|
|||
Прудников Ф. И.. Саур-Могила: Путеводитель.- Донецк: Донбас, 1979 г.. ЧЕРЕЗ ВЕКАСтр 1 из 4Следующая ⇒
Прудников Ф. И. Саур-Могила: Путеводитель. - Донецк: Донбас, 1979 г. Саур-Могила — памятник древности и героического украинского эпоса. Имя ее и слава ее вознеслись еще выше в годы Великой Отечественной войны: высота 277, 9 стала свидетелем беспримерного мужества советских воинов, ломавших Миус-фронт, освобождавших Донбасс от фашистских захватчиков. Путеводитель знакомит с историей этого легендарного кургана, ведет по местам штурма советскими воинами вражеских укреплений. Рассчитан на широкий круг читателей. \
ЧЕРЕЗ ВЕКА Много курганов разбросано на необъятных просторах нашей Родины. Стоят они как часовые, выставленные историей. Мамаев курган, Малахов курган, Сапун-гора, Острая Могила — свидетели высокой народной любви и верности. В их ряду и Саур-Могила. Она находится в юго-восточной части Донецкой области, в 12 километрах от города Снежного. Раскопки помогли раскрыть сокровенные тайны Саур-Могилы. Установлено, что это останец одного из размытых отрогов Донецкого кряжа. Состоит он в основном из песчаника, изредка попадаются друзы горного хрусталя. Верхняя часть его — насыпной курган диаметром 32 метра и высотой 4 метра. В центре этой искусственной насыпи, сложенной преимущественно из чернозема, на глубине четырех метров было обнаружено древнее захоронение. В могильнике нашли кости человека, остатки истлевшего дерева, осколки глиняного лепного сосуда баночной формы. Ученые предполагают, что искусственная часть Саур-Могилы насыпана во втором тысячелетии до нашей эры. Относят ее к срубной культуре, получившей название по типу могил: умершего хоронили в деревянном срубе, рядом клали вещи, которыми он пользовался при жизни, ставили сосуд с едой. В седую старину здесь расстилалась бескрайняя степь, поросшая высокими травами. Шли и шли через нее древние племена. Так называемых «срубников» сменили киммерийцы, которых оттеснили на юг и частично ассимилировали скифы. Жизнь в степи текла по своим зонам Вот на невысокой выносливой площадке появляется скиф. Мчится он, приминая траву, даже ветер отстает. На скаку натягивает тетиву тугого лука. Звенящая стрела настигает грозу скифских табунов — волка. Удачливый охотник одним рывком перебрасывает убитого хищника через войлочное седло и взбирается на вершину Саур-Могилы. Оттуда он зорко всматривается вдаль, видит на пыльной степной дороге обоз. Скифские купцы с товаром держат путь в греческое торжище Танаис или еще дальше — в Пантикапей, Ольвию, Херсонес. Скифов из донецких степей вытеснили сарматы, которых в свою очередь изгнали гунны. Кого только не перебывало здесь. Авары, болгары, хозары, печенеги, половцы. В XIII веке нагрянули орды татаро-монголов. Они хозяйничали в донецких степях до распада Золотой орды. А затем, теснимые Русью, продвинулись к югу и основали Крымское ханство. Долгое время степь, где ныне кипит жизнь, называли Диким полем, или Ханщиной. Крымские татары совершали разбойничьи набеги на окраины Русского государства, все сметали на своем пути, грабили, убивали, угоняли пленных. Не раз мимо Саур-Могилы под злые окрики и свист плетей проходили невольники, прощались с родной землей. Не раз у ее подножия гремела сеча между казаками и татарами. В конце первой половины XVIII века с образованием Миусского округа эту местность начинают заселять донские казаки. Большие наделы получили здесь и крупные землевладельцы. Саур-Могила оказалась па территории, отошедшей графу Петру Иловайскому. В 1748 году старшина Григорий Мартынов спрашивает разрешения войскового круга «о сделании на среднем Еланчике для рыболовов землянок». Старшина Краснощеков в 1749 году просит позволения на строительство при устье Миуса двора и сараев. Архивы свидетельствуют, что к тому времени на Еланчинской косе были уже поселения казаков. Для строительства жилья использовали камни, глину, песок, которые брали возле Саур-Могплы. У ее южного склона и сейчас можно обнаружить давние карьеры. В 1774 году старшина Иван Васильев заселил слободу Новопавловку — ныне город Миусинск — «вольными малороссиянами на вольной же войска Донского общего владения войсковой никем не занятой земле». В 1777 году Дмитрий Иловайский основывает слободу и дает ей свое имя. В 1781 году в Дмитриевке уже насчитывалось 94 двора и 509 жителей. Вдова войскового старшины Елизавета Васильева в 1789 году поселила крестьян по обоим берегам речушки Глухой, село это стали называть Веселым. В восьми километрах от Саур-Могилы на почтовом тракте в 1779 году появился постоялый двор. Его построил полковник казачьего войска Дмитрий Мартынов. Вокруг выросло село Калиновка—ныне