Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Родион Константинович Щедрин. Альфред Гарриевич Шнитке



Родион Константинович Щедрин

(р. 1932)

    Один из крупнейших композиторов современности, деятельность которого началась во второй половине XX века. Считается одним из композиторов, принадлежащих ко «второй фольклорной волне». Первым из советских композиторов открыл для академической музыки жанр частушки. Именно на частушечном тематизме основаны опера-частушка «Не только любовь» и концерт для оркестра «Озорные частушки».

    Экспериментатор в области музыкального языка и формы: обращался к техникам композиции XX века, в том числе, и к находкам авангардистов (например, приём коллажа в балете «Анна Каренина», когда в музыку Щедрина включается фрагмент из оперы В. Беллини «Норма»). С точки зрения формы, особый интерес представляет фортепианный концерт № 3, основанный на закономерностях обращённого вариационного цикла вариации и тема (воплощение процесса поиска истины и её обретения).

    Основные произведения: опера «Мёртвые души» (по Н. Гоголю), хоровая опера «Боярыня Морозова», опера-частушка «Не только любовь» (по мотивам рассказов С. Антонова), балеты «Анна Каренина» (по Л. Толстому), «Чайка» (по А. Чехову), «Конёк-Горбунок» (по П. Ершову). Как правило, балеты Щедрин сочинял для своей супруги – балерины Майи Плисецкой, исполнительницы главных партий.

    Двумя магистральными линиями творчества Щедрина являются:

1. глубинная связь с русской духовной музыкой и фольклорной традицией;

2. связь с авангардными тенденциями в искусстве.

 

 

Альфред Гарриевич Шнитке

(1934-1998)

    Родился в г. Энгельсе Саратовской области. Обучался в Московской консерватории по двум специальностям – композиция и музыковедение.

В 1960-х годах возглавлял т. н. «тройку авангардистов» наряду с Эдисоном Денисовым и Софьей Губайдуллиной. До конца 1980-х годов музыка Шнитке не исполнялась в Советском Союзе, хотя в Западной Европе композитор уже получил признание и был членом нескольких европейских академий музыки.

    В 1971 году теоретически обосновал (научный доклад на конгрессе в Москве) и практически сформировал метод полистилистики, т. е. метод мышления стилями.

    Основными приёмами полистилистики являются:

1. цитата – цитата «чужой» темы;

2. аллюзия – «невыполненное обещание на грани цитаты, но не переходя её». В этом случае тема отдалённо напоминает какую-либо известную тему, но цитата отсутствует;

3. коллаж (с франц. «вклейка») – приём помещения «чужой» темы в контекст авторского произведения.

При этом за каждой цитатой или аллюзией на конкретный стиль стоит картина мира соответствующей эпохи и композитора.

    Основной темой творчества А. Шнитке является поиск человеком себя и своего места в мире, а также стремление обрести истину. Все произведения композитора отличаются сложностью замысла и его музыкального воплощения.

    Наиболее известные сочинения: Симфония № 1 (первое произведение в эстетике полистилистики), Концерт для хора на слова средневекового поэта Григора Нарекаци, Концерт для фортепиано и струнного оркестра (посвящён пианисту Владимиру Крайневу), Концерт для альта с оркестром (посвящён альтисту Юрию Башмету), кантата «История доктора Иоганна Фауста» (по В. Гёте), «Сюита в старинном стиле», «Гоголь-сюита», «Реквием», «Concertogrosso» № 1, музыка к кино- и мультипликационным фильмам.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.