получил за свои заслуги в области исторических изысканий и в деле просвещения мусульман.

Область интересов шейха Рамзи — история российских тюрков и ислама в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. За свою жизнь Мурад Рамзи написал и опубликовал около 15 научных трудов, а также множество статей и стихотворных произведений.

Его перу принадлежат труды, посвящённые различным богословским вопросам, книги по арабской грамматике, комментарии к Корану, тюркский перевод Корана.

Наибольшую известность Рамзи принес двухтомный исторический труд «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей». Оренбург, 1908),

Свою книгу «Тальфик аль-ахбар» М. Рамзи начал составлять в 1892 году и закончил в 1907 г. В 1908 году, при финансовой поддержке шейха Зайнуллы Расулева аш-Шарифи, видного башкирского суфийского ученого, и ректора мусульманского медресе «Расулийя» города Троицка, эта книга была издана в Оренбурге. Книга «Тальфик аль-ахбар» посвящёна истории тюрков, проживавших в царской России, и исламу. Отдельный раздел книги посвящён описанию биографий видных шейхов Поволжья, Урала и Северного Кавказа и духовных наставников-муршидов.

В своем творчестве Рамзи использовал разные псевдонимы: он называл себя Мухаммад-Мурад Рамзи, иногда Шейх Мухаммад-Мурад или Шейх Мухаммед-Мурад аль-Казани, аль-Мензелеви, аль-Булгари, аль-Макки, порой Мухаммад Мурад, Мурад или Шейх Мурад, в детские годы его называли Мерданшах, а в своих работах использовал имена: Туги, Анделиб, Абу аль-Хасан, Акмаль или М. М. Р. Поскольку ученый долгое время жил в Хиджазе, отсюда произошла имя (нисба) «аль-Макки».

Да будет доволен им Аллах, и обрадует садами Фирдауса в раю. Аминь.

===================================================

 

    Мурат Рамзи - великий сын башкирского народа

 

Зачастую жизненный путь талантливых и незаурядных людей складывается драматически и даже трагически, и мы не удивляемся, что им приходится преодолевать тяжелые испытания и потери. Но забвение личностей, внесших существенный вклад в культуру, выпадение их имен из исторической памяти людей – это ли не самая горькая несправедливость?

Мурат Рамзи – один из таких незаслуженно забытых сыновей башкирского народа. Конечно, его жизнь пришлась на самые драматичные годы истории России – бурные годы Октябрьской революции, гражданской войны и смены общественно-экономического уклада всей страны. Это в какой-то мере оправдывает вину потомков перед Муратом Рамзи: ведь в те годы исчезали не только отдельные личности – гибли тысячи людей, прекратила свое существование целая общественно-экономическая формация.

Морадулла ибн Бахадиршах Абдулла шейх Мурат Рамзи – один из видных представителей мусульманской науки и религии, которые в конце XIX – начале XX вв. не только осуществили культурный и " религиозный подъем башкирского татарского народов, но оказали благотворное воздействие на общие процессы духовного возрождения мусульманских народов Российской империи. Сегодня в западной и арабской научной среде он известен как мусульманский ученый- историк, автор двухтомного исторического произведения «Тальфик аль-ахбар», посвящённого истории тюрков, проживавших в царской России, – башкир, казахов, волжских булгар, казанских татар, узбеков, ногайцев – и ислама на огромных территориях бывшей Российской империи. На Западе это произведение давно вошло в научный оборот. Его использует в качестве научного источника, в частности, профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар. Один экземпляр книги шейха М. Рамзи хранится в отделе редких книг библиотеки Университета короля ас-Сауда в Королевстве Саудовской Аравии.

Почётный титул шейха Мурат Рамзи получил за свои заслуги в области исторических изысканий и в деле просвещения мусульман.

Он был мюридом (учеником) суфийского братства Накшбандийя, и солидную часть своей книги «Талфик аль-ахбар» отвёл изложению биографий видных  шейхов Поволжья, Урала и Северного Кавказа, настоящих духовных наставников-муршидов.

Сведения о шейхе М. Рамзи, к сожалению, хоть и не мало но обрывочны и фрагментарны. Немного информации о его жизненном пути можно почерпнуть из научной статьи профессора X. Алгара о Зайнулле Расулеве аш-Шарифи ан-Накшбанди, выдающемся башкирском суфийском шейхе, мусульманском теологе из сборника под названием «Мусульмане Средней Азии» (Muslims in Central Asia. Duke University Press. Durham and London, 1992). Некоторые данные о своей жизни приводит сам шейх Рамзи во втором томе книги «Тальфик аль-ахбар». Но все же, это дает нам возможность выявить основные вехи его биографии, даже его родословную, генеалогическое древо, то, что башкиры называют словом «шежере», восходящему к арабскому «шаджарат» – «дерево».