Григорьевка. А в 1784 году севернее Саур-Могилы открыл постоялый Двор Иван Васильев. Тут и возникло село Васильевка, давшее начало городу Снежному. Осталось неизвестным, когда были основаны села Степановка и Мариновка. Упоминания о них в архивах относятся к 1802 году. Тогда в Степановке было 45 дворов и 377 жителей, в Мариновке — 35 дворов и 250 жителей. После 1900 года вокруг Саур-Могилы развивают бурную деятельность различные предприниматели. Их привлекли сюда запрятанные в недрах антрациты. Некоторые землевладельцы сами строят небольшие шахты, другие сдают в аренду участки земли под выработку угля зажиточным крестьянам, купцам, иностранцам. Двадцатый век принес и в эти края индустриальные звуки, которые никогда не слышали степь и ее невозмутимый страж Саур-Могила. Многое повидала на своем веку Сayp-Могила и навсегда вошла в легенды, народные думы, песни. Почему назвали ее так — не установить теперь. Но, должно быть, имя это носил свободолюбивый, отважный человек, верный сын своей земли, не пощадивший ради нее жизни. Как повествует одна из легенд, когда-то на вершине этого кургана несли дозор казаки: наблюдали с высокой деревянной вышки за степью и, заметив передвижение конницы татар, зажигали смолу. Такие вышки тянулись до самой Запорожской сечи. Сигнал опасности передавался по цепи, и казацкое войско выступало навстречу врагу. Жарким летним днем дежурил на вышке с товарищами смелый молодой казак Саур. Не было ему равных противников в бою на саблях, никто не мог сравниться с ним в храбрости. Неожиданно затянулось небо тучами, разгулялся ветер, разразилась гроза. Татары этим воспользовались и незаметно подкрались к вышке. Заметили их казаки, да было поздно. Зажгли смолу и отбивались от наседающих татар до тех пор, пока не увидели, что сигнал принят. Тогда соскочили с объятой огнем вышки и попытались пробиться сквозь вражеское кольцо. В этой страшной сече полегли все побратимы Саура, а с ним враги долго не могли справиться: не было ему равных в сабельном бою. Но вот на него сзади накинули петлю, упал Саур, и засвистели над его телом клинки. В этот же миг вздрогнула и загудела земля, ударил гром небывалой силы, небо расколола молния. На месте гибели Саура вырос второй огромный курган. Татары от страха совсем растерялись и попали под острые сабли подоспевших казаков. Саура похоронили на вершине кургана. С тех пор и называется он Саур-Могилой. Старожилы этих мест помнят и другие легенды. Вот что рассказал Афанасий Иванович Овчаренко: — В давнее время жил на этом кургане Клим Саур. Зорче орла степь он оглядывал, быстрее коршуна облетал. Были у него на вершине товарищи. И брат Леонтий с лихими молодцами. Леонтий больше в дозоре находился. Как заслышит, что пан над крестьянами измывается, так сразу весточку Климу подаст. Тот с помещиком расправится, а его добро беднякам раздаст. Раньше был Клим Саур крепостным у одного жестокого помещика. Насмеялся помещик над его невестой. И мстил Клим Саур за свою обиду, за обиды всех бедняков. Долго гулял по степи, да сошлась и ему волюшка клином. Собрались на него паны с войском, окружили со всех сторон. Увидел Клим, что уже нет выхода, что уже Леонтия связанного ведут, и закричал громовым голосом: «А ставьте вы на курганe, на самом верху, столб, а к тому столбу прислоните бревнышки округом, на шатер тот дубовый Сделали так. А войско Панское наступает. Вошел Саур с товарищами в дубовый шатёр и повелел рубить среднее бревно. У пала подпора, рухнул шатёр, земля могилу засыпала. Люди принесли сюда по горсти земли, и вырос огромный холм, который назвали именем Саура. А на могиле Леонтия посадили по одному дереву. И вырос Леонтьевский лес. Одна из версий связывает происхождение названия Саур-Могилы с заселявшим когда-то Подонье и просторы вдоль течения Донца славянским племенем сев-еров. О них знали в древней Греции и Риме. Упоминание о северах встречается в древних русских летописях, где их называют «северой». Они оставили память о себе в названиях Северского княжества, Северского Донца, Новгорода-Северского, Северских леса и балки в Балаклеевском районе Харьковской области. Можно считать, что Саур — севур — север — имя собирательное. Напрашивается и такое предположение. Ученые пришли к выводу, что Савромат общее имя всех боспорских царей. Не участвовало ли это слово в создании названия древнего кургана? Как бы там ни было, но в памяти народной закрепилось такое название — Саур-Могила. Для многих поколений эта высота была символом Родины. Как и столетия назад, волнует людей песня, которую в наши дни исполняет ансамбль бандуристов:
Де Савур-Могила, широка долина, Сизий орел пролітає, Славне військо запорізьке У похід виступає...
