Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прудников Ф. И.. Саур-Могила: Путеводитель.- Донецк: Донбас, 1979 г.. ЧЕРЕЗ ВЕКА



 

 

 

Прудников Ф. И.

Саур-Могила: Путеводитель. - Донецк: Донбас, 1979 г.

Саур-Могила — памятник древности и героического украинского эпоса. Имя ее и слава ее вознеслись еще выше в годы Великой Отечественной войны: высота 277, 9 стала свидетелем беспримерного мужества совет­ских воинов, ломавших Миус-фронт, освобождавших Донбасс от фашистских захватчиков.

Путеводитель знакомит с историей этого легендар­ного кургана, ведет по местам штурма советскими воинами вражеских укреплений. Рассчитан на широкий круг читателей.

\

 

 

 

 

ЧЕРЕЗ ВЕКА

Много курганов разбросано на необъятных просторах нашей Родины. Стоят они как часо­вые, выставленные историей. Мамаев курган, Малахов курган, Сапун-гора, Острая Могила — свидетели высокой народной любви и верности. В их ряду и Саур-Могила. Она находится в юго-восточной части Донецкой области, в 12 ки­лометрах от города Снежного.

Раскопки помогли раскрыть сокровенные тайны Саур-Могилы. Установлено, что это ос­танец одного из размытых отрогов Донецкого кряжа. Состоит он в основном из песчаника, изредка попадаются друзы горного хрусталя. Верхняя часть его — насыпной курган диамет­ром 32 метра и высотой 4 метра. В центре этой искусственной насыпи, сложенной преимущественно из чернозема, на глубине четырех метров было обнаружено древнее захоронение. В могильнике нашли кости человека, остатки ист­левшего дерева, осколки глиняного лепного со­суда баночной формы. Ученые предполагают, что искусственная часть Саур-Могилы насыпана во втором тысячелетии до нашей эры. Относят ее к срубной культуре, получившей название по типу могил: умершего хоронили в деревян­ном срубе, рядом клали вещи, которыми он пользовался при жизни, ставили сосуд с едой. В седую старину здесь расстилалась бес­крайняя степь, поросшая высокими травами. Шли и шли через нее древние племена. Так на­зываемых «срубников» сменили киммерийцы, которых оттеснили на юг и частично ассимили­ровали скифы. Жизнь в степи текла по своим зонам Вот на невысокой выносливой площадке появляется скиф. Мчится он, приминая тра­ву, даже ветер отстает. На скаку натягивает те­тиву тугого лука. Звенящая стрела настигает грозу скифских табунов — волка. Удачливый охотник одним рывком перебрасывает убитого хищника через войлочное седло и взбирается на вершину Саур-Могилы. Оттуда он зорко всмат­ривается вдаль, видит на пыльной степной до­роге обоз. Скифские купцы с товаром держат путь в греческое торжище Танаис или еще дальше — в Пантикапей, Ольвию, Херсонес.

Скифов из донецких степей вытеснили сар­маты, которых в свою очередь изгнали гунны. Кого только не перебывало здесь. Авары, бол­гары, хозары, печенеги, половцы. В XIII веке нагрянули орды татаро-монголов. Они хозяй­ничали в донецких степях до распада Золотой орды. А затем, теснимые Русью, продвинулись к югу и основали Крымское ханство.

Долгое время степь, где ныне кипит жизнь, называли Диким полем, или Ханщиной. Крым­ские татары совершали разбойничьи набеги на окраины Русского государства, все сметали на своем пути, грабили, убивали, угоняли плен­ных. Не раз мимо Саур-Могилы под злые ок­рики и свист плетей проходили невольники, прощались с родной землей. Не раз у ее под­ножия гремела сеча между казаками и татара­ми.

В конце первой половины XVIII века с об­разованием Миусского округа эту местность на­чинают заселять донские казаки. Большие на­делы получили здесь и крупные землевладель­цы. Саур-Могила оказалась па территории, отошедшей графу Петру Иловайскому.

В 1748 году старшина Григорий Мартынов спрашивает разрешения войскового круга «о сделании на среднем Еланчике для рыболовов землянок». Старшина Краснощеков в 1749 году просит позволения на строительство при устье Миуса двора и сараев. Архивы свидетельствуют, что к тому времени на Еланчинской косе были уже поселения казаков. Для строительства жи­лья использовали камни, глину, песок, которые брали возле Саур-Могплы. У ее южного склона и сейчас можно обнаружить давние карьеры.