Мурат Рамзи родился в 1854 г. в башкирском ауле Альмет Булярской волости Минзелинского уезда Уфимской губернии, по происхождению башкир. Это подтверждается приводимой им самим его родословной. Отец его родного дяди, мулла Зейнуддин Нуркай, служил в качестве полкового имама в Башкирском казачьем войске. Родословная М. Рамзи выглядит следующим образом:  Мурат Рамзи (Мурадулла) < его отец Бахадиршах Абдулла < Мырзагол < Бахлай < Марзаш < Мамаж < Мерке < Абдуллабек < Биксура-хан. Имя его пращура Биксуры-хана упоминается в некоторых башкирских легендах, где он изображен как храбрый защитник башкир от иноземных захватчиков.

В юности М. Рамзи учился в городе Троицке Челябинской губернии. Одним из его учителей был Шарафетдин ибн Махди, его земляк родом из башкирского аула Дусмет-Тирмэ Байлярской волости Минзелинского уезда Уфимской губернии. Известно, что в течение 12 лет Шарафетдин изучал религиозные науки в Бухаре. В Троицке М. Рамзи учился в мадрасе третьей городской мечети, построенной на деньги богатого мецената мусульманина из башкир Гайса-бая. Известно имя ещё одного из учителей М. Рамзи – уроженца Троицкого уезда Мухаммеда ибн Абдаз-Захира Рахмангула, также получившего религиозное образование в Бухаре. Несомненно, что, учась в Троицке и усваивая обычные религиозные знания, Рамзи также приобщился к  Исламским знаниям и там же вступил в братство Накшбандийя. После получения образования в Троицке шейх Рамзи продолжил обучение в Бухаре, провёл несколько лет в Поволжье и на Урале, занимаясь составлением своего исторического труда, а затем переехал на постоянное жительство на территорию Османского Халифата в г. Медину (ныне Саудовская Аравия). Умер шейх Мурат Рамзи в 1936 г.

Основным занятием шейха Рамзи стало изучение истории российских тюрков и ислама в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Свою книгу «Тальфик аль-ахбар» (полное название «Тальфик аль-ахбар ва тальких аль-асар фи вакаи Казан ва булгар ва мулюк ат-татар», или «Труд по истории Казани, булгар и татарских царей») М. Рамзи начал составлять в 1892 г. и завершил в 1907 г. В 1908 г. при финансовой поддержке шейха Зайнуллы Расулева аш-Шарифи, видного башкирского суфия и ректора мусульманского медресе «Расулийя» г. Троицка, эта книга была издана в Оренбурге.

Выход в свет книги шейха Мурата Рамзи вызвал большой резонанс. Царская цензура расценила произведение М. Рамзи как «открытое оскорбление православной церкви и прямое подстрекательство российских мусульман против русских» (X. Алгар). К сожалению большая часть тиража была изъята и сожжена. Действительно, автор составил свое произведение с учетом национальных и религиозных интересов своего народа, и его исламские и пантюркистские идеи резко расходились с официальной идеологией Российской империи.

Сама историческая книга шейха М. Рамзи «Тальфик аль-ахбар» представляет ценность сразу в нескольких отношениях. Во-первых, как письменный памятник башкирской историографии конца XIX - начала XX вв. Во-вторых, книга является письменно зафиксированной вехой в развитии национального самосознания и этнической самоидентификации башкир указанного периода. В-третьих, сама структура книги М. Рамзи, способ освещения им истории тюркских народов, методы привлечения письменных источников других историков – как мусульманских, так и русских и западноевропейских, – всё это помогает в какой-то мере реконструировать образ мышления, менталитет довольно распространённого типа башкирского интеллектуала конца XIX – начала XX вв. Это был тип башкирского мыслителя, свободно мысляшего мусульманина с ярко выраженной претензией на духовный аристократизм, на принадлежность к «образованному меньшинству», возвысившегося до свободного диалога с общемусульманской, русской, татарской и западноевропейской культурами. С другой стороны, этот же башкирский мыслитель ясно осознавал свою непривилегированность, обычность и ординарность своей судьбы, схожей с судьбами его простых соплеменников башкир в Российской империи, понимал общую значимость испытаний и страданий, которым господствующая русская колониальная власть грубо подвергала образованных башкир наряду с рядовыми башкирами.

Что же касается собственно содержания книги шейха М. Рамзи, то оно представляет собой изложение исторического развития гуннов, (һ унлар ) тюрков, славян, маджаров (мадьяров, )  готов с древнейших времен до средневековья. Затем автор суживает свое внимание исключительно на истории Золотой Орды, ее культуры и народов, населявших ее, изучая взаимоотношения татарских и тюркских ханств с быстро растущим молодым Русским государством. Наконец, шейх Рамзи переходит к заключительной части своих исторических штудий, где исследует историю завоевания Россией Поволжья, Урала и Западной Сибири и последствия этих событий для народов Волжско-Уральского региона. Судьбы этих народов являются предметом особой заботы шейха Рамзи в силу его этнического происхождения и его пребывания в качестве мюрида в рядах братства Накшбандийя. А это обязывало его заботиться о судьбах «непосвящённых», то есть основной части мусульманского населения Поволжья и Урала. Особую ценность представляет собой библиографический материал о более чем ста пятидесяти видных религиозных деятелях, в основном татар и башкир (но есть сведения и о некоторых ученых Дагестана), осуществлявших культурно-просветительскую деятельность в XVIII и XIX вв. Шейх Мурат Рамзи уделил несколько страниц для изложения биографии шейха Зайнуллы Расулева аш-Шарифи ан-Накшбанди, своего духовного наставника, и очень тепло пишет о нем, высоко оценивая его как человека и религиозного деятеля.

