РудольфКарнап
Классификационные, сравнительные и количественные.
Под «классификационнымпонятием» я имею в видутопонятие, котороесоотноситпредмет с
определеннымклассом.
Сравнительныепонятиязанимают
промежуточноеположениемеждуклассификационными и количественнымипонятиями; являютсязначительноболееэффективныминструментомдляописания,
предсказания и объяснения, чемболеегрубыеклассификационныепонятия.
| Три вида понятий в науке
|
| Некоторыеобъявлялиучениеметафизики
ложным, таккаконопротиворечитопытномупознанию. Другиерассматривалиеекакнечтосомнительное,
таккакеепостановкавопросовперешагиваетграницычеловеческогопознания. Многиеантиметафизики
подчеркивалибесплодностьзанятий метафизическимивопросами; можнолинанихответитьилинет, во
всякомслучаенеследует о нихпечалиться.
В областиметафизики(включаявсюаксиологию и учение о нормах) логический анализприводит к
негативномувыводу, который состоит в том, чтомнимыепредложенияэтой областиявляютсяполностью
бессмысленными.
| Почемупроисходитотрицаниеметафизики?
|
| Либовстречаетсяслово,
относительнокотороголишьошибочнополагают, чтооноимеетзначение, либоупотребляемыесловахотя и
имеютзначение, носоставлены в противоречие с правиламисинтаксиса, такчтоонинеимеютсмысла.
| Каковы два вида псевдопредложений?
|
| Еслислово (внутриопределенногоязыка) имеетзначение, тообыкновенноговорят, чтоонообозначает
«понятие»; ноеслитолькокажется, чтословоимеетзначение, в товремякак в дей ствительностионо
таковымнеобладает, томыговорим о «псевдопонятии».
| П онятие и псевдопонятие
|
| Этовытекаетиззадачи, которуюпоставиласебеметафизика: она
хочетнай ти и представитьзнание, котороенедоступноэмпирической науке.
| Почему не может быть осмысленных метафизических предложений?
|
| Предложениеозначает
лишьто, что в немверифицируемо. Поэтомупредложение, еслионовообще о чем-либоговорит, говорит
лишьобэмпирическихфактах.
Предложения (осмысленные) подразделяютсянаследующиевиды: преждевсегоимеютсяпредложения,
которыепоодной своей формеужеявляютсяистинными;
ониничегоневысказывают о
дей ствительности.
Длявсехостальныхпредложений решениеобихистинностиили
ложностизависитотпротокольныхпредложений; ониявляютсяпоэтому (истинныеилиложные) опытными
предложениямии принадлежит к областиэмпирической науки.
| Виды предложений
| (Псевдо-)предложенияметафизикислужатнедля
высказываний о положениидел, нисуществующем (тогдаонибылибыистиннымипредложениями); нине
существующими (тогдаонибылибы, поменьшей мере, ложнымипредложениями); онислужатдля
выражениячувстважизни.
| Логический анализ. онслужитздесьдляисключенияслов, неимеющих
значения, бессмысленныхпсевдопредложений. В своемпозитивномупотребленииметодслужитдля
поясненияосмысленныхпонятий и предложений, длялогическогообоснованияреальной науки и
математики. Негативноеприменениеметода в настоящей исторической ситуациинеобходимо и важно. Но
плодотворнее, уже в сегодняшней практике, егопозитивноеприменение.
| Что остается философии?
|
| в ней можноусмотретьзаменительтеологиинаступени
систематического, понятий ногомышления. (Мнимый ) сверхъестественный познавательный источник
теологиибылзамененздесьестественным, но (мнимым) сверхэмпирическимпознавательнымисточником. метафизикатакжевозниклаизпотребностивыражениячувстважизни, состояния, в
которомживетчеловек, эмоционально-волевогоотношения к миру, к ближнему, к задачам, которыеон
решает, к судьбе, которуюпереживает.
| Какова историческая роль метафизики?
|
|
|