Закипел жаркий бой между запорожцами и татарами. Схватили враги молодого казака Морозенко, стали пытать. Перед смертью попросил он вынести его на Саур-Могилу, чтобы взглянуть в последний раз на родную землю. Но вынули враги его сердце и бросили в воду. И только после этого:
Ой, винесли Морозенка На Савур-Могилу, Тепер дивись, Морозенку, На свою Вкраїну...
И бесстрашный казак Супрун, попав в плен к татарам, просит об одном:
Гей, хоч виведіть, А хоч винесіть Мене на Савур-Могилу, Нехай же я стану подивлюся На свою рідну Україну...
Возле Саур-Могилы проходил чумацкий шлях на Азов. Чумаки не раз видели на горизонте величественную высоту и не могли не вспомнить о ней в своих песнях. И для тех, кому удавалось бежать из татарского плена, было самым заветным добраться до Саур-Могилы. Об этом говорится и в думе «Втеча трьох братів із Азова»:
I тоді ж то до Савур-Могили добігали I на Савур-Могилі три дні і три ночі опочивали.
Известный украинский кобзарь Остап Вересай пел:
Савур-Могилу видно За три дні ходу...
Из века в век гордо нес свою вершину легендарный курган, частица героической истории народа. Тарас Григорьевич Шевченко 13 августа 1857 года в своем дневнике сделал такую запись: «Первая книжка «Русского вестника» за 1856 год попалась мне в руки... Я развертываю книжку, и мне попалась литературная летопись, читаю, и что же я читаю! Наша славная-преславная Савор-Могила раскопана. Нашли в ней какие-то золотые и другие мелочи, не говорящие даже, действительно ли это была могила одного из скифских царей. Я люблю археологию, уважаю людей, посвятивших себя этой таинственной матери-истории, я вполне сознаю пользу этих раскапываний. Но лучше бы не раскапывали нашей славной Саур-Могилы... Во весь вечер и день я все пел:
У степу могила З вітром говорила: «Повій, вітре буйнесенький, Щоб я не чорніла».
Очень любил раздолье донецких степей А. П. Чехов. И не мог он, конечно, обойти своим вниманием Саур-Могилу, вспоминает о ней в письмах, в рассказе «Счастье»: «Солнце еще не взошло, но уже видны были все курганы и далекая похожая на облако Саур-Могила с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту могилу, то с нее видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо » В Г Короленко был в Донбассе в начале 900 х годов И его сердце тронул древний курган. В 1905 году писатель путешествовал с дочерьми Соней и Наташей по Волге и в своїй записной книжке сделал первоначальный набросок рассказа «Близ Саур-Могилы»: «Случилось мне быть на станции Харцызской и разговориться со стрелочником. Его будка недалеко от песенной Саур-Могилы, о которой вспоминает украинская дума:
Ой, вивели Морозенка на Савур-Могилу, Подивися, Морозенку, на свою Вкрашу.
Теперь отголоски этой думы уже замирают. Я еще слышал ее от слепого бандуриста. Голос у него давно съело пение на ярмарках на ветру, порой на морозе, но в нем остались какие-то изумительные ноты, звучащие стариной и старинной степной тоской... » Вспомнил о Саур-Могиле и К. Г. Паустовский в очерке «Степная станица»: «В палисадниках желтеют бархатцы, и слепцы на сопил-ках поют забытые легенды о Саур-Могиле». В 20-е годы режиссер И. Перестиани поставил фильм под названием «Саур-Могила». В нем рассказывалось о событиях гражданской войны, разгроме банд Махно и Маруси. Роль атаманши Маруси сыграла талантливая актриса А. Быхова. Саур-Могила объявлена памятником древности и героического украинского эпоса и охраняется законом. Имя ее и слава ее вознеслись еще выше в годы Великой Отечественной войны.
|
|||
|