В 1774 году старшина Иван Васильев засе­лил слободу Новопавловку — ныне город Миусинск — «вольными малороссиянами на вольной же войска Донского общего владения войско­вой никем не занятой земле». В 1777 году Дми­трий Иловайский основывает слободу и дает ей свое имя. В 1781 году в Дмитриевке уже насчи­тывалось 94 двора и 509 жителей. Вдова вой­скового старшины Елизавета Васильева в 1789 году поселила крестьян по обоим берегам речу­шки Глухой, село это стали называть Веселым. В восьми километрах от Саур-Могилы на почтовом тракте в 1779 году появился посто­ялый двор. Его построил полковник казачье­го войска Дмитрий Мартынов. Вокруг выросло село Калиновка—ныне Григорьевка. А в 1784 году севернее Саур-Могилы открыл постоялый Двор Иван Васильев. Тут и возникло село Васильевка, давшее начало городу Снежному.

Осталось неизвестным, когда были основа­ны села Степановка и Мариновка. Упомина­ния о них в архивах относятся к 1802 году. Тогда в Степановке было 45 дворов и 377 жите­лей, в Мариновке — 35 дворов и 250 жителей.

 После 1900 года вокруг Саур-Могилы развивают бурную деятельность различные предприниматели. Их привлекли сюда запрятанные в недрах антрациты. Некоторые землевладельцы сами строят небольшие шахты, другие сдают в аренду участки земли под выработку угля зажиточным крестьянам, купцам, иностран­цам. Двадцатый век принес и в эти края ин­дустриальные звуки, которые никогда не слы­шали степь и ее невозмутимый страж Саур-Могила.

Многое повидала на своем веку Сayp-Могила и навсегда вошла в легенды, народные думы, песни. Почему назвали ее так — не установить теперь. Но, должно быть, имя это носил сво­бодолюбивый, отважный человек, верный сын своей земли, не пощадивший ради нее жизни.

Как повествует одна из легенд, когда-то на вершине этого кургана несли дозор казаки: наблюдали с высокой деревянной вышки за степью и, заметив передвижение конницы татар, зажигали смолу. Такие вышки тянулись до са­мой Запорожской сечи. Сигнал опасности пере­давался по цепи, и казацкое войско выступало навстречу врагу.

Жарким летним днем дежурил на вышке с товарищами смелый молодой казак Саур. Не было ему равных противников в бою на саблях, никто не  мог сравниться с ним в храбрости. Неожиданно затянулось небо тучами, разгулял­ся ветер, разразилась гроза. Татары этим вос­пользовались и незаметно подкрались к выш­ке. Заметили их казаки, да было поздно. За­жгли смолу и отбивались от наседающих татар до тех пор, пока не увидели, что сигнал при­нят. Тогда соскочили с объятой огнем вышки и попытались пробиться сквозь вражеское кольцо. В этой страшной сече полегли все побра­тимы Саура, а с ним враги долго не могли спра­виться: не было ему равных в сабельном бою. Но вот на него сзади накинули петлю, упал Саур, и засвистели над его телом клинки. В этот же миг вздрогнула и загудела земля, ударил гром небывалой силы, небо расколола молния. На месте гибели Саура вырос второй огромный курган. Татары от страха совсем растерялись и попали под острые сабли подоспевших казаков. Саура похоронили на вершине кургана. С тех пор и называется он Саур-Могилой.

Старожилы этих мест помнят и другие ле­генды. Вот что рассказал Афанасий Иванович Овчаренко:

— В давнее время жил на этом кургане Клим Саур. Зорче орла степь он оглядывал, быстрее коршуна облетал. Были у него на вер­шине товарищи. И брат Леонтий с лихими мо­лодцами. Леонтий больше в дозоре находился. Как заслышит, что пан над крестьянами измы­вается, так сразу весточку Климу подаст. Тот с помещиком расправится, а его добро беднякам раздаст.

Раньше был Клим Саур крепостным у одного жестокого помещика. Насмеялся помещик над его невестой. И мстил Клим Саур за свою обиду, за обиды всех бедняков. Долго гулял по степи, да сошлась и ему волюшка клином. Со­брались на него паны с войском, окружили со всех сторон. Увидел Клим, что уже нет выхода, что уже Леонтия связанного ведут, и закри­чал громовым голосом: «А ставьте вы на курганe, на самом верху, столб, а к тому столбу при­слоните бревнышки округом, на шатер тот дубовый Сделали так. А войско

Панское наступает. Вошел Саур с товарищами в дубовый шатёр и повелел рубить среднее бревно. У пала подпора, рухнул шатёр, земля могилу засыпала. Люди принесли сюда по горсти земли, и вырос огромный холм, который назвали именем Саура. А на могиле Леонтия посадили по одному дереву. И вырос Леонтьевский лес.

Одна из версий связывает происхождение

названия Саур-Могилы с заселявшим когда-то Подонье и просторы вдоль течения Донца сла­вянским племенем сев-еров. О них знали в древ­ней Греции и Риме. Упоминание о северах встре­чается в древних русских летописях, где их на­зывают «северой». Они оставили память о себе в названиях Северского княжества, Северского Донца, Новгорода-Северского, Северских леса и балки в Балаклеевском районе Харьковской об­ласти. Можно считать, что Саур — севур — се­вер — имя собирательное.