Книга шейха Рамзи выгодно отличается от произведений подобного жанра других мусульманских ученых этого региона. Свою книгу он написал на арабском языке, но уже использовал передовой опыт, перенятый им от русских и западноевропейских историков. Своё произведение Рамзи делит на главы, параграфы, приводит список использованных трудов. Его книга снабжена рисунками, схемами, таблицами и планами исторических мест. Именно в книге М. Рамзи мы видим переход на принципиально новый метод исторического исследования. Например, при анализе масштабов колонизации башкирского края, способов подавления царскими властями грандиозных башкирских восстаний и путей расхищения колонизаторами башкирских земель М. Рамзи оперирует статистическими данными, выясняет роль экономического фактора в политике русского правительства, разъясняет отрицательные последствия перевода башкир в военно-казачье сословие. Произведение М. Рамзи составлено на основе большого количества исторических материалов. Но самое главное, шейх Рамзи аргументировано критикует неверные подходы русских историков к освещению истории российских тюрков и ислам на территории Российской империи.

Принципиальность шейха Рамзи в отстаивании идеи национальной независимости тюрков, открытое осуждение им политики насильственной христианизации народов Поволжья и Урала, критика чванливых и продажных местных чиновников нашли отклик в душе будущего крупнейшего историка-тюрколога Заки Валиди Тогана (1890–1970 гг. ), основателя Башкирской республики. Теперь можно объяснить причину большого успеха молодого Заки Валиди Тогана, выпустившего в 1912 г., в свои неполные двадцать два года книгу «История тюрков и татар». Эта книга по структуре почти совпадает со структурой книги шейха Мурата Рамзи. Разумеется, нельзя обвинить Заки Валиди в механическом переписывании, но следует признать тот факт, что он написал свою книгу под сильным влиянием произведения шейха Рамзи. Тем более, что Заки Валиди в своих «Воспоминаниях» пишет, что книгу шейха он прочёл ещё в рукописи, так как тот был дружен с его отцом и дядей, часто посещал дом его отца в селе Кузян (ныне Ишимбайский район Республики Башкортостан) и оставлял там черновики своего произведения для просмотра родителю Заки Валиди, мулле Ахматшаху.

Нам остаётся надеяться, что среди российских мусульман найдутся люди, неравнодушные к историческому наследию исламских ученых России, и окажут действенную помощь для осуществления перевода книги шейха Мурата Рамзи с арабского языка, чтобы с ней мог ознакомиться широкий круг читателей, интересующихся историей и культурой мусульманского мира.

-----------------------------------------------------------------------------------------

  Обращайтесь к источникам. Согласно метрике, Мурад Рамзи, урожденный Марданшах, сын Батыршаха, был башкиром. Читаете на тюрки? Если нет, учитесь. Согласно ревизии 1859 г., он опять башкир. Если сегодня население Альметмуллино полагает себя татарами, это не значит, что их предки не были башкирами. Татары - название новое, вошедшее в оборот в начале 20 века. Почитайте книгу Мурада Рамзи, в сети есть перевод 1-го тома " Талфик ал-ахбар". Там он прямо говорит, что его дядя есаул Хисамеддин был башкиром (не тептяром! и, тем более, не татарином, т. к. такой идентичности тогда не существовало).  

 

=====

Насчет кладбищ. Проедьтесь по деревням Северо-Западной Башкирии. Там во многих деревнях по два, три, а то и четыре кладбища по этносословному признаку. Башкиры-вотчинники отдельно, башкиры-припущенники и тептяре отдельно, мишары отдельно. Почему так? Потому что они в разные мечети ходили по принципу этнической махалли. Это даже по метрикам видно. Один приход башкирский, другой тептярско-башкирский (припущеннический), третий - ясашный. В метриках предки татар именуют себя как " ясашные" или " ясаклы" в память о состоянии в сословии ясачных татар.

 

====

Книга переписи населения. 1859 года.

Ревизская сказка 1859 года июня 3 -го дня, Оренбургской губернии Мензилинского уезда 19 -го Башкирского кантона 5 - ой юрты Альметмуллиной деревни.

====

Метрическая книга Мензилинского уезда деревни Алметмуллино (Альмат аулы) на 1855 год.

Запись: Мулла. Отец (Мурата Рамзи) Марданшах - башкир землевлоделец. (Башкорт зирагатчи) Батыршах. Мать Фархи Джихан.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.