Напрашивается и такое предположение. Уче­ные пришли к выводу, что Савромат общее имя всех боспорских царей. Не участвовало ли это слово в создании названия древнего кургана?

Как бы там ни было, но в памяти народной закрепилось такое название — Саур-Могила. Для многих поколений эта высота была симво­лом Родины. Как и столетия назад, волнует людей песня, которую в наши дни исполняет ансамбль бандуристов:

 

Де Савур-Могила, широка долина,

Сизий орел пролітає,

 Славне військо запорізьке

У похід виступає...

 

Закипел жаркий бой между запорожцами и татарами. Схватили враги молодого казака Морозенко, стали пытать. Перед смертью попро­сил он вынести его на Саур-Могилу, чтобы взглянуть в последний раз на родную землю. Но вынули враги его сердце и бросили в воду. И только после этого:

 

Ой, винесли Морозенка

На Савур-Могилу,

Тепер дивись, Морозенку,

На свою Вкраїну...

 

И бесстрашный казак Супрун, попав в плен к татарам, просит об одном:

 

Гей, хоч виведіть,

А хоч винесіть

Мене на Савур-Могилу,

Нехай же я стану подивлюся

На свою рідну Україну...

 

Возле Саур-Могилы проходил чумацкий шлях на Азов. Чумаки не раз видели на гори­зонте величественную высоту и не могли не вспомнить о ней в своих песнях. И для тех, кому удавалось бежать из татарского плена, бы­ло самым заветным добраться до Саур-Моги­лы. Об этом говорится и в думе «Втеча трьох братів із Азова»:

 

I тоді ж то до Савур-Могили добігали

I на Савур-Могилі три дні і три ночі опочивали.

 

Известный украинский кобзарь Остап Вересай пел:

 

Савур-Могилу видно

За три дні ходу...

 

Из века в век гордо нес свою вершину ле­гендарный курган, частица героической исто­рии   народа. Тарас Григорьевич Шевченко 13 августа 1857 года в своем дневнике сделал та­кую запись: «Первая книжка «Русского вест­ника» за 1856 год попалась мне в руки... Я развертываю книжку, и мне попалась литера­турная летопись, читаю, и что же я читаю! На­ша славная-преславная Савор-Могила раскопа­на. Нашли в ней какие-то золотые и другие ме­лочи, не говорящие даже, действительно ли это была могила одного из скифских царей. Я люблю археологию, уважаю людей, посвятив­ших себя этой таинственной матери-истории, я вполне сознаю пользу этих раскапываний. Но лучше бы не раскапывали нашей славной Саур-Могилы... Во весь вечер и день я все пел:

 

У степу могила

З вітром говорила:

«Повій, вітре буйнесенький,

 Щоб я не чорніла».

 

Очень любил раздолье донецких степей А. П. Чехов. И не мог он, конечно, обойти своим вниманием Саур-Могилу, вспоминает о ней в письмах, в рассказе «Счастье»: «Солнце еще не взошло, но уже видны были все курга­ны и далекая похожая на облако Саур-Могила с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту могилу, то с нее видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо »

В Г Короленко был в Донбассе в начале 900 х годов И его сердце тронул древний курган. В 1905 году писатель путешествовал  с дочерьми Соней и Наташей по Волге и в своїй  записной книжке сделал первоначальный набросок рассказа «Близ Саур-Могилы»: «Случи­лось мне быть на станции Харцызской и раз­говориться со стрелочником. Его будка неда­леко от песенной Саур-Могилы, о которой вспоминает украинская дума:

 

Ой, вивели Морозенка на Савур-Могилу,

 Подивися, Морозенку, на свою Вкрашу.

 

Теперь отголоски этой думы уже замирают. Я еще слышал ее от слепого бандуриста. Голос у него давно съело пение на ярмарках на вет­ру, порой на морозе, но в нем остались какие-то изумительные ноты, звучащие стариной и ста­ринной степной тоской... »

Вспомнил о Саур-Могиле и К. Г. Паустов­ский в очерке «Степная станица»: «В палисад­никах желтеют бархатцы, и слепцы на сопил-ках поют забытые    легенды о Саур-Могиле».

В 20-е годы режиссер И. Перестиани поста­вил фильм под названием «Саур-Могила». В нем рассказывалось о событиях гражданской войны, разгроме банд Махно и Маруси. Роль атаманши Маруси сыграла талантливая актри­са А. Быхова.

Саур-Могила объявлена памятником древ­ности и героического украинского эпоса и охраняется законом. Имя ее и слава ее вознес­лись еще выше в годы Великой Отечественной войны